Ценовая эластичность. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство
Ценовая эластичность — это степень изменения спроса в зависимости от изменения цены. Она определяется как отношение изменения спроса (в процентах) к трансформации цены (в процентах). Спрос эластичен в том случае, если показатель эластичности превышает единицу, т. е. небольшое изменение цены влечет за собой существенное изменение спроса. Неэластичный спрос имеет место, если колебание цены не сказывается заметно на спросе (эластичность меньше единицы). Унитарный спрос наблюдается тогда, когда степень его изменения соответствует степени изменения цены (эластичность равна единице). На эластичность спроса влияют взаимозаменяемость товаров и важность потребности. Так, если повышается стоимость проезда на отдельном виде транспорта, то пассажиры будут пользоваться другим видом транспорта.
Конкретная цена товара (перевозок) устанавливается в зависимости от целей предприятия.
Важнейшие цели, которые могут преследоваться в процессе ценообразования, — это прибыльность предприятия; завоевание или сохранение рынка, обеспечение единообразия ценовой политики; влияние на покупательную способность, соответствие законодательным требованиям. При этом цены:
1) дают информацию, определяющую действия покупателей и продавцов;
2) стимулируют наиболее экономичные способы производства, через цену происходит распределение доходов между субъектами рыночной экономики.
Конкуренция сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и предложением.
Ценовая конкуренция - это конкурентная борьба посредством изменения цен на товары. В значительной степени она влияет на уровень цены. Предприятия- продавцы следуют кривой спроса, снижая или повышая цену. Поэтому ценой можно легко маневрировать под воздействием множества факторов.
Ценовую конкуренцию может начать на только предприятие, занимающее господствующее положение на рынке, но и небольшое, чтобы выжить в условиях конкуренции. Основное условие успешной ценовой конкуренции - постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только предприниматель, располагающий реальными шансами снижения издержек производства.
Механизм ценовой конкуренции действует по следующей схеме: предприятие-производитель устанавливает на свою продукцию цену ниже рыночных; конкуренты, не располагающие возможностью последовать за ним, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет свое предприятие из трудного положения, перенесет ценовую войну и дождется нового повышения цен. В этом случае цель войны не достигнута и придется или смириться, или снова начинать снижение цен.
Ценовая война - акция трудная и дорогостоящая. На выигрыш может рассчитывать только то предприятие, которое имеет более сильное положение на рынке, чем конкурент. Если же конкурирующие предприятия находятся примерно в равных условиях, то ценовая война не просто расточительна, но и бессмысленна.
Если экономическая мощь конкурентов примерно одинакова, оправданно маневрирование ценами. Эта политика состоит в предоставлении покупателям различного рода скидок, снижении цен на продукцию по сравнению с прейскурантами, установлении цен на товары разного качества в близком диапазоне. В результате выигрывает покупатель.
Монополия означает определенную степень власти над ценой. А эта власть может базироваться на различных предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское, или антимонопольное законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной для эффективности экономики ограничительной деловой практики. Под последней понимаются действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке.
Тема 5.3. Прибыль и рентабельность
1. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли
2. Механизм формирования, налогообложения, распределения и использования прибыли
3. Виды и показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности