Функции экономической теории.

Исследуя экономические явления и процессы, законы и закономерности их протекания и развития, механизм хозяйствования, экономическая теория выполняет три основные функции.

Во-первых, это познавательная функция. Она означает, что экономическая теория как наука служит людям для того, чтобы познавать сложные, во многом взаимозависимые и переплетающиеся процессы экономического развития, не различимые для поверхностного наблюдения, для простого глаза. Тем самым эта наука облегчает понимание сложных вещей и явлений, делает глубинное, невидимое понятным и доступным, дает “ключ” в мир экономики.

Во-вторых, экономическая теория выполняет методологическую функцию. Методология есть учение о методах познания. Открывая законы и закономерности общих экономических процессов, экономическая теория дает всем частным экономическим наукам, а их около 30, общие знания об экономике, а также вооружает такими методами, которым лучше всего поддаются твердые “орешки” экономической реальности. Тем самым общая экономическая теория выполняет роль прочного фундамента для многоэтажного “здания” экономических наук.

В-третьих, для экономической теории характерна прагматическая, т.е. практическая функция. Это означает, что экономическая теория напрямую служит практике, обществу, людям. Эта наука открывает им наиболее полезные и эффективные направления их деятельности, учит использованию экономических методов воздействия, умению видеть неиспользованные еще пути и ресурсы, выбирать формы и способы хозяйствования, считать и оценивать как успехи, так и просчеты, видеть экономическую перспективу.


.Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли. Теоретические основы и недостатки данной концепции

Фирма - организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. Теория основывается на 2-ух допущениях:

- собственники осуществляют ежедневный операционный контроль и управление делами фирмы

- единственное их желание - максимизировать прибыль

Теория основывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода MC=MR. Согласно традиционным теории фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. Валовой доход - это цена проданного товара, умноженная на объем продаж. Максимальная прибыль достигается в двух случаях: когда валовой доход в наибольшей степени превышает совокупные издержки и когда предельный доход равен предельным издержкам. Предельный доход - изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль. Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу.

Традиционная теория не лучшим образом объясняет поведение фирмы. Недостатки:

- ничего нельзя сказать о поведении индивидуальных фирм

- для интенсивной конкуренции

- не объясняет конкретного значения специфических изменений на цены, выработку и ресурсы

- не рассматриваются точные численные результаты деятельности.

Менеджеральная теория фирмы: максимизыция доходов

Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизациия объема продаж и только потом – дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависит их жалованье и другие выплаты и льготы. Эта концепция исходит из предпосылок, что:

- оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры

- цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.

Объем производства и реализации увеличивается вплоть до того момента, пока предельный доход от продажи единицы не станет равен 0. Это значит, что совокупный доход более не может увеличиваться, следовательно, он достиг максимума. В краткосрочном аспекте фирма предпочитают максимизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимальная прибыль.

Теории максимизации роста фирмы

Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная, в ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Пути роста:

- внутренний (источники роста: нераспределенная прибыль, которая возвращается в производство, выпуск акций)

- внешний (источники: заемные средства, взятые у банка, слияние компаний, поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций).

Теория основывается на 2-ух допущениях:

-собственники осуществляют ежедневный операционный контроль и управление делами фирмы.

-единственное их желание - максимизировать прибыль.

Слияния и поглощение осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация, которая означает объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны. Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

Поведенческие теории фирмы: теории множественности целей фирмы

Теория множественности целей главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей:

- оборонительная - выжидательное поведение фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа

- наступательная - активное обновление производства за счет нововведений освоения и заполнения рыночной ниши.

Поведенческие теории происходят из посылки, что у фирмы существует множество целей, т.к. корпорации - сложная система. Совокупность интересов и целей включает в себя:

- интересы рабочих (их цели)

- интересы менеджеров (власть, повышение социального статуса, карьеры, роста доходов)

- интересы акционеров (высокие дивиденды)

- интересы высшего руководства фирмы (улучшение экономических показателей, повышение престижа фирмы).

Чтобы фирма могла существовать как единое целое, быть устойчивым жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой.

Институциональные теории фирмы

Неоклассическая теория

Обсуждение теорий фирмы должно начинаться с неоклассической теории, рассматривающей фирму в основном в технологических терминах как набор выполнимых производственных планов, так как основы современной микроэкономики были заложены неоклассической экономической теорией, сформировавшейся в конце XIX века. Общеизвестно, что базовой единицей микроэкономического анализа, главным субъектом микроэкономики является фирма. Руководит работой менеджер фирмы, который покупает ресурсы и продает готовую продукцию, произведенную фирмой. Благосостояние собственника фирмы измеряется прибылью и приведенной рыночной ценностью фирмы.

Её преимущества, которыми можно объяснить тот факт, что эта теория существует в течение длительного времени, заключается в следующем:

. Она поддается математической формализации;

2.Она полезна для анализа того, как фирма меняет свое производство в ответ на изменения внешних факторов (рост заработной платы или введение налога на продажи);

3. Эта теория может быть использована для анализа поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции.

Но у этой теории есть и свои существенные недостатки:

1.Она не объясняет, как организовано производство внутри фирмы, ничего не говорит о внутренней организации фирмы, об ее иерархической структуре, о том, как делегируется принятие решений, кто обладает властными полномочиями и так далее. Организационная структура фирм может быть изменена так же, как и технология, и со временем, когда осуществляются организационные инновации, она совершенствуется;

2. Неоклассическая теория фирмы полностью игнорирует проблемы, связанные со стимулами, действующими внутри фирмы. Предполагается, что внутри фирмы все функционирует гладко, и все исполнители поступают в соответствии с полученными указаниями. Если смотреть на фирму со стороны, то она выглядит как единица, отношения внутри которой основаны на полном сотрудничестве. Однако если посмотреть более внимательно на фирму изнутри, то обнаружится, что у индивидов, сотрудничающих в рамках фирмы, могут быть свои частные цели, которые часто входят в конфликт с коллективными интересами организации;

. Неоклассическая теория не объясняет, почему возникает фирма. По неоклассической теории у фирм нет оснований для того, чтобы существовать;

. Неоклассическая теория не в состоянии четко определить границы фирмы. Она не объясняет, что происходит, когда две фирмы сливаются в одну или, когда одна фирма разделяется на две более мелкие фирмы;

. Фирма в неоклассической теории - это абстракция, в которой стерты все различия между реальными фирмами. Эти различия, конечно, важны для реальных фирм, но они лишь усложнили бы задачу стандартной теории при объяснении роли ценового механизма. В неоклассической теории все фирмы используют одну и ту же технологию, одни и те же факторы производства и у них одна цель - получение прибыли. Поведение фирмы (максимизация прибыли) не зависит от ее институциональной формы (например, от структуры прав собственности, сложившейся в фирме). Поэтому в стандартной теории нет никаких оснований для различий между фирмами. Однако в реальной жизни фирмы различаются. Как же эти различия объясняет неоклассическая теория? Она дает объяснения- по случаю. Фирмы могут различаться в зависимости от способностей управляющих или из-за экономического эффекта, вызванного масштабом производства. Эти факторы, конечно, влияют на различия между фирмами, но в самой теории у них нет оснований.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная теория имеет свои плюсы и минусы, что характеризует ее с разных сторон. Также важно отметить и роль самой фирмы в данной теории.

Действительно, фирма в лице продавца осуществляет продажу товара на рынке, она определяет потребительский спрос. В целях производства каких-либо благ фирма предъявляет спрос на ресурсы, необходимые для создания ценностей; на основании издержек фирмы происходит формирование рыночной цены товара. Посредством фирм создается структура рынка, в зависимости от типа рыночной структуры фирма разрабатывает соответствующую конкурентную стратегию. И хотя косвенно подразумевается приоритетная роль фирмы в теории микроэкономического анализа, на самом деле фирме отводится подчиненное место. Второстепенность положения фирмы объясняется доминированием технологического подхода в трактовке фирмы неоклассиками, согласно которому имеет место ситуация четкого разграничения функций фирмы и рынка. Так, прерогативой деятельности фирмы является сфера производства, иными словами, фирма обеспечивает трансформацию ресурсов в готовые блага. Рынок специализируется исключительно на актах обмена.

^ Множественность целей. Организации призваны решать большое количество проблем. Следовательно, целью может быть не только получение прибыли, но и накопление средств, необходимых для продолжения деятельности организации, предоставление возможности сотрудникам реализовать себя, достижение передовых позиций на рынке.

Изменение целей организации может происходить под влиянием масштабов производства, факторов внешней среды, развития техники и технологии, новых лидеров.

Цели задаются с учетом: объема работ, сроков, ресурсов и резервов, возможностей кадров.

Эффективность достижения целей может быть:

потенциальной – если она определена еще до начала самой деятельности;

реальной – зависит от степени достижения самих целей, т.е. от полученных на практике результатов.

Это достижение такой ступени эффективности, когда члены организации отождествляют цели организации с собственными как с профессиональной, так и с моральной точки зрения возможно при управлении по целям.

Эффективность функционирования системы – это численная характеристика степени достижения цели, решения поставленных задач. Она измеряется с помощью одного или нескольких показателей. Показатели, которые используются для принятия каких-либо решений, формирования выводов называются критериальными (целевыми) функциями или критериями.

Билет №2

Основные этапы и направления в развитии предмета экономической науки.

Изучение экономики ведется с древнейших времен. Название науки «экономия» впервые ввел греческий мыслитель Аристотель, подразделивший науку о богатстве на экономию и хрематистику (искусство делать деньги). Эти проблемы исследовались также учеными древнего Рима, Индии, Китая. Однако как наука экономическая теория развивалась на протяжении трех столетий (XVII-XIX вв.)

Первой экономической школой, которая рассматривала экономику как науку, принято считать меркантилизм (итал. «мерканте» — торговец, купец).Меркантилисты считали, что основным богатством людей являются деньги, золото.Наиболее видными представителями меркантилизма были французский экономист А. Монкретьен, английский — Т. Ман, итальянский — А. Серра.

В своем развитии меркантилизм прошел два этапа: ранний и поздний.

На ранней стадии (конец XV — начало XVI в.) имела место идеализация денег (серебро, золото) как единственной формы богатства. Главным положением раннего меркантилизма была теория «денежного баланса», обосновывавшая политику увеличения денег в обращении.

На поздней стадии меркантилисты выдвинули теорию «торгового баланса», согласно которой должна была поддерживаться торговля товарами.

Отсюда был сделан вывод о том, что условием богатства государства является развитие международной торговли — покупка товаров по низким ценам у одних, продажа их по более высоким ценам другим.

Основным недостатком меркантилистов являлось то, что они исследовали только процесс обращения, игнорируя анализ производства.

Физиократы.

Следующим направлением формирования экономической теории является учение физиократов (от греческого «физио» — природа, «кратос» — сила, то есть власть природы). Основными его представителями являлись французские экономисты Ф. Кенэ, А. Тюрго.

Физиократы считали, что источником богатства является не торговля и накопление денег, а создание изобилия за счет «произведений земли», то есть сельского хозяйства, в котором богатство возникает как дар природы. Представители этой экономической школы ограничивали производство только сферой земледелия, из чего делался вывод о том, что в промышленности доходы не создаются.

Заслуга физиократов состояла в том, что они перенесли исследование об увеличении богатства из сферы обращения в сферу производства. Ошибочность их суждений состояла в том, что сама природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Классическая экономическая школа.

Особое место в формировании экономической теории принадлежит классикам — представителям классической экономической школы. Родоначальниками классической политической экономии в Великобритании были У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо.

Они установили, что источником богатства является труд во всех сферах общественного производства.

К основным заслугам классической школы можно отнести следующие: 1) главным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения; 2) раскрыла значение труда как основы и меры стоимости всех товаров; 3) доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, то есть не могут быть отменены правительством; 4) выявила источники доходов всех слоев общества (предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев).

Марксизм.

Основателями марксизма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистское учение принципиально отличается от предшествующих направлений экономической теории. Оно представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества.

Основным положением марксизма является теория трудовой стоимости, на основе которой исследуется источник увеличения богатства. Данную проблему рассматривали представители многих научных школ.

К. Маркс разработал теорию прибавочной стоимости и обосновал, что единственным источником богатства является труд. Формирование и развитие марксистской теории является важным этапом в развитии политической экономии как науки с четко определенным предметом и методами исследования, что признано и современной мировой наукой. Марксизм как научное направление экономической мысли в нашей стране просуществовал более семидесяти лет и был по существу, единственно верным.

Маржинализм.

Теория маржинализма — это экономический анализ отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данное направление основывалось на использовании в экономическом анализе предельных величин: предельной полезности блага, предельной производительности; на широком применении математики в экономике; на использовании системы общего экономического равновесия. Субъект хозяйствования, с точки зрения участия в экономическом процессе, руководствуется, прежде всего, оценкой предельного дохода и предельных издержек. На основе таких оценок в этой теории объясняются издержки производства, спрос, предложение, цена и др.

Яркими представителями теории маржинализма являлись У. С. Джевонс в Англии, К. Менгер в Австрии, Л. Вальрас в Швейцарии.

Неоклассики.

Неоклассическое направление возникло в 1890-х гг. Основными представителями этого направления являлись А. Маршалл, Д. Кларк, В. Парето. Данная концепция исходит из основных положений классиков о рынке и конкуренции как естественных условиях функционирования и развития экономики.

В рамках этого направления был сформулирован и получил быстрое распространение принцип функциональных соотношений экономических процессов. По инициативе А. Маршалла было введено новое изложение экономической теории под названием «economics» («экономикс»).

По их мнению, спрос и предложение — равнозначные элементы механизма рыночного ценообразования. Во главу угла здесь поставлен рыночный механизм, который считается единственным эффективным способом функционирования рыночной системы хозяйствования. При этом роль государства сводится к минимуму, поскольку оно может привести к нарушению экономического равновесия и снижению эффективности экономики в целом. Неоклассическое направление основывается на теориях предельной полезности и производительности.

Институционально-социологическое направление (институционализм с лат. — установление, учреждение)

Основными представителями институционально-социологического направления являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт.Представители данной школы считают, что поступательное развитие экономики возможно при условии использования не только материальных факторов, но и таких факторов, как духовность, моральные ценности и др. Институционалисты поддерживали идею государственного регулирования экономики, не признавая способности капиталистической системы к саморегулированию. Закономерным итогом этого процесса является формирование в обществе двух систем — рыночной и плановой. Рыночная система охватывает мелкий и средний бизнес (мелкое и небольшое производство), а плановая — крупные корпорации, которые взаимодействуют с государством.

Кейнсианство.

Кейнсианство как экономическое направление возникло в 1930-е гг. XX в. в период Великой депрессии. Связано это направление в экономической теории, ознаменовавшее переворот в экономической науке, с именем знаменитого ученого Дж. М. Кейнса.Основной труд Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» послужил методологической базой для формирования программ стабилизации национального хозяйства в условиях экономического кризиса.

Исходной предпосылкой данной теории является положение

о том, что рыночное саморегулирование не обеспечивает устойчивого поступательного развития экономики, а значит, требуется государственное вмешательство.

Дж. М. Кейнс доказал, что чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь введет к увеличению занятости, а следовательно, и к сокращению безработицы.

Монетаризм.

В развитии современной экономической теории особое место принадлежит концепции монетаризма (в перев. с англ. — денежный). Яркими представителями данного направления являются американские экономисты М. Фридмен, И. Фишер.

С точки зрения монетаристской концепции, основная проблема стабилизации экономики связана с денежным обращением.

Монетаристы исходили из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения должен обеспечивать стабильность цен. Причем при выборе темпа роста денег необходимо учитывать два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста валового национального продукта (ВНП).

Спрос на деньги имеет тенденцию к росту, поэтому чтобы обеспечить его равенство, необходимо увеличивать предложение денег в обращении. При этом роль государства сводится к функции контроля в сфере денежного обращения.

Итак, согласно монетаристской концепции законы движения денежной массы являются первоосновой экономического развития.

Становление экономической теории как науки всегда происходило под влиянием различного рода факторов и в достаточно сложных и противоречивых условиях развития хозяйственных систем.

Методы экономической теории.

Метод экономики — это совокупность познавательных и логических принципов, применяемых для исследования системы экономических отношений.

Предмет и метод исследования взаимосвязаны. Причинно-следственная связь предмета и метода выражается в том, что с изменением предмета изменяется и метод.

При изучении экономических процессов и явлений используются определенные методы:

Общенаучные методы:

1. Диалектический метод:

Предполагает исследование процессов в развитии (в противовес диалектике метафизики рассматривают явления в неизменном состоянии)

2. Материалистический метод:

Базируется на предпосылке, что основой общественного развития является материальное производство

Частные методы:

1. Метод научной абстракции:

Предполагает абстрагирование от второстепенных свойств изучаемых объектов, а также от всех тех реальных ситуаций, которые возможны на практике, но являются случайными и не отражают сущности данного явления

2. Метод анализа и синтеза:

Комплексный метод: метод анализа предполагает расщепление экономических явлений на более простые, отдельные явления; метод синтеза их объединяет. Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным объектам исследования

3. Метод единства исторического и логического:

В реальной действительности все явления имеют историческую последовательность, вместе с тем, в научном плане важно учитывать не только историческую, но и логически обоснованную взаимосвязь явлений

4. Метод индукции и дедукции:

Дедукция — движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам; индукция — движение от частного к общему, от фактов к теории

5. Метод математического и статистического анализа:

Цифровое выражение экономических зависимостей, позволяющее более точно отражать взаимосвязи в экономике

6. Метод допущения «при прочих равных условиях»:

Предполагает допущение, что изменяется только данное явление, а все другие переменные остаются неизменными

7. Метод графического изображения:

Позволяет наглядно представить анализируемые тенденции развития и зависимости в виде графиков, различных схем

Анализируя экономические проблемы необходимо разграничить

понятия позитивных и нормативных методов.

• Позитивный метод (или позитивная экономика). Это фактическое изложение того, что есть в экономике, а не того, что должно быть. Позитивное утверждение не обязательно должно быть верным, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов.

• Нормативный метод (или нормативная экономика). В данном случае изложение экономических процессов строится в стиле того, что должно быть, а не то, что есть в хозяйственной системе.

Билет №33.

Понятие естественной монополии.

Естественная монополия — обусловлена ее уникальным положением на рынке; способна удовлетворить весь рыночный спрос на определенные товары с более низкими издержками, чем это смогли бы сделать несколько мелких фирм.

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос, на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Субъекты естественных монополий функционируют в следующих сферах деятельности:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Признаки естественной монополии:

1. Действие закона распространяется на строго определенные сферы хозяйствования (их 9). Эти сферы определяют границы правового режима регулирования деятельности федеральных естественных монополий.

2. Удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции - поскольку издержки производства на единицу товара существенно понижаются по мере увеличения объёмов производства.

3. Товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами - поскольку данные товары удовлетворяют важнейшие потребности населения и являются незаменимыми.

4. Спрос на данном товарном рынке является неэластичным. Он стабилен, и даже если цена повысится, спрос никуда не денется.

Особенности ценообразования в условиях естественной монополии.

Задача ценообразования на продукцию естественных монополий - установить цены, которые:

1. Гарантировали бы производство и потребление продукции в экономически эффективном объеме, т. е. в том, который был бы при совершенной конкуренции;

2. Обеспечивали бы самофинансирование предприятия.

С точки зрения взаимосвязи с объемом производства цены можно разделить на линейные (одинаковая цена на все единицы продукции, расходы потребителя можно рассматривать как линейную функцию от цены и объема покупки) и нелинейные (фирма взимает фиксированную плату, не зависящую от объема покупки, плюс единую цену за каждую единицу продукции; потребительские расходы становятся функцией вида F + P • Q).

1. Линейное ценообразование

При совершенной конкуренции P = MC; такая цена (Рb) оптимальна с точки зрения общества, так как обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов (рис. 1). Однако при такой цене у ряда производителей производство может оказаться убыточным, поскольку у разных производителей различны издержки, то и цены также были бы разными. В этих условиях потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который может завышать цену под различными предлогами (реальными или надувными) до уровня Рс. Поэтому существует практика регулирования цен на уровне средних издержек (Ра). Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в сравнении с оптимальным случаем (Qa < Qb), потребители получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируемой естественной монополии (Qa > Qc).

Функции экономической теории. - student2.ru

Рисунок 1 - Регулируемая естественная монополия

Получается, что в рамках линейного ценообразования цены можно зафиксировать на уровне средних затрат PAC(рис. 2) или на уровне предельных затрат РK. Но оба случая имеют недостатки. В случае, когда цены установлены на уровне средних затрат, предприятие не получает ни экономической прибыли, ни убытков, но объем производства QACниже эффективного QK.

А при ценах уровня предельных затрат при эффективном объеме производства QK средние затраты оказываются выше предельных и применение принципа ценообразования по предельным затратам приводит к возникновению убытков L, равных площади прямоугольника PKEGH.

Функции экономической теории. - student2.ru

Рисунок 2 - Ценообразование по предельным и средним затратам

Несколько отличный подход к определению наиболее оптимальных цен на продукцию естественных монополистов был предложен Ф. Рамсеем в 1927 году.

Ценами Рамсея называются линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим затратам. Отклонение от ценообразования по предельным затратам неизбежно приводит к появлению чистых потерь, но цены Рамсея позволяют их минимизировать, не прибегая при этом к дотациям со стороны государства. Условие минимума чистых общественных потерь (правило Рамсея) гласит, что увеличение цен должно быть обратно пропорционально эластичностям спроса на товары:

Функции экономической теории. - student2.ru (1)

где PX - цена товара X; MCX- предельные затраты на производство X; eX - эластичность спроса на товар X по его цене; λ - константа.

2. Нелинейное ценообразование

Наиболее простой случай нелинейного ценообразования - установление двуставочного тарифа. Для того чтобы гарантировать потребление продукции естественной монополии в эффективном объеме, одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть возникающий убыток, может быть определена делением величины убытка на общее число потребителей: MC + L/N.

Приведенная формула представляет пример недискриминационного двуставочного тарифа. Однако с точки зрения достижения максимально возможной эффективности такая структура тарифа имеет недостатки. Спрос потребителей может существенно различаться, и введение единой фиксированной платы за доступ к услуге может привести к тому, что для ряда потребителей она окажется выше получаемого ими излишка, и они вынуждены будут вообще отказаться от пользования данной услугой. Если же часть потребителей, готовых платить цену, равную предельным затратам, уйдет с рынка, эффективность снизится. Выход состоит во взимании разной фиксированной платы с разных потребителей в зависимости от их готовности и способности платить.

Преимущества и недостатки монополий.

Достоинства монополий:

1. Возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;2. Возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;3. Возможность использования достижений научно-технического прогресса;4. Возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;5. Нет дополнительных издержек на рекламу, нет мусора от порой никому не нужных рекламных листовок, сбережение экологии;6. Возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Недостатки монополий:1. Они приводят к неэффективному распределению ресурсов;2. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.3. Возможность определения уровня цены реализации продукции, а также перекладывание значительного количества производственных затрат на конечного потребителя, который не имеет возможности оказывать обратное влияние на фирму-производителя.4. Возможность экономии ресурсов за счёт снижения качества изготовляемой продукции и предоставляемых услуг.

Наши рекомендации