Институциональная структура общества, институты: процессы, структуры, побуждения, правила.

Институциональная структура общества

Люди налагают на себя ограничения, которые позволяют им строить свои отношения с другими людьми во всех обществах, даже в первобытных. Институциональная структура развитого общества включает как формальные, так и неформальные правила, и эти груп­пы правил определенным образом взаимодействуют друг с другом.

Определить, что такое институты, непросто. Институты весь­ма разнообразны и определение должно быть достаточно общим, чтобы охватить все их разнообразие. Но общий характер опреде­ления может привести к утрате его смысла. Понять, что такое ин­ституты можно, только выяснив основания их возникновения, проследив, как они развиваются, и определив те функции, кото­рые они выполняют.

В литературе можно встретить несколько различных опреде­лений институтов [Davis, North, 1970]:

1. институты определяются как «правила игры», которые структурируют поведение организаций и индивидов в экономике;

2. институты определяются как культурные нормы, вера, менталитет;

3. институты определяются как организационные структуры, на­пример, финансовые институты — банки, кредитные учреждения;

4. понятие «институт» может использоваться применительно к личности или к определенному посту (например, институт пре­зидентства);

5. теоретико-игровой подход рассматривает институты как равновесие в игре.

Неоинституциональная экономическая теория использует определение, которое принадлежит Д. Норту, получившему в 1993 году Нобелевскую премию за исследования в области новой эко­номической истории — клиометрии: «Институты — это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимо­отношения между людьми (политические, экономические и со­циальные). Они включают неформальные ограничения (санкции, табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные прави­ла (конституции, законы, права собственности), а также механиз­мы, обеспечивающие их выполнение» [Норт, 1997а]. В этом опре­делении основной упор делается на то, что институты образуют ограничительные рамки для экономического поведения людей.

Норт проводит аналогию с правилами игры в командных спор­тивных играх (например, в футболе). Эти правила игры состоят из формальных писаных правил и неписаных кодексов поведения, которые лежат глубже формальных и дополняют их — например, запрещают сознательное нанесение травмы ведущему игроку про­тивника. Правила иногда нарушаются, и тогда нарушитель подвер­гается наказанию, т.е. действует определенный механизм, принуж­дающий игроков к соблюдению правил игры [Норт, 1997б, с. 98].

В соответствии с этим определением одного наличия прави­ла недостаточно для того, чтобы можно было бы говорить о суще­ствовании института. Институт существует, только если правило действительно воздействует на поведение тех, на кого оно рас­считано, или на поведение тех лиц, которые обнаруживают на­рушение правила. Самым лучшим и достаточным свидетельством существования института будет регулярное применение санкций по отношению к тем лицам, которые нарушают правила. Полное отсутствие наказаний в отношении явных нарушителей правила будет убедительным свидетельством того, что данное правило не является институтом.

Институты следует отличать от организаций. В литературе довольно часто встречается смешение понятий «институт» и «ор­ганизация», которое, видимо, вызвано тем, что организации, по­добно институтам, структурируют отношения между людьми. Но если институты — это правила игры, то организации — это игроки. Цель команды, играющей по этим правилам, — выиграть игру.

«Организация — это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функцио­нирующая более или менее непрерывно для достижения опреде­ленной цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками» [Менар, 1996, с. 22].

Теория институтов

Теория экономических институтов изучает, что явствует уже из ее названия, институты, которые она рассматривает как правила взаимодействия агентов рынка. Она анализирует следующие вопросы.

Как эти правила формируются? Какие критерии определяют, что данное правило эффективно или неэффективно? Как сделать так, чтобы люди следовали правилам? Как реформировать законы (формальные правила), которым подчиняется общество? Как заранее оценить эффекты от введения или отмены того или иного правила? Почему одни и те же правила в одних странах работают, а в других нет? Какое влияние на правила оказывает развитие информационных технологий? Что меняется в правилах в эпоху электронной коммерции и стирания границ между странами?

Наши рекомендации