Методы управления - совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.
Осн.методы: 1. Прим-е системного подхода. В любой сис-ме важна работа целого: это рез-т роста и динам-го равновесия, приспособления и интеграции, а не простой техн.эфф-ти. 2. Прим-е ситуац-го подхода в упр-ии. В соотв. с ситуац.подходом вся орг-ция упр-я внутри предпр-я есть не что иное, как ответ на различные воздействия переменных, конкр. ситуацию. Орг-ция и методы упр-я строятся в соотв. с ситуацией, в которой нах-ся в данное время предпр-е или учреждение. Меняется ситуация – меняются конкр. задачи – меняются орг-ция и методы.
3. Управление – нововведениями (инновациями), интеграция, интернационализация. Эти вопросы являются генеральными проблемами менеджмента. Нововведения (инновации): проблема инноваций ставится широко: это не только новая техника или технол-я, но и любые нововведе-ния, в том числе экон-е, организ-е и управленч-е. Эфф-ной будет не та орг-ция, кот-я хорошо работает сегодня, а та, которая ориентирована на постоянное обновление, нововведения. Интеграциявкл. в себя объединение, согласование производства и соц-го развития. Усиление взаимозависимости орг-ции и личности также одно из направлений интеграции. В усл-ях быстрых перемен управление, опирающееся на пассивных работников, неизбежно отстает от управления, которому удалось мобилизовать активность работников, заставить их думать о способах работы, вовлечь в дело не только их труд, но интеллект. Интернационализация.Это выражается в росте числа международных корпораций и в появлении союзов типа Общего рынка, ЕС и СНГ. Сама по себе эта тенденция к углублению междунар. разделения труда прогрессивна, она ориентирована на обеспеч-е макс. роста произв-ти труда междунар. компаний.
4. Признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом. Признание такой ответственности объясняется тем, что именно менеджмент влияет на экономическое и социальное развитие общества. Орг-ция в дополнение к ответственности экон-го хар-ра обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местное население, среди кот-го проходит их деят-ть, а также вносить опред-й вклад в решение социальных проблем в целом.
5. Управление в условиях неопределенности. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эфф-но справляться с неопред-ю.
6. Управления по целям. состоит из четырех этапов: 1. формулировка четких и кратких целей; 2. разработка наилучших планов достижения этих целей; 3. контроль, анализ и оценка результатов работы; 4. корректировка результатов в соответствии с запланированными.
Функции управления:
1) Планирование.План-е одна из сложных ф-ий мен-ра,т.к здесь происх-т принятие реш-й на основе имеющ-ся альт-тив. Этапы планир-я: 1) оценка имеющ-ся возм-тей с учетом рынка, уровнем конк-ции,с учетом сильн-х и слаб-х сторон пред-я (SWOT-анализ); 2) Определ-е миссии и страт-х целей фирмы. На базе миссии форм-ся страт-е цели - разверн-тое полож-е относ-но того, чего комп-я желает достичь в буд-ем. Они должны быть конкр-е, измер-ые, достиж-ые, взаимно поддерживающими. 3) анализ планов-х предл-ий. Сопост-ся внешн-е угрозы и возм-ти с внутр-ми силами и слабостями. 4) сравнит-ный анализ альтер-тив с учетом миссии орг-ии и её целей. Выбир-ся та страт-я, кот. даёт возм-ть достиж-я целей с min затр-и и max прибылью. 5) предост-ние планов в цифровом выраж-и, сост-е бюдж-ов.
2) Организация- это функция управления, обеспечивающая четкое упорядочение процесса упр-ния. Орг-ция обеспечивает основу рационал. построения каждого конкретного органа упр-ния, определение компетенции и его структурных подразделений. В функции орган-ции м. выделить 3 этапа: 1) построение орг.стр-ры, выделение подразделений, определение их состава; 2) установление соподчиненности и взаимосвязи, определение прав, обязанностей и ответственности структурных подразделений и отдельных лиц; 3) доведение до подчиненных распорядит-ных актов.
3) Мотивация -совокупность внутренних и внешних движущих сил, кот. побуждают чел-ка к деят-ти, задают границы и формы деят-ти и придают ее направленность, ориентир-щую на достижение определенных целей. Мотивирование- это процесс возд-вия на чел-ка с целью побуждения его к определ-ным действиям, путем пробуждения в нем определ-ных мотивов. 4) Контроль – процесс обесп-я достиж-я организацией своих целей. К. – упр-ская д-ть, задачей, к-ой явл-ся колич-ная и кач-ная оценка рез-тов работы орг-ции. Это пр-сс набл-я и регулирования разл-ных видов д-ти орг-и с целью обесп-ния выполн-я орг. задач.Ф-ии К.: 1.преодоление сит-ии неопред-ти; 2.предупр-е кризисной сит-ии; 3.поддержание ситуации успеха; 4.подд-ние измен-ний. К. должен быть всеобъемлющим и осущ-ся каждым рук-ем независимо от его ф-ий. Важна связь К и планир-я, т.к. хорошо орг-ный К помогает мен-рам предсказ-ть, прогноз-ать измен-я и приспосабл-я к нов. усл-м. Виды К.: 1.предварительный или направляющий К; 2.текущий или просеивающий К; 3.Заключительный обратный К.