Вопрос 54: «Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета. Понятие бюджетного дефицита и бюджетного профицита»
ГОСБЮДЖЕТ представляет собой централизованный денежный фонд государства, образуемый для материального обеспечения государственных функций. Бюджет как сводный финансовый план государства рассматривается законодательным органом страны и после его утверждения принимает силу юридического закона. Бюджетное устройство, под которым понимаются организация и принципы построения бюджетной системы, определяется государственным устройством. В унитарном (едином) государстве бюджетная система состоит из двух звеньев: госбюджета и бюджетов местных органов власти. В федеративном государстве бюджетная система включает еще одно промежуточное звено - бюджеты членов федерации.
Госбюджет как сводный финансовый план государства состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления средств в бюджет, в расходной - направление их использования.
Основными доходными статьями госбюджета являются: акцизы, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на топливо; доходы от внешнеэкономической деятельности; плата за землю; доходы от размещения Государственного займа и другие поступления. Расходы бюджета группируются в несколько крупных расходных статей: расходы на финансирование общественного хозяйства; финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий; содержание органов государственной власти и управления; расходы на оборону; прочие расходы.
Расходы бюджета носят целевой и безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое использование называется бюджетным финансированием.
Совокупность государственного бюджета и соответствующих ему организаций и учреждений составляет бюджетную систему страны. Структура бюджетной системы страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. Государства с унитарным устройством имеют двухуровневую структуру — государственный и местные бюджеты. В федеративных государствах она трехуровневая: государственный, региональные (субъектов федерации или штатов) и местные бюджеты.
Следует заметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями размеры бюджета стараются удерживать в минимально-необходимых границах, позволяющих государству решать те задачи, которые не способен решить рынок, и не больше.
Под ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА понимают превышение его расходной части над доходной. При превышении доходов бюджета над его расходами, образуется ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА.
Различают активный и пассивный бюджетные дефициты. Активный бюджетный дефицит происходит в результате сознательных действий правительства по увеличению расходов бюджета. Если же дефицит бюджета вызван сокращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности национальной экономики, его называют пассивным.
Причинами образования дефицита бюджета могут быть:
— рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличением государственных инвестиций;
— чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода;
— кризисные явления в экономике, се развал, неспособность правительства держать пол контролем финансовую ситуацию в стране.
Для покрытия дефицита бюджета государство может использовать как внутренние, так и внешние источники. Это:
а) продажа государственных долговых обязательств (займов);
б) займы правительства в Центральном (Национальном) банке;
в) внешние займы;
г) эмиссия, т.е. дополнительный выпуск бумажных денег в обращение.
Для того, чтобы дефицит бюджета не был разрушительным для национального хозяйства, он не должен превышать определенный уровень. Этот предел определяют:
а) по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП);
б) по отношению к национальному доходу (НД);
в) по отношению к расходам на текущий год.
Как показывает мировая практика, для поддержания стабильной рыночной экономики бюджетный дефицит следует ограничивать 2-3 % к ВВП, 5 % к НД, 8-10 % к расходной части бюджета.
Заимствуя денежные средства у юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для покрытия дефицита госбюджета, государство формирует государственный долг. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - это сумма задолженности внешним и внутренним кредиторам. Его подразделяют на внешний и внутренний.
Внешний государственный долг — это суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату.
Внутренний долг — это внутренняя задолженность государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг.
Вопрос 55: «Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса»
Под СОВОКУПНЫМ СПРОСОМ следует понимать общий объем спроса на товары и услуги в стране. Он формируется четырьмя секторами экономики и включает:
1. совокупный спрос домохозяйств на товары и услуги (С)
2. спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей (Ig);
3. спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
4. спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств (чистый экспорт - Хп).
Иными словами, совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию:
C + Ig + G + Xn
Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке, однако построена в иной системе координат и выглядит так, как показано на рис.9.1.
На величину совокупного спроса, как и на величину спроса вообще; влияют ценовые и неценовые факторы. К. ценовым факторамсовокупного спроса относят; эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте общего уровня цен повышаются и процентные ставки. Рост общего уровня цен приводит к увеличению спроса на кредитные ресурсы, повышению процентных ставок (спрос на кредитные ресурсы превышает предложение), а соответственно и к сокращению спроса на товары и услуги со стороны потребителей и наоборот. Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, проявляется в том, что при более высоком уровне цен (инфляции), реальная покупательная способность накопленных финансовых активов, находящихся у юридических и физических лиц, уменьшится. Они станут беднее и будут предъявлять меньший спрос на товары и услуги. Эффект импортных закупок проявляется там, где имеет место изменение соотношения цен на отечественные и иностранные товары. При прочих равных условиях повышение уровня цен в данной стране вызовет увеличение ее импорта и сокращение экспорта.
К неценовым факторам,влияющим на величину совокупного спроса, относят:
1. изменение потребительских расходов: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги.
2. изменения в инвестиционных расходах: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технология, избыточные мощности (наличие неиспользуемого капитала);
3. изменения в государственных расходах;
4. изменения в расходах на чистый объем экспорта: национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы.