Тема 10. Методы распределения товаров
Тема 11. Методы стимулирования
11.1. Этапы разработки эффективного стимулирования (коммуникации)
11.2. Факторы, определяющие структуры комплекса стимулирования
11.3. Разработка комплексного бюджета стимулирования
11.4. Реклама
Тема 12. Процесс управления
12.1. Содержание процесса управления
12.2. Место решения в процессе управления
12.3. Структура и процесс принятия решения
12.4. Распределение полномочий на принятие решений
12.5. Риск при принятии решений
Тема 13. Основные методы управления. Управление персоналом. Стили руководства
13.1. Экономические методы управления
13.2. Организационно-распорядительные методы управления
13.3. Социально-психологические методы управления
13.4. Мотивация исполнителя
13.5. Процесс формирования управленческих кадров
13.6. Содержание работы руководителя
13.7. Стиль управления
13.8. Эффективность стиля управления
13.9. Основные заповеди делового человека (отечественный и зарубежный опыт)
13.10. Управление конфликтами
13.11. Понятие и виды контроля
13.12. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля
13.13. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле
Тема 14. Организация управления предприятием (фирмой)
14.1. Типовые организационные структуры управления предприятием (фирмой)
14.2. Положения о подразделениях предприятия и должностные инструкции
14.3. Совет фирмы (АО), его функции и практическая деятельность
14.4. Реакция фирмы на изменчивость внешней среды и предпочтительная структура управления
14.5. Основные виды и области применения АСУ на предприятии
Тема 15. Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия
15.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте
15.2. Обзор техники и видов планирования
15.3. Система прогнозов и планов фирмы
15.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы)
15.5. Экстраполяционное прогнозирование
15.6. Роль нормативов в планировании
15.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия
15.8. Оперативное планирование производства (ОПП)
Тема 16. Методы управления фирмой в условиях нестабильного рынка
16.1. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка
16.2. Выбор и оценка стратегической позиции фирмы на рынке. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ)
16.3. Управление портфелем СЗХ фирмы
Тема 17. Обеспечение качества продукции
17.1. Понятие качества изделия, основные показатели качества
17.2. Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла
17.3. Организация службы контроля качества на предприятии
17.4. Статистические методы управления качеством
Тема 1. Предмет и задачи курса
Предмет курса
Курс "Экономика и управление предприятием" предусматривает изучение четырех дисциплин в их гармоничной диалектической связи:
- экономика предприятия;
- маркетинг;
- управление;
- организация производства.
Предмет и содержание (модель) курса представлены на рис. 1.1, где на фоне графиков экономической жизни инвестиций и жизненного цикла товара показаны последовательность изучения тем курса как этапов деятельности фирмы от возникновения идеи нового изделия (в результате оценки рыночных возможностей) до снятия его с производства и влияние этой деятельности на издержки производства и сбыта.
Рис. 1.1. Содержание курса "Экономика и управление предприятием"
Курс состоит из 5 разделов.
Раздел 1. (Подготовительный), который включает следующие темы:
1. Предмет и задачи курса.
2. Место и роль предприятия в обществе.
3. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления.
4. Роль издержек в бизнесе.
5. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности.
Раздел 2. Разработка товара. Подготовка производства. Тема:
6. Научно-техническая и организационная подготовка производства.
Раздел 3. Производство. Темы:
7. Производственный процесс, типы производств, производственная структура предприятия.
8. Организация технического, материального и трудового обеспечения производства.
Раздел 4. Сбыт продукции. Темы:
9. Маркетинговые решения по ценообразованию.
10. Маркетинговые решения по распределению товаров (услуг).
11. Продвижение товаров (услуг).
Раздел 5. Управление деятельностью предприятия. Темы:
12. Процесс управления.
13. Основные методы управления.
14. Организация управления предприятием.
15. Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия.
16. Методы управления фирмой в условиях нестабильного рынка.
17. Обеспечение качества продукции.
Каждая из перечисленных тем курса, кроме сущности и содержания, рассматривается в следующих аспектах:
- цели и задачи в зависимости от рыночной конъюнктуры;
- управление процессом;
- оценка издержек.
Задачи курса
Изучение основных сфер деятельности производственных машиностроительных и приборостроительных предприятий и подготовка специалистов-инженеров к пониманию и принятию решений в области организации и управления созданием, производством и сбытом продукции на основе экономических знаний применительно к конкретным рыночным условиям.