Модуль 5 Ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы на товарном рынке.

1. Фирма-монополист продает товар на мировом и внутреннем рынках. Цена мирового рынка равна 4 долл. за штуку. Спрос на внутреннем рынке на товар фирмы описывается формулой Qd = 10 - 2Р. Определите цену, по которой фирма продает товар на внутреннем рынке.

Ответ:Цена внутреннего рынка составляет 4,5.

2. Фирма продает товар на двух изолированных рынках. На одном рынке она действует как абсолютный монополист, на другом - в окружении фирм-аутсайдеров. На первом рынке рыночный спрос описывается формулой Qd = 60 - 12Р, на втором - Qd = 100 - 2Р. На втором рынке число аутсайдеров постоянно и составляет 10. Долгосрочные предельные издержки аутсайдера описываются формулой MCi = 2 + qi, где qi - объем продаж аутсайдера. Долгосрочные предельные издержки фирмы-монополиста описываются формулой МС = 0,lq. Определите объем продаж, сумму прибыли фирмы-монополиста и аутсайдеров:

а) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию третьего типа;

б) если фирма не осуществляет ценовой дискриминации.

Ответ:

  Объем продаж монополии Прибыль монополии Объем продаж аутсайдеров Прибыль аутсайдеров
В случае ценовой дискриминации 40,9 25,5 32,5
При отказе от ценовой дискриминации 37,5 187,5 48,75 118,7

Примечание:Отказываясь от ценовой дискриминации, фирма одновременно будет отказываться от продаж на первом рынке.

3. Фирма, производящая товар с нулевыми издержками, продает товар на двух рынках, спрос на которых описывается формулами: на первом рынке – Qd1= 100 - Р; на втором - Qd2 = 50 - Р.

А. Определите цены, объем продаж и прибыль фирмы, осуществляющей ценовую дискриминацию в том случае, если рынки абсолютно изолированы.

Б. Представим себе, что покупатели приобрели возможность персонального арбитража, не сопряженного ни с какими дополнительными затратами. Как изменятся объем продаж и прибыль фирмы, а также выигрыш потребителей на рынке, если фирма назначила цены такие, как мы определили в пункте (А)?

В. Пусть персональный арбитраж возможен, однако сопряжен с трансакционными издержками в размере 10 на единицу продукции. Ответьте на вопрос (А) с учетом изменившихся условий.

Ответ: А. Р1 = 50, Qd1 = 50 ; Р2 = 25, Qd2 = 25 ; прибыль = 3 125.

Б. Qd1 = 0; Qd2= 100; прибыль - 2500; выигрыш потребителей вырос с 1562,5 до 3125. Обратим внимание, что в данном случае фирма несет потери от использования ценовой дискриминации (в отсутствие ценовой дискриминации Р = 37,5, прибыль = 2812,5).

В. P1 = 42,5, Q d1 = 57,5 ; Р2 = 32,5, Q d2 = 17,5 ; прибыль = 3012,5.

4. Товар X производит фирма-естественная монополия, имеющая функцию издержек TC(q) = 50 + 10q. Спрос на продукцию фирмы описывается уравнением Qd = 100 - Р. Государство рассматривает три варианта политики по отношению к естественной монополии'

а) не регулировать деятельность естественной монополии;

б) установить «социально справедливую цену». Известно, что государственное регулирование цены естественной монополии повысит переменные издержки производства товара на 30%;

в) сформировать на основе одной фирмы пять самостоятельных производителей. Известно, что каждый из пяти производителей будет обладать функцией издержек, аналогичной функции издержек первоначального варианта компании. Однако конкуренция между ними понизит цену на товар X до уровня средних издержек.

Сравните результаты выбора того или иного варианта и определите оптимальную политику государства, ставящего целью максимизировать общественное благосостояние

Ответ: Характеристики результатов государственной политики приведены в таблице:

  Цена Количество Прибыль производителя Общественное благосостояние
Отказ от регулирования 1975,5
Социально справедливая цена 13,5 86,5 3741,125
Расформирование предприятия 3784,5
           

Приведенные результаты показывают, что оптимальной государственной политикой служит расформирование компании.

5. Спрос на товар на внутреннем рынке описывается формулой Qd = 120 - 12Р, а предложение отечественных производителей формулой Qs = 4Р - 8. На отечественный рынок проникает зарубежная фирма, обладающая преимуществом в издержках (средние издержки производства товара постоянны и равны 3, транспортные издержки считаем равными нулю), и начинает играть доминирующую роль. Определите объем продаж фирмы-импортера и отечественных производителей и уровень благосостояния на внутреннем рынке, если:

а) государство проводит либеральную внешнеторговую политику;

б) государство вводит импортный тариф в размере 2 единиц;

в) государство вводит импортный тариф в размере 4 единиц.

Ответ: Параметры равновесия при различных вариантах государственной внешнеторговой политики указаны в таблице:

  Р Q отеч. Q заруб. CS PS отеч. Т им.тар SW
Импортные тариф = 0 5,5 121,5 24,5 142,5
Импортный тариф = 2 6,5 73,5 40,5
Импортный тариф = 4 7,5 37,5 60,5
                     

Вопросы для самопроверки

1. Предмет и метод анализа отраслевых рыночных структур.

2. Роль государственной политики в достижении рациональной рыночной структуры.

3. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Олигопсония. Рынки с асимметричной информацией. Рынки с доминирующей фирмой. Монополия. Монопсония.

4. Факторы, определяющие рыночную структуру.

5. Основные концепции фирмы в экономической теории.

6. Основные характеристики фирмы.

7. Принципиальные организационные формы фирм.

8. Стратегическая концепция фирмы.

9. Стратегия и классификация фирм.

10. Аргументы в пользу конкуренции.

11. Монополия и благосостояние страны. Альтернативные издержки монополизации.

12. Структурные, поведенческие, функциональные критерии работающей конкуренции.

13. Тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Измерение уровня концентрации продавцов.

14. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка. Нестратегические барьеры входа.

15. Эффект масштаба. Ограничения эффекта масштаба. Эффект масштаба и вертикальная интеграция.

16. Вертикальная интеграция первого типа (интеграция ресурсов). Вертикальная интеграция второго типа (интеграция конечного продукта).

17. Диверсификация деятельности фирмы. Дифференциация продукта. Характеристики спроса.

18. Иностранная конкуренция. Стратегические барьеры входа.

19. Ценообразование, ограничивающее вход.

20. Неценовые стратегии создания барьеров входа.

21. Причины рыночной власти доминирующей фирмы: наличие преимуществ в издержках; возможность выпуска более качественной продукции; реклама, репутация, приверженность марке как причины доминирования; доминирование как результат картельного соглашения небольших фирм.

22. Поведение фирм из конкурентного окружения.

23. Анализ модели рынка с доминирующей фирмой и определение характеристик цены, назначаемой лидером.

24. Причины неполноты информации. Асимметричная информация.

25. Рынок дифференцированного продукта.

26. Долгосрочное равновесие на рынке дифференцированного продукта и избыточная производственная мощность.

27. Измерение дифференциации.

28. Горизонтальная и вертикальная дифференциация товара.

29. Реклама на рынке дифференцированного продукта Желательная и нежелательная реклама. Реклама и разброс цен.

30. Реклама и дифференциация имиджа товаров.

31. Реклама и новые товары. Реклама и барьеры входа на рынок.

32. Теория оптимального уровня продуктового разнообразия.

33. Структура рынка и срок службы товара.

34. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения как форма взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции.

35. Внешние эффекты в отношениях между производителями и посредниками как причина стремления фирм вертикально интегрироваться.

36. Проблема двойного ценообразования.

37. Риск безответственности и морального ущерба.

38. Вертикальная интеграция как форма контроля над собственностью.

39. Виды вертикальной интеграции.

40. Издержки вертикальной интеграции. Стимулы к вертикальной интеграции.

Список рекомендуемой литературы.

Основная литература:

1. Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков, ч. I. — Но­во­си­бирск, 2013.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2012. Т. 2.

3. Кен Хитер. Экономика отраслей и фирм. М.: Финансы и статистика, 2010. – 480 с.

4. Хэй, Д., Моррис, Д. Теория организации промышленности: В 2 тт. — СПб.: Экономическая школа, 2010.

5. Шерер, Ф. М., Росс, Д. Структура отраслевых рынков.— М.: ИНФРА-М, 2010

Дополнительная литература:

6. Басовский Л.Е. . Экономика отрасли: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2013. – 145 с.

7. Гайнутдинов Э.М. Экономика промышленного производства. Практикум. – М.: Высшая школа, 2013. – 255 с.

8. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учебное пособие / Е.Н. Киселева, О.Г. Буданова - М.: Вузовский учебник, 2010. – 192 с. :

9. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли. – М.: Инфра-М, 2010. – 309 с.

10. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. – М.: Инфра-М, 2012. – 442 с.

11. Тарануха Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ДиС, 2012. – 240 с. (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова)

12. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие. М.: ДиС, 2010. – 240 с. (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова)

13. Тумин В.М., Коряков А.Г., Михайлов В.Г., Сухов С.В., Аксенова Т.В. Экономика ресурсов отрасли: задачи и ситуации. Учебное пособие – М.: КузГТУ, 2011. – 78 с.

14. Экономика отрасли: Учебное пособие для вузов / под ред. Пелиха А.С. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010. – 448 с.

15. Экономика предприятия: учебное пособие / В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2011 - 132 с.

16. Экономика промышленного предприятия. Под ред. Кантора Е.Л., Маховиковой Г. А., Кантора Е. Л. Ростов-н/Д.: МарТ, 2010. – 864 с.

Наши рекомендации