Классическая классификация БП

Что такое бизнес-процесс?

Если вы будете искать в Интернете определение бизнес-процесса, вы сможете найти много определений. Все эти определения содержат некоторые общие элементы:

· Бизнес-процесс запускается бизнес-событием.

· Бизнес-процесс имеет вход и создает выход, который представляет ценность для организации, заинтересованных лиц или заказчиков.

· Бизнес-процесс состоит из связанных структурированных действий. Материальные предметы и/или информация передаются от одного действия к другому в составе процесса.

· Бизнес-процесс может быть частью более крупного процесса или включать в себя или зависеть от других процессов.

· Бизнес-процесс может рассматриваться как поток работ (workflow) для прецедента использования (usecase).

· Бизнес-процесс обычно зависит от нескольких бизнес-функций, которые егоподдерживают, например от ИТ, персонала и помещений.

Бизнес-процесс — это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат. У бизнес-процесса должен быть единый менеджер, который управляет процессом и отвечает за его результат. В деятельности любой компании можно насчитать как минимум несколько десятков бизнес-процессов. Чтобы их как-то структурировать и выделять конкретный процесс из общей массы, вводят определенные классификации.

Потребитель может быть как внешним, так и внутренним по отношению к организации.

Внешний потребитель — это потребитель, который не входит в состав данной организации, а

внутренний — тот потребитель, который находится в рамках данной организации.

Важно знать потребителя бизнес-процесса потому, что именно он явным или неявным образом

задает требования к процессу и, следовательно, может оказывать влияние даже на сам факт существования конкретного процесса.

Если мы рассматриваем в качестве примера предприятие, производящее шины, то производство шин — это бизнес-процесс, причем основной для данного предприятия. Почему? Производство шин (как процесс) включает в себя множество взаимоувязанных операций, потребляет определенные ресурсы (сырье и материалы, электроэнергию, труд персонала и т. п.) и выдает определенный результат потребителю — готовую шину. Потребителем для этого процесса будет одна или несколько оптовых торговых фирм, которые организуют распределение товара до конечных потребителей.

Другой пример бизнес-процесса — закупка сырья для производства тех же шин. Такой процесс также соответствует данному выше определению, но потребитель конечного результата процесса будет внутренним — это производственные цеха предприятия, в которых готовят резиновую смесь, обрезиниваютметаллокорд и т. д.

Результат бизнес-процесса — это, пожалуй, наиболее важная его составляющая. Деятельность без результата не может быть, в противном случае это не деятельность, а просто некое бесцельное времяпрепровождение. Без достижения результата (причем, заметим, с требуемыми потребителю характеристиками) деятельность бессмысленна. А от того, как процесс выстроен, зависят в том числе и издержки этого процесса.

У бизнес-процесса должен быть

единый менеджер, который управляет процессом и отвечает за его результат. На практике часто бывает (это характерно для крупных компаний), что у бизнес-процесса есть так называемые

владелец и менеджер процесса. Обе эти фигуры отвечают за результаты, но при этом владелец процесса обладает полномочиями изменять сам порядок выполнения процесса, а менеджер процесса осуществляет оперативное управление.

Преимущества BPM

BPM позволяет предприятию быть гибким и чутким к постоянным изменениям бизнеса по запросу благодаря оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, направленных:

на выявление и устранение избыточной рабочей силы и узких мест;

снижение рисков за счет выявления возможных проблем до внедрения процесса;

отделение логики бизнес-интеграции от лежащего под ней программного кода;

повышение переносимости и снижение стоимости поддержки благодаря использованию индустриальных стандартов;

автоматическое внедрение процессов, исключение задач ручного размещения.

немедленную реализацию новых бизнес-правил и процессов;

визуализацию реальных показателей эффективности процессов по сравнению с ключевыми индикаторами;

точное определение будущих улучшений процесса.

Устойчивые решения для управления бизнес-процессами предоставляют мощные инструменты как для деловой, так и для ИТ-составляющих бизнеса, позволяющие решить стоящие перед ними проблемы.

Потребности руководства бизнеса:

Рост доходов при сдерживании затрат.

Способность к реагированию на условия ведения бизнеса и использованию новых возможностей рынка.

Повышение квалификации, способностей и лидерства как первый шаг к росту.

Потребности руководства ИТ:

Приведение в соответствие целей бизнеса и ИТ в части роста доходов при сдерживании затрат.

Обеспечение возможности к реагированию и быстрым изменениям в организации с помощью ИТ.

Предание отдельным людям и командам возможности быть более эффективными с помощью ИТ._

Современные концепции КИС.

В настоящее время в развитых странах используются несколько концепций КИС.

1. Система управления ресурсами предприятия (часто используют следующие аббревиатуры:MRP (MaterialRequirementsPlanning) - планирование материальных потребностей, MRPII (ManufacturingResourcePlfnning) - планирование ресурсов производства, ЕRP (EnterpriseResourctPlfnning) - планирование ресурсов предприятия).

2. Система управления логистикой (SСМ - SupplyChainManagement -управление каналами снабжения).

3. Система управления данными об изделиях на промышленных предприятиях (РDМ - ProductDevelopmentManagement - управление cборкой изделий).

4. Система автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства (САD/САМ – Computer-AidedDesign/Manufacturing - автоматизированное проектирование и производство).

5. Система документооборота (docflow - поток документов).

6. Информационная автоматизированная система бухгалтерского учета (АІS –AccountingInformationSystem). Информационная система бухгалтерского учета поддерживает две основных бизнес-функции: регистрацию хозяйственных операций и поддержку принятия решений. Это часть информационной системы, которая имеет отношение к оценке, анализу и прогнозирования дохода, прибыли и других экономических событий на предприятии в целом и в его подразделах в отдельности.

7. Система представления данных для анализа руководством (МІS –ManagementInformationSystem).

8. Системы организации рабочего пространства (workflow).

9. Среда Internet/Intranet.

10. Система электронной коммерции (е-commerce).

11. Специализированные программные продукты или системы для решения других задач.

Концепция МRРІІ (ManufacturingResourcePlanning - планирование производственных ресурсов) - методология детального планирования производства предприятия, которое включает учет, планирование загрузки производственных мощностей, планирование потребностей во всех ресурсах производства (материалах, сырью, комплектующих, оснащении, персонале), планирование производственных затрат, моделирование хода производства, его учет, планирование выпуска готовых изделий, оперативное корректирование плана и производственных задач.

ЕRР (EnterpriseResourctPlfnning - планирование ресурсов предприятия)-это современная концепция, которая является развитием МRРІІ. Она разрешает отслеживать не только производственные, но и другие ресурсы предприятия (финансовые, сбытовые и т.п.). Эта концепция имеет большую функциональность, в ней значительное внимание уделяют финансам и средствам поддержки принятия решений. Она обеспечивает возможность планировать и управлять не только производственными процессами, но и всей деятельностью предприятия, достичь оптимизации последней по ресурсам и временем.

Что такое бизнес-процесс?

Если вы будете искать в Интернете определение бизнес-процесса, вы сможете найти много определений. Все эти определения содержат некоторые общие элементы:

· Бизнес-процесс запускается бизнес-событием.

· Бизнес-процесс имеет вход и создает выход, который представляет ценность для организации, заинтересованных лиц или заказчиков.

· Бизнес-процесс состоит из связанных структурированных действий. Материальные предметы и/или информация передаются от одного действия к другому в составе процесса.

· Бизнес-процесс может быть частью более крупного процесса или включать в себя или зависеть от других процессов.

· Бизнес-процесс может рассматриваться как поток работ (workflow) для прецедента использования (usecase).

· Бизнес-процесс обычно зависит от нескольких бизнес-функций, которые егоподдерживают, например от ИТ, персонала и помещений.

Бизнес-процесс — это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат. У бизнес-процесса должен быть единый менеджер, который управляет процессом и отвечает за его результат. В деятельности любой компании можно насчитать как минимум несколько десятков бизнес-процессов. Чтобы их как-то структурировать и выделять конкретный процесс из общей массы, вводят определенные классификации.

Потребитель может быть как внешним, так и внутренним по отношению к организации.

Внешний потребитель — это потребитель, который не входит в состав данной организации, а

внутренний — тот потребитель, который находится в рамках данной организации.

Важно знать потребителя бизнес-процесса потому, что именно он явным или неявным образом

задает требования к процессу и, следовательно, может оказывать влияние даже на сам факт существования конкретного процесса.

Если мы рассматриваем в качестве примера предприятие, производящее шины, то производство шин — это бизнес-процесс, причем основной для данного предприятия. Почему? Производство шин (как процесс) включает в себя множество взаимоувязанных операций, потребляет определенные ресурсы (сырье и материалы, электроэнергию, труд персонала и т. п.) и выдает определенный результат потребителю — готовую шину. Потребителем для этого процесса будет одна или несколько оптовых торговых фирм, которые организуют распределение товара до конечных потребителей.

Другой пример бизнес-процесса — закупка сырья для производства тех же шин. Такой процесс также соответствует данному выше определению, но потребитель конечного результата процесса будет внутренним — это производственные цеха предприятия, в которых готовят резиновую смесь, обрезиниваютметаллокорд и т. д.

Результат бизнес-процесса — это, пожалуй, наиболее важная его составляющая. Деятельность без результата не может быть, в противном случае это не деятельность, а просто некое бесцельное времяпрепровождение. Без достижения результата (причем, заметим, с требуемыми потребителю характеристиками) деятельность бессмысленна. А от того, как процесс выстроен, зависят в том числе и издержки этого процесса.

У бизнес-процесса должен быть

единый менеджер, который управляет процессом и отвечает за его результат. На практике часто бывает (это характерно для крупных компаний), что у бизнес-процесса есть так называемые

владелец и менеджер процесса. Обе эти фигуры отвечают за результаты, но при этом владелец процесса обладает полномочиями изменять сам порядок выполнения процесса, а менеджер процесса осуществляет оперативное управление.

Классическая классификация БП

Существует некоторое количество классификаций бизнес-процессов. Мы приведем сначала классическую (ее еще называют подробной). Итак,

подробная классификациябизнес-процессов имеет следующий вид:

  • основные процессы;
  • сопутствующие процессы;
  • вспомогательные процессы;
  • обеспечивающие процессы;
  • управляющие процессы;
  • процессы развития.

Основными бизнес-процессами являются процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода. Так, для завода древесно-стружечных плит и деталей (ДСП и Д) основным бизнес-процессом является производство ламинированной древесно-стружечной плиты.

Сопутствующие процессы — процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатами сопутствующей основному производству производственной деятельности и также обеспечивающие получение дохода. Так, для автотранспортного предприятия процесс ремонта стороннего транспорта на собственной ремонтной базе является сопутствующим процессом.

Вспомогательные бизнес-процессы — процессы, предназначенные для обеспечения выполнения основных БП и поддержания их специфических черт. Так, для ТЭЦ или ГЭС вспомогательным бизнес-процессом является процесс ремонта производственного оборудования.

Обеспечивающие бизнес-процессы — процессы, предназначенные для жизнеобеспечения всех остальных БП и ориентированные на поддержку их универсальных черт. На предприятиях любой отрасли это процесс финансового обеспечения деятельности, процесс кадрового обеспечения, инженерно-технического обеспечения и т. п.

Бизнес-процессы управления — это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого БП и бизнес-системы в целом. Это процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий.

Бизнес-процессы развития — это процессы совершенствования производимого товара или услуги, технологий, модификации оборудования. Например, это проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в машиностроении, процесс технического перевооружения в электроэнергетике и т. п.

Наши рекомендации