М5. Сущность инновационного управления.

Инновационный менеджмент — это система управления инновациями, иннов-ым процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Иннов-я деят-ть (деят-ть по доведению научно-техн. идей, изобр-й, разраб-к до рез-та пригодного в практ-ом использ-ии) явл-ся предметом иннов-го мен-та. Чтобы раскрыть сущность инновационного менеджмента, не­обходимо уточнить такие близкие между собой понятия, как нововведение, инновации, инно­вационный процесс.

Понятие «нововведение» означает прогрес­сивное новшество, элемент, который является новым для системы, принимающей и использу­ющей его.

Понятие «инновация» - процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы фирмы в целях удовле­творения определенных потребностей. Оно при­менимо к продукту или услуге, а также способу их производства.

Иннов-ный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию, т. е. по­следовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызре­вает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги. Инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением — первым появлением на рынке нового продукта, услу­ги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, де­лается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Иннов-ые процессы пронизывают всю научно-техни­ческую, производственную, маркетинговую деят-ть произ­водителей и в конечном счете ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. Применительно к иннов-ым процес­сам материального производства обычно рассматривают следую­щие его стадии: генерирование новой идеи; экспериментальную реализацию новой идеи; освоение в производстве; массовый выпуск; потребление.

Иннов-ный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.
Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновац-го менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Элементы инновац мен.:
Субъектом управления в иннов. менеджменте может быть один или группа работников, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.
Объектом управления в иннов. менеджменте являются инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

Информация, процесс управления инновациями осуществляется через движение информации: внешней, командной, информации о состоянии объекта до управления им и после управления и др. Движение информации - это ее сбор, хранение, переработка, передача, контроль за ее движением и оценка результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления.

Основ задача ИМ – упр-ие инновац процессами на любом уровне посредством их качеств-го и колич-го изменения в результате применения адекватных методов орг-ции и упр-я, обеспеч-щих единство науки, техники, произ-ва и потреб-я, т.е. удовл-ие общ-х потребностей в иннов-м продукте.

Наши рекомендации