Вопрос 1 Зарождение и основные этапы экономической теории
Вопрос 1 Зарождение и основные этапы экономической теории
Зарождение экономической мысли
Название | Суть | Создатель |
Свод законов Вавилона | развитие товарно-денежных отношений | царь Хамурапи (1760 г. до нашей эры). |
Древние индийские "Законы Ману" | (четвертый - третий века до нашей эры). | |
. Труды древнекитайских мыслителей | Конфуций (551-479 г.г. до нашей эры) | |
о равенстве людей, о пользовании накопленным богатством общества и праве частной собственности на землю. Красной нитью проходит мысль о необходимости накопления богатства. | Сюнь Цзы (3 век до нашей эры | |
Первым употребил термин "экономия". Экономия в переводе - ведение домашнего хозяйства. Источник богатства - домоводство и сельское хозяйство, предмет изучения - натуральное хозяйство рабовладельца. | Ксенофонт (430 - 355 г.г. до нашей эры). | |
установил категории и закономерности "экономии" наполнив термин научным содержанием. Экономия - это естественная хозяйственная деятельность связанная с производством продуктов. | Аристотель |
Этапы экономической теории
Экономические школы | Период развития | Представители |
Меркантилизм - это школа рассматривающая торговлю, источник богатства - сфера обращения Политическая экономия ввел А. Монкриньтен. Политическая экономия - наука о законах развития общественного хозяйства. Меркантилизм прошел два этапа: ранний и поздний. Ранний меркантилизм - связан с первоначальным накоплением капитала. Суть - привлечение в страну денег, драгоценных металов. Поздний меркантилизм - связан с развитием экспорта, происходит исследование сферы товарного обмена, разработана "теория торгового баланса". | 16-17 вв. | Томас Ман (1571-1641) Антуан Моркриньтен, Вильям Старффот. |
Физиократы (власть природы). Объект изучения - земледельческий труд и земледельческий продукт. Источник богатсва - земля. Физиократы перенесли исследования из сферы обращение в сферу производства. | 18 век. | Франсуа Кенэ (1694-1774) |
Классическая политическая экономика (буржуазная школа) Труд - "Источник Богатства Общества". Собирает в себе взгляды меркантилистов и физиократов данное направление обосновало, что источник богатства - производство. Источник богатства также - труд. Классическая школа дала две ветви: Марксизм и Экономикс. | конец 18 — 1-я пол.19 вв. | Адам Смит (1723-1790) Ульям Пети, Давид Рикардо. |
Марксизм Предмет исследования марксизма - капиталистический способ производтва и соответствующие ему отношения производства и обмена. Главным в учении Маркса является "теория прибавочной стоимости". Прибавачная стоимость - это неоплаченный труд рабочего, присвоенный капиталистом. Присвоение капиталистами прибавочной стоимости является источником увелечения богатства. | 2-я пол. 19 — 20 вв. 2-я пол. 19 — 20 вв. | Карл Маркс (1818-1883) Фридрих Энгельс |
Вопрос 2 Современная экономическая мысль (неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм, институционализм)
Неоклассическая экономическая теория Данное направление включило в себя ряд школ: австрийскую(Маржинализм - это субъективно психологическое направление рассматривающее потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности.), кембриджскую и чикагскую. | конец 19 — начало 21 вв. | Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство Рассматривает предметом анализа народное хозяйство в целом, управление которым необходимо осуществлять госудраству; использует макроэкономический метод исследования; необходимость регулирования рыночной экономики во время кризиса; первым ввел в экономический анализ циклический период развития экономики; ввел понятие психологической склонности людей: стремление по мере роста доходов больше сберегать, чем потреблять. | 20 — начало 21 вв. | Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм Данное направление рассматривает все законы с точки зрения развития институтов, как формальных, так и неформальных. Это направление представленно различными ветвями. | 20 — начало 21 вв. | Джон Гелбрейт (1908-2006) Томас Веблен |
Монетаризм Суть - богатство общества зависит от денежной массы находящейся в обращении. | 20 — начало 21 вв. | Милтон Фридмен (1912-2006) |
Виды
· Частная(Она отличается от индивидуальной тем, что правомочия (признаки) могут в данном случае персонифицироваться и разделяться в разных субъектах. То есть распоряжаются имуществом и доходом одни, а трудятся другие.),
· индивидуальная(концентрирует такие признаки, как управление, труд, распоряжение имуществом и доходом, в одном субъекте. К данной форме можно отнести отдельных торговцев, крестьян с обособленным хозяйством, частнопрактикующих адвокатов, врачей и так далее.),
· кооперативная(основана на объединении индивидуальных собственников. Они представляют собой функционирующее единство. Каждый член кооператива участвует в нем своим имуществом и трудом, имея при этом равные права в распределении дохода и управлении. Такая собственность бывает бездолевой и долевой)
· муниципальная(это также, как и государственная, разновидность публичной собственности. Верховный распорядитель имуществом - органы местной власти. Управление такими предприятиями осуществляют либо муниципальные органы, либо назначенные руководители.),
· государственная(В данном случае абсолютные права собственности находятся у государственного института политической, публичной и экономической власти, а не у частных лиц или их объединений. Государство - это верховный распорядитель имущества или условий производства. Оно же и назначает управляющих производством менеджеров.),
· комбинированная,
· смешанная(внутри разных форм могут формироваться другие. То есть, например, внутри государственного предприятия образовываются структуры кооперативного или частно предпринимательского характер),
· акционерная(это собственность многих юридических и физических лиц, когда права распределены неравномерно).
Функции
информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Классификация
По территориальному признаку:
· местный
· региональный
· национальный
· мировой
По субъектам, вступающим в обмен:
· рынок потребителей
· производителей
· промежуточных продавцов
· государственных учреждений
По объектам обмена:
· рынки средств производства
· рынок товаров и услуг
· финансовый
· рынок интеллектуальной собственности
С учетом ассортимента:
· замкнутый
· насыщенный
· смешанный
По степени соблюдения законности:
· легальный (официальный)
· нелегальный (теневой)
· чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)
По степени насыщенности:
· равновесный (спрос = предложение)
· дефицитный(спрос > предложение)
· избыточный (спрос <
· предложение)
По степени развитости экономической свободы:
· свободный
· регулируемый
По степени конкуренции:
· конкурентный (совершенная конкуренция)
· с монополистической конкуренцией
· олигопольный
· монополия
Виды цен
Цены мировые, цены международных региональных рынков, внутренние, внешнеторговые цены формируют группу видов цен в зависимости от масштабов обслуживания рынка.
По мере углубления международной интеграции усиливается взаимосвязь правил формирования уровней, структуры указанных видов цен.
Сущность рынка.
Рынок - это совокупность форм и способов взаимодействия хозяйствующих субъектов, которые продают и покупают экономические блага. Субъекты рыночной экономики:
1. Домашнее хозяйство – это обобщающий образ потребительского сектора экономики. К ним относят всех потребителей, наемных работников, владельцев капитала, средств производства. Они самостоятельно принимают решения, стремятся к удовлетворению своих потребностей.
2. Фирмы - это самостоятельные хозяйствующие субъекты, обладающие правом юридического лица и зарегистрированные в соответствии с существующим законодательством. В рыночной экономике фирмы приобретают права, обеспечивающие полную самостоятельность в пределах законодательных актов. Они полностью свободны в выборе направлений деятельности, самостоятельны в принятии решений и ориентации на достижение конечного успеха – получение прибыли. Фирмы самостоятельно выбирают поставщиков и покупателей, имеют право своими средствами участвовать в капитале других фирмы (предоставление кредита, приобретение акций и др.).
3. Государство - все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть, осуществляющие государственное управление на разных уровнях. В случае необходимости они осуществляют контроль над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общенациональных целей.
Условия возникновения рынка:
1. Общественное разделение труда
2. Обособление товаро-производителей как собственников.
Этапы становления рынка:
1. Формирование рынка
2. Функционирование конкурентного рынка
3. Монополистический капитализм
Суть рыночных отношений:
1. Сводится к возмещению затрат производителей и продовцов и к удовлетворению спроса и предложения.
2. Материальной основой рынка является движение товаров, услуг и денег.
Сущность рынка выражается в его функциях:
1. Регулирующая
2. Стимулирующая
3. Ценообразующая - установление эквивалента обмена
4. Посредническая
5. Информационная
6. Санирующая - происходит удаление (вымывание) неконкурентоспособных предприятий
Классификация рынков:
1. По степени конкуренции - рынок представлен совершенной и несовершенной конкуренцией
2. По степени регулирования - свободные и регулируемые рынки
3. По объему продаж - оптовые и розничные
4. По степени соответствия правовым нормам - правовые и неп равовые
5. По ширине охвата - местный, региональный, национальный и мировой
6. По экономическому назначению объектов продажи - рынки конечной продукции и рынки ресурсов.
Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.); 2) по географическому положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.); 5) по характеру продаж (оптовый, розничный).
По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений здесь выступают цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда.
В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению к материальному производству и обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи с этим принято выделять четыре укрупненных вида инфраструктуры: производственную; транспортную; социальную; рыночную
Функции инфраструктуры рынка следующие:
- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений;
- облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
- подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Изменение в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики: а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики, б) регулирование движения товарно-денежных потоков.
Подход Вальраса
Главным в подходе является расхождение величин Q1 иQ2 при цене P1
В р-те конкуренции покупателей происходит рост цены до тех пор пока не исчезнет дефецит товара или избыток спроса
В случае избытка пр-я при цена Р2 конкуренция производителей приводит к паденю цены и исчезновению избытка пр-я
Маршалл
Главное: разница цены Р1 и Р2
Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разницу цены спроса и цены предложения, увеличивая объем предложения. Q1 до Q2 сокращает разницу в ценах и способствует установлению равновесной цены.
Т.о. в модели Вальрасса равновесие достигается путем изменения цены(краткоср. Период) а в модели маршалла путем изменения величины предложения товаров(долгосрочный период).
С точки зрения временных хар-к, ситуация равновесия рассматривается в паутинообразных моделях.
1) Наклон кривой пр-я такой же как и кривой спроса
Допустим в периоде Т1 приобретает Q1 товара по низкой цене Р1 периоды Т данной модели это срок м-ду изменением цены и связанным с этими переменеми в масштабах пр-ва.
Низкая цена стимулирует в периоде Т2 сравнительно небольшого кол-ва товаров Т2, что стимулирует рост цены до Р2. В периоде Т3 произведется больше товара. Кол-во Q3 будет куплено вновь по Р1.
Неустойчивое равновесие (не достигаемо)
2)Кривая спроса более пологая, чем кривая пр-я. В этих условиях объем пр-ва и цена приближаются к уровню равновесной
3)Кривая пр-я более пологая(положение становится более нестабильным) происходит расширяющиеся колебание цен.
Ситуация неустойчивого равновесия(1-3)
Цена пола – установленная минимальная цена, ограничив. ее дальнейшее снижение.
Цена потолка– установленная максимальная цена.
Цены пола и потолка устанавливаются гос-вом, регулир. ценообразование на рынке.
Кардиналистская концепция
Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность.
Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.
Различают общую и предельную полезность:
Общая полезность (total utility) – это совокупная полезность всех потребляемых благ.
Предельная полезность (marginal utility) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу:.
Можно ли измерить полезность? Кардиналисты исходят из того, что полезность может измеряться в абсолютных единицах, вводится специальная единица полезности – ютиль.
В ординалистской концепции предлагается относительное измерение (товар А лучше товара B – A>B, товар А хуже товара В – A<B, товары А и В равнозначны – А=В), основанное на определении предпочтений потребителя.
Основами кардиналистской концепции являются:
Спрос определяется полезностью
Полезность имеет абсолютное измерение.
Рассмотрим свойства общей и предельной полезности.
Общая полезность увеличивается при увеличении количества потребительских благ. Графически это выглядит так:
Увеличение количества потребляемого товара увеличивает меру насыщения, поэтому каждая дополнительная единица блага приносит всё меньше полезности по сравнению с предыдущей. Предельная полезность обратно пропорциональная объему потребляемых благ. Закон убывающей предельной полезности: если потребление всех других товаров постоянно (при прочих равных условиях), то предельная полезность данного блага будет уменьшаться по мере роста потребления.
Для большинства товаров данный закон начинает действовать уже со второй единицы блага. Из этого правила есть исключения, но всё равно начиная с некоторой единицы этот закон имеет место.
Т.к. предельная полезность сокращается, то увеличение покупок приносит всё меньшее и меньшее удовлетворения. Следовательно, он будет наращивать потребление только при условии снижающейся цены за дополнительные единицы товара. Поэтому кривая предельной полезности, подобно кривой спроса, имеет отрицательный наклон и ту же конфигурацию.
Чтобы применить концепцию предельной полезности для исследования спроса, следует сделать следующие предположения (допущения):
Упорядоченность предпочтений потребителя, т.е. предпочтения уже сформировались, для каждых конкретных товаров А и В потребитель может утверждать: A>B, A<B, A=B.
Транзитивность предпочтений. Это допущение касается логики предпочтений: если A>B и B>C, то A>C.
Наличие необходимой информированности о ситуации на рынке.
Ненасыщенность потребностей, т.е. чем больше, тем лучше: A+1>A.
Каждый потребитель исключительно рационален (наибольший эффект при наименьших затратах) и приобретая товары стремится повысить общую полезность потребляемых благ. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации общей (интегральной) полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.
Рассмотрим конкретный пример.
Пусть бюджет составляет 350 рублей. Цена товара A – 50 руб., цена товара В – 100 руб. Составим таблицу предельной полезности:
Количество товара, шт. | Товар А (цена – 50 руб.) | Товар В (цена – 100 руб.) | ||
MU, ютиль | MU на 1 руб. | MU, ютиль | MU на 1 рубль | |
5/50=0,1 | 9/100=0,09 | |||
4/50=0,08 | 6/100=0,06 | |||
3/50=0,06 | 5/100=0,05 | |||
2/50=0,04 | 3/100=0,03 | |||
1/50=0,02 | 1/100=0,01 |
Равная полезности на рубль цены для товаров А и В – 0,06, значит оптимальное сочетание – 3 ед. товара А и 2 единицы товара В.
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий предельную полезность на единицу цены в условиях ограниченности данного дохода.
Кардиналистская теория формулирует правило максимизации общей полезности:
Функция полезности максимизируется в том случае, когда отношение полезности блага к его цене одинаково для всех потребляемых благ:
Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые образуют 3 типичных случая потребительского поведения:
1. Эффект присоединения к большинству (потребитель, стремясь не отстать от других, покупает то, что покупают другие; значит, потребитель зависит от мнения других, и эта зависимость прямая).
2. Эффект сноба (у потребителя есть стремление выделиться из толпы, зависимость от выбора других – обратная).
3. Эффект Веблена (описывается Вебленом в «теории праздного класса») (товары и услуги используются не по прямому назначению, а чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление).
Ординалистская концепция
Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.
Ординалистский подход основан на следующих положениях:
Спрос зависит от предпочтений потребителя. При этом предпочтения формируются не на абсолютной оценке полезности товара, а на относительном их соизмерении. В результате происходит ранжирование предпочтений потребителя.
Спрос зависит от намерений по закупке других товаров и не только с точки зрения дохода, но и с точки зрения полезности.
Инструментальный анализ спроса потребителя.
Инструментами анализа выступают кривые безразличия и бюджетная линия.
Кривая безразличия – это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Любая точка, лежащая выше и правее кривой (например, К) будет предпочтительнее, чем любая точка кривой. Точка, лежащая ниже кривой, принесет меньше удовлетворения (например, N).
Рассмотри свойства кривых безразличия:
Кривая имеет отрицательный наклон, т.к. при постоянной полезности набора из двух товаров, чтобы увеличить количество одного товара в наборе, нужно отказаться от другого товара.
Через любую точку в графическом пространстве можно провести соответствующую кривую безразличия. Так мы получим карту кривых безразличия:
Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой представляет собой высокий уровень полезности.
Две кривые безразличия не могут пересекаться и касаться друг друга.
Форма кривой – она вогнута по отношению к началу координат.
Это объясняется сокращением предельной нормы замещения (MRS):
MRS – это количество одного товара, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления другого товара. Знак «–» перед дробью необходим, чтобы значение MRS было положительно, т.к. ΔY отрицательно.
Есть два особых случая конфигурации кривых безразличия:
1. Товары А и В – абсолютные субституты. Тогда кривые безразличия имеют вид:
Здесь MRS = const.
Жесткая взаимодополняемость товаров (например, левый и правый ботинок):
Здесь MRS = 0.
Возможности потребления связаны с бюджетной линией. Спрос ограничивается ценой. Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.
Уравнение бюджетной линии:
PхQх + PуQу = I.
Бюджетная линия пересекает оси координат в точках (А) и (В):
Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: Pх/Pу.
Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии.
При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному.
Кардиналистызаметили, что если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает. Это относится практически ко всем товарам и называется законом убывающей предельной производительности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки товара по мере удовлетворения потребности в нем. Главной задачей изучения потребительского поведения было определить то состояние, которое являлось бы наиболее оптимальным для потребителя. Очевидно, что потребитель вынужден идти на компромисс, поскольку должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг. В поисках такого набора потребитель склонен постоянно менять структуру потребления. Принцип максимизации обшей полезности будет состоять в следующем: каждый потребитель должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой, т. е. покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.
Ординалисты— представители другого направления в Т. п. п. полагают, что поскольку оценка предельной полезности является субъективной, то ее невозможно измерить, и вводят понятие «ординальной» (порядковой) полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя от того или иного набора благ. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения, называют кривой безразличия. В каждой точке этой кривой есть набор товаров, который имеет одинаковую полезность для потребителя. Таких кривых можно нарисовать бесконечно много, причем каждая следующая кривая (лежащая дальше от начала координат) будет соответствовать большей общей полезности (отсюда понятие порядковой полезности). Нет смысла до бесконечности рисовать карту безразличия, поскольку существует некое ограничение — доход потребителя. Оно будет отражаться на бюджетной линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и заданных ценах па эти товары. Оптимальное состояние потребителя ординалисты определяют в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, которая и определит оптимальное количество спрашиваемого товара при заданной цене на него, т. е. величину спроса.
Издержки производства.
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости.
Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты
Классификации издержек
Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «невозвратных» (англ. sunk costs). Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими
хозяйственный оборот без малейшей надежды на возвращение. Актуальные издержки принимают в расчёт при принятии решений, издержки,
«невозвратные»— нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.
Актуальные экономические издержки, в свою очередь, составляют из явных и
вменённых. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с
контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют
бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно
выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это — издержки упущенных
возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации
экономических ресурсов в экономические блага.
Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные
(их называют ещё предельными издержками) или замыкающие, а также на
постоянные и переменные.
Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.
Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем неограничен.
Поскольку величина постоянных издержек обязательно перестаёт зависеть от объёмов выпуска, часто определение искажают, говоря о постоянных издержках как о независящих от объёма выпуска, а то и просто указывая некий перечень статей калькуляции себестоимости, который якобы при любых обстоятельствах описывает постоянные издержки. Например, жалование конторских работников, амортизация, реклама и т. п. Соответственно переменными начинают считать издержки, величина которых непосредственно зависит от изменения объема выпуска (сырьё, материалы, заработная плата непосредственно производственных рабочих и т. п.). Такое «внедрение» положений о бухгалтерском учёте в экономику как науку не просто неправомерно, но прямо вредоносно.
Виды издержек
Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Если предприниматель использует не приобретаемые, а собственные ресурсы, цены должны быть выражены в одинаковых единицах для точного определения величины затрат. Функция издержек описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для егообеспечения. Технология и цены на производственные ресурсы обычно берутся как данные при определении функции издержек. Изменение цен на какой-либо ресурс или применение улучшенной технологии отразится на величине минимальных затрат при производстве такого же объема продукции. Функция издержек связана с производственной функцией. Минимизации затрат для производства любого данного объема продукции зависят отчасти отпроизводства максимально возможного объема продукции при данной комбинации факторов.
Внешние и внутренние издержки
Мы можем заявить, что издержки — это внутренняя оценка тех затрат, которые фирма должна сделать, чтобы отвлечь необходимые ей факторытрансформации от альтернативного применения. Эти затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Та оценка затрат, которая приобретает вид платежей поставщикам труда и капитала, называется внешними издержками. Однако фирма может использовать благоприобретённые ресурсы в разных технологиях, что также создаёт издержки. Издержки, связанные с упущенными возможностями иного использования благоприобретённого экономического ресурса, представляют собой неоплачиваемые или внутренние издержки.
Производство
Продукция может производиться как стандартизированная (нефть, алюминий) — чистая олигополия, так и дифференцированная (например, автомобили) — дифференцированная олигополия. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти.
Ценовая дискриминация
Ценова́я дискримина́ция — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками
1. Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д — которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.
2. Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.
3. Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.
Рынок капитала и процент.
В хозяйстве существует еще один рынок, функционирование которого мы не рассматривали, - это рынок капитала, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.
Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита (от лат. creditum - "ссуда"). Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называюткредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.
На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.
Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промеж