Анализ ситуации на стадии создания организации

Направления и этапы Цель Методы Результаты
Выбор товара или услуги Определить нишу на рынке Изучить объем продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка), а также возможность вытеснения товара с рынка Возможный объем продаж товара
Оценка действий конкурентов Определить возможности конкурентов для занятия ниши на рынке Изучить работу аналогичных предприятий: технологию, организацию, качество продукции, затраты, снабжение, сбыт, инфраструктурные связи Доминирующий фактор конкуренции
Анализ схемы предпринимательства Определить требуемые ресурсы и возможности их получения Изучить возможности создания технологии (приобретения, установки оборудования, его эксплуатации), обеспечения сырьем, материалами, помещениями, услугами Формирование системы исходных условий и предпосылок
Анализ окружения Определить значимость внешних факторов Изучить состояние государственно-политических, экономических, технологических и иных факторов. Определить тенденции их развития Неопределенность значений факторов. Стабильность значений факторов. Темпы изменения значений

На стадии создания организации перед руководством и менеджерами стоят особенно сложные задачи. От решения данных задач зависит будущее компании, будет она существовать на рынке или нет.

Стадия роста организации.На данной стадии интенсивно начинают развиваться инновационные процессы, окончательно формируется миссия организации. Коммуникации и контроль остаются неформальными. По мере роста в организации начинают усиливаться процессы разделения и специализации управленческого труда, что вызывает образование новых структурных подразделений. Организационная структура становится более сложной, число уровней иерархии растет.

Задачи на данном этапе сводятся к обеспечению условия экономического роста, а также достижение высокого качества товаров и услуг.

На стадии роста на первый план в деятельности руководителя выступают следующие задачи:

· решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;

· обеспечение баланса между текущей и перспективной инновационной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поисками новых сфер приложения капитала;

· оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении организацией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий;

· на этапе роста руководству компании следует выбрать такой тип управления, которые обеспечивал бы поддержание стабильного баланса между стабильностью и новациями, осуществление эффективной деятельности с одновременным планированием будущего.

Стадия зрелости организации.Структура организации становится более сложной, организационная структура становится больше, вводятся новые правила и процедуры. Степень разделения труда и специализация работников возрастает, роль высшего руководства усиливается. Процесс принятия решения становится все более консервативным. Роль каждого работника строго определена, выбытие тех или иных работников не вызывает опасности. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность.

На данной стадии основные задачи сводятся к обеспечению общей стратегической дееспособности, сохранению и упрочнению устойчивого положения на рынке.

На стадии зрелости руководитель организации должен:

· заблаговременно организовать работу по созданию и освоению новой продукции, чтобы избежать снижения эффективности работы в результате морального старения выпускаемых товаров;

· вести мониторинг организационной структуры управления, периодически корректировать ее с целью обеспечения большей гибкости;

· постоянно анализировать поведение конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в стратегию развития организации;

· использовать возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической подготовки производства;

· создавать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы отдельных сотрудников и команд, использования матричных организационных структур управления.

Стадия спада организации. На этом этапе организация наблюдает спад спроса на выпускаемую продукцию и услуги. Руководители и менеджеры пытаются найти пути удержания организации на рынке, пытаются выявить пути использования новых возможностей. Увеличивается потребность в специалистах, которые обладаю наиболее ценными навыками и умениями. Появляются конфликты. Очень часто на данном этапе происходит смена высшего руководства, происходит привлечение опытных людей, которые пытаются сдержать спад.

Характерные особенности стадии спада:

· снижение спроса;

· снижение конкурентоспособности организации;

· усиливается диктат со стороны поставщиков;

· возрастает роль соотношения качества товаров и услуг с их ценами;

· сложность в управлении активами;

· процесс создания инноваций идет на спад;

· снижается прибыль.

На этой стадии перед руководителями и менеджерами стоит сложная задача возрождения организации. При этом необходимо менять стратегию и производить определенные организационные изменения.

В этих условиях руководителю предстоит:

· рассмотреть возможности рационального использования всех видов ресурсов и сосредоточение деятельности организации на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;

· изучить возможности объединения, слияния с другими организациями, сужение номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;

· приступить к осуществлению изменений в организации, наладить связи с новыми рынками и поставщиками.

Таким образом, рассмотрев стадии жизненного цикла организации и особенности каждого из них, можно сказать, что организации необходимо отслеживать свое развитие для того, чтобы своевременно направлять свою стратегию на благо организации. Существует множество организаций, которые стремятся к стабильности и долгому существованию, но не всем удается это сделать. Есть организации, которые переступили порог своего спада и начали новый этап свое развития. Необходимо рассмотреть опыт компаний, которые лидируют на рынке за счет правильного управления, а также те компании, которые смогли вовремя поменять свою стратегию и остаться в лидерах.

Закон самосохранения

Наши рекомендации