Основные положения всеобщей организационной науки (тектологии) А.А.Богданова.
«Тектология»— самый главный труд жизни нашего замечательного соотечественника— Александра Александровича Богданова (настоящая фамилия — Малиновский) (1873–1928). А. А. Богданов известен как общественный деятель, участник первой русской революции, один из лидеров Российской социал-демократической рабочей партии, соратник В. И. Ленина (до 1908 г.), философ, экономист, писатель-фантаст, врач-психиатр и ученый-естествоиспытатель, основатель первого в мире Института переливания крови.
«Тектология» была опубликована А. А. Богдановым в 1913 г. в 2-х частях. Все три части были изданы однотомником в Берлине в 1922 г.. Третье переиздание состоялось в 20-е годы (Часть 1.— Л.-М. 1925; Часть 2. — Л.-М. 1927; Часть 3. — Л.-М, 1929). Однако в 30-е годы книга была изъята из читательского оборота по политическим мотивам, ибо ее автор был лидером того философского направления, которое рассматривалось В. И. Лениным в его известной работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1910) в качестве яркого проявления механицизма, субъективного идеализма и ревизии марксистских основ теории познания. Каждый гражданин нашей страны, заканчивавший вуз, знакомился с этой ленинской работой, и на всю жизнь у читателя, таким образом, формировался образ Богдановакак ведущего представителя реакционной философии, и все его прочие труды, следовательно, несли печать негативной общефилософской оценки.
Тектология, или «Всеобщая организационная наука» была создана Богдановым на основе интеграции идей естественных и гуманитарных наук, ее роль заключалась не только в том, чтобы объединить общие закономерности возникновения, развития и умирания сложных образований (комплексов) в объемлющей их системе— среде. Тектология, претендуя на то что она выявляет самые общие и необходимые закономерности мира действительности, мыслилась автором как методологическая основа познания этого мира, позволявшая создать наиболее адекватную картину мира, важную для представителей самых разных наук и выполняющую гносеологическую функцию в развитии этих наук. И в этом своем методологическом назначениитектология, по замыслу Богданова, могла с успехом заменить философию (идеалистическую, материалистическую, диалектический материализм и другие направления философии).
Богданов как представитель русского позитивизма и убежденный марксист, опираясь на относительность научных представлений, концепций, их обусловленность ориентацией на решение задач общественной практики,положил в основу своей теории познания категориюопыта (коллективного и индивидуального субъекта жизнедеятельности) взамен базовых философских категорийматериального и идеального.Поэтому его философская позиция была названаэмпириомонизм (Богданов А. А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Кн. 1. 1904; Кн. 2. 1905; Кн. 3. 1906). Речь шла о познании, научном обеспечении разных форм человеческого опыта с позицииединой картины мира, опираясь на методы и критерии научности, принятые позитивной наукой.
В начале своего научного творчества в качестве такого единого научного принципа для него выступалпринципэнергетический, но к моменту завершения работы над «Тектологией», энергетический принцип был дополнен, а затем замещен, другим всеобщим принципом—организационным. Именно организационная точка зрения позволяла Богданову находить общие закономерности в возникновении, развитии и исчезновении сложных системных объектов как в физике, химии, биологии, так и при изучении явлений индивидуальной психики человека и общественных феноменов.
В 1913 г., одновременно с выходом в свет «Тектологии», Богданов опубликовал философскую работу, в которой он сопоставил разные течения философской мысли, показал исторические корни материализма и идеализма, обозначил главные принципы своей философской позиции— эмпириомонистической и место тектологии— всеобщей организационной науки как науки будущего, выполняющей роль методологии познания [Богданов А. А. Философия живого опыта...Пг., 1913].
Однако развернутая в 20-е годы идеологическая борьба за единство мировоззрения граждан, борьба воинствующих материалистов, управляемая партийным руководством страны, привела к тому, что догматически понятый диалектический материализм стал звеном государственной идеологии, а все варианты других мировоззрений представлялись исключительно негативно, и все, что с ними как-то было связано, оказалось насильственно изъято из культурного наследия нашего народа.
Эмпириомонизм А. А. Богданова был впервые признан в качестве оригинальной философский концепции в годы перестройки. В 1991 г. журнал «Вопросы философии» (№ 12) опубликовал ответ А. А. Богданова на книгу В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» в работе «Вера и наука» (1910). Ю. Г. Коргунюк в своем комментарии к этой публикации, по сути, реабилитировал А. А. Богданова как философа-марксиста, оригинального творческого мыслителя, оказавшегося жертвой политической борьбы, не имеющей ничего общего с подлинной наукой. Содержательный философский анализ творчества Богданова представлен в работах Н. Н. Никитиной (1994); В. Н. Садовского (1995).
Наш современник знакомился с «Тектологией» Богданова по реферативным работам, которые стали публиковаться в России в конце 60-начале 70-х годов с развитием идей кибернетики (Сетров М. И., 1967; Тахтаджян А. Х., 1971).
Сегодня и за рубежом, и в нашей стране «Тектология» А. А. Богданова получила признание как первая научная концепция, представившая в целом основные идеи кибернетики, теории систем, синергетики. И это вполне оправдано.
Тектология обсуждает понятия организации и дезорганизации, критерии прогрессивного и регрессивного развития форм в среде, виды кризисов в развитии, способы упрощения и усложнения количественного и структурного состава форм, регулирующие механизмы, обеспечивающие их сохранение или уничтожение, способы повышения устойчивости или, напротив, пластичности форм, методы разрешения системных противоречий; в тектологии введено понятие необратимости в развитии сложных форм, объясняющее их индивидуальную неповторимость.
Метод тектологии в изучении и объяснении конкретных явлений, имеющих системную природу — исторический анализ генезиса организационных форм, способов их взаимодействия со средой, сложившихся механизмов устойчивости, поддержания подвижного равновесия, характера активностей/сопротивлений и разновидностей связок между ними. На этой основе прогнозируются тенденции развития форм.
Первое послевоенное переиздание «Тектологии» состоялось в годы перестройки, в 1989 г., благодаря усилиям ведущих отечественных ученых-экономистов, академиков Д. М. Гвишиани, Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, биолога, академика А. Х. Тахтаджяна и доктора биологических наук, генетика А. А. Малиновского (сына А. А. Богданова).
Это издание сегодня— библиографическая редкость. В то же время, становится все более очевидным, что тектологияполезна не только в области экономических наук. В 1994 г. журнал «Вестник Российской академии наук» опубликовал материалы дискуссии о творчестве А. А. Богданова под общим названием «Красный Гамлет». В этой дискуссии приняли участие помимо экономистов— биологи, историки, социологи, науковеды, философы.
В январе 1995 г. в университете Восточной Англии (Норвич) состоялась Международная конференция «Истоки и развитие организационной теории в России», на которой в центре внимания докладчиков оказалось творчество А. А. Богданова. Материалы докладов опубликованы в журнале «Вопросы философии», 1995, № 8.
Сегодня работы А. А. Богдановастали доступны в центральных библиотеках страны, но они по-прежнемусуществуют в мизерном количестве, и это касается прежде всего «Тектологии». Организационная теория А. А. Богданова должна занять свое законное место в русле системного подхода в психологии, самых разных ее направлений — психологии развития, при изучении личностных кризисов, в исследовании нормы и патологии психики, явлений психической пластичности или устойчивости, константности. Но, вероятно, особенно важно иметь в виду понятийный аппарат, идеи тектологии в решении проблем теории и практики социальной психологии, психологии труда и организационной психологии, психологии управления.
Таким образом, настоящая публикация «Тектологии», мы уверены, найдет своих читателей среди психологов и широкого круга представителей других наук, исследующих явления культуры, общественного сознания.