Обсуждение результатов проведения и наблюдения пробных уроков.

5. Лабораторный практикум.

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ
1. 1.2. Изучение основных документов государственного стандарта начального профессионального образования по профессии. Анализ типового учебного плана и разработка фрагмента рабочего учебного плана подготовки квалифицированных рабочих по профессии  
2. 1.3. Дидактический анализ содержания общетехнических, общепрофессиональных и профессиональных (специальных) предметов учебного плана подготовки рабочих по профессии. Отбор содержания учебного занятия
3. 1.4. Дидактический анализ содержания производственного обучения и выбор системы производственного обучения рабочих по профессии. Отбор содержания учебного материала учебного занятия
4. 1.5. Анализ тематических планов и учебных программ общетехнических, общепрофессиональных и профессиональных (специальных) предметов подготовки рабочих по профессии. Корректировка и переработка программ
5. 1.6. Органолептический анализ учебной литературы. Выбор основного учебника
6. 1.7. Изучение типов и структуры уроков по теоретическому и производственному обучению в профессиональном училище. Выбор типа и структуры урока теоретического (или производственного) обучения по профессии
7. 1.8. Изучение форм организации производственного обучения на предприятии. Выбор формы организации производственного обучения на предприятии по профессии
8. 1.10. Изучение методов организации, мотивации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Выбор методов теоретического обучения на занятии
9. 1.17. Выбор средств обучения для проведения учебного занятия
10. 2.1. Разработка перспективно-тематического плана по общетехническому или специальному предмету
11. 2.2. Разработка методики преподавания отрезка учебного материала. Составление конспекта урока по теоретическому обучению
12. 2.3. Разработка перспективно-тематического плана по производственному обучению. Нормирование учебно-производственных работ. Разработка перечня учебно-производственных работ
13. 2.4. Разработка плана урока производственного обучения по операционной теме. Разработка плана урока производственного обучения по комплексной теме
14. 2.8. Наблюдение и анализ уроков по общетехническим, специальным предметам и производственному обучению в училищах
15. 4.1. Разработка содержания пробных уроков по общетехническим предметам. Разработка содержания пробных уроков по специальным предметам. Разработка содержания пробных уроков по производственному обучению

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

1. Батышев С.Я. Производственная педагогика. - М.: Машиностроение, 1984. – 572 с.

2. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. – М., 1996. – 228 с.

3. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. - М.: Высш. шк., 1983. -344 с.

4. Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 141 с.

5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.

6. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. - М.: Высш. шк., 1987. - 271 с.

7. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1988. – 239 с.

б) дополнительная литература:

8. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 208 с.

9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

10. Беспалько В.П. Теория учебника. - М., 1988.

11. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. – 336 с.

12. Бородина Н.В., Эрганова Н.Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994.

13. В помощь старшему мастеру: Метод. рекомендации. - М.: Высш. шк., 1988. – 96 с.

14. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. - М.: Знание, 1985. – 135 с.

15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

16. Димова М. Содержание и организация производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1985. –128 с.

17. Думченко Н.И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. - М.: Высш. школа, 1984. – 64 с.

18. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. - М.: Экономика, 1989.

19. Жученко А.А., Смирнова Н.А. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин. - Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1992. – 72 с.

20. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. - М.: Изд-во Логос, 1994. – 208 с.

21. Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда. - М.: 1987.

22. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Изд-во "Арена", 1994.

23. Кравцов Н.И. Организация методической работы в среднем профессионально-техническом училище и руководство ею. – М.: Высш. шк., 1986.

24. Кязимов К.Г. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих широкого профиля в средних профессионально-технических училищах. - М.: ВНМЦ ПТО, 1986. – 64 с.

25. Леднев В.С. Содержание образования. - М.: 1989.

26. Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.

27. Организация комплексных научных исследований в системе профтехобразования/ Под ред. Беляевой А.П. - М.: Высш. шк., 1983. – 248 с.

28. Основные требования к разработке частных методик по теоретическому и производственному обучению. - М.: ВНМЦ ПТО, 1981. - 112 с.

29. Подготовка преподавателя к занятиям по спецтехнологии в среднем профтехучилище. - М.: ВНИИ ПТО, 1985. – 64 с.

30. Поздняк И.П., Малышевич В.В. Организация и методика обучения в профессионально-технических училищах. - Минск: Высш. шк., 1983. - 240 с.

31. Поляков В.А. и др. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах: Пособие для преподавателей и мастеров. – М.: Просвещение,1979. – 207 с.

32. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин: Учеб. пособие/Под ред. В.И.Никифорова. – М.: Высш. шк., 1990. – 112 с.

33. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования/ Под ред. А.П.Беляевой. - М.: Высш. шк., 1983. – 263 с.

34. Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих в технических и профессионально-технических училищах. - М.: ВНМЦ ПТО (для различных профессий).

35. Сенченко И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве: Педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1989. – 112 с.

36. Совершенствование преподавания предметов «Материаловедение» и «Технология металлов». Метод. рекомендации. - М.: Высш. шк., 1987. – 40 с.

37. Тюнников Ю.С. Производственно-технические ситуации в учебном процессе средних профтехучилищ. - М.: Высш. шк., 1987. – 56 с.

38. Чахоянц В.Е., Мартынова Е.И. Современные требования к уроку производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1986. – 30 с.

39. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995.

40. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 138 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Дидактические и нормативные материалы:

Государственный стандарт начального профессионального образования. Приложение №1 к приказу Минобразования России №215 от 22.06.94.

Сборники «Учебные планы и программы для подготовки квалифицированных рабочих в профтехучилище» (по конкретным профессиям).

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. М.: Экономика, 1989.

Типовые учебные планы для подготовки квалифицированных рабочих (по отраслям).

Типовые учебные программы предметов общетехнического, общепрофессионального и профессионального (специального) циклов учебного плана подготовки квалифицированных рабочих.

Учебная и технологическая литература по рабочей профессии.

Средства обучения рабочей профессии: натуральные объекты, наглядные средства обучения, технические средства обучения.

Методические указания для выполнения лабораторных работ, проведения пробных уроков и выполнения курсовой работы в соответствии с содержанием практикума по курсу МПО.

Таблицы, плакаты:

- Компоненты учебного процесса.

- Этапы дидактического проектирования учебного процесса.

- Иерархия целей в профессиональном образовании.

- Схема трудовых качеств личности.

- Дидактический пятиугольник.

- Категории учебных целей.

- Уровни изучения и усвоения учебного материала.

- Классификация методов обучения.

- Структура урока теоретического обучения.

- Структура урока производственного обучения.

- Система комплексного использования средств обучения.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для успешного усвоения МПО необходимо создать условия, которые позволили бы преподавателю курса «Методика профессионального обучения» продемонстрировать студентам лучшие образцы методических приемов использования наглядных и технических средств обучения в учебном процессе. Аудитория должна быть оснащена наглядными средствами обучения, оборудована техническими средствами обучения, аудио- и видеотехникой, компьютерной техникой. Это позволит студентам с максимальной эффективностью освоить как содержательную часть занятия, так и приемы использования различных средств обучения и, в итоге, индивидуальную методическую систему преподавателя МПО.

Следует учесть, что и само помещение (состояние, обстановка, оформление) в котором проводятся занятия, играет определенную роль в подготовке педагогов.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Курс МПО состоит из 4-х разделов. В первом разделе «Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств. Методика проведения занятий в учебных заведениях начального профессионального образования» даётся характеристика государственного стандарта начального профессионального образования, его основных документов, подробно рассматриваются вопросы содержания профессионального образования и обучения, методы обучения, получившие распространение в практике профессиональных школ, описывается методика формирования содержательного и процессуального блоков обучения. В разделе показано, как при проектировании процесса обучения нормативная функция дидактических закономерностей проявляется в конкретных технологических решениях.

Содержание курса МПО имеет теоретико-прикладную направленность, и преподавателю следует для повышения эффективности изучения теоретических и прикладных положений курса использовать как можно больше примеров применения их на практике применительно к той категории рабочих профессий, которую имеют студенты.

Второй раздел «Проектирование учебных занятий по предмету. Пути совершенствования индивидуальных методических систем» имеет прикладной характер и содержит рекомендации по подготовке педагога профессионального обучения к занятиям по предмету. Дидактическое проектирование во многом алгоритмизировано, однако все его этапы предполагают творческий подход педагога, поэтому, в конечном счёте, создаётся индивидуальная методическая система. В этом разделе, помимо описания формализованной методической работы, даётся общая характеристика технологической деятельности педагога профессионального образования, материал о совершенствовании методики обучения путём внедрения в практику результатов исследовательской деятельности педагога и данных оперативной диагностики учебного процесса.

Частные методические вопросы профессионального обучения, относящиеся к методике преподавания конкретных учебных предметов или к подготовке рабочих по конкретным профессиям не рассматриваются в курсе МПО. Эти вопросы изучаются студентами в учебных дисциплинах, являющихся базовыми для учебных предметов профессиональных училищ.

Третий раздел курса «Особенности инженерно-педагогической деятельности при подготовке рабочих на производстве, в учебно-производственных комбинатах, в технических лицеях» включён в программу предмета МПО в связи с тем, что значительная часть педагогов профессионального обучения после окончания вуза занимается подготовкой рабочих кадров за пределами училищ. Эти виды подготовки квалифицированных рабочих имеют определённую специфику по сравнению с обучением в профессиональных училищах.

Четвертый раздел программы «Пробные уроки. Наблюдение и анализ пробных уроков» предполагается реализовать в виде лабораторных и практических занятий, на которых происходит формирование у студентов первичных навыков проектирования и проведения учебных занятий.

Пробные уроки являются завершающим этапом цикла лабораторно-практических работ и проводятся на основе методических разработок, выполненных ранее в лабораторных работах. Основные цели практикума по «Методике профессионального обучения»:

- получение студентами навыков педагогического проектирования технологии теоретического обучения, навыков разработки учебно-программной документации различного назначения;

- приобретение практических навыков проведения занятий по предмету с последующим анализом результатов обучения учащихся, диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса.

Разносторонняя методическая работа будущего педагога профессионального образования, выполняемая в рамках настоящего практикума, позволяет сформировать целый спектр знаний, навыков и умений, а также личностных качеств, что можно рассматривать как цели «второго уровня» по отношению к определенным выше основным целям практикума:

- закрепить теоретические знания, излагаемые в лекционном курсе МПО, а также в других дисциплинах психолого-педагогического цикла;

- приобрести умения анализировать существующую учебно-программную документацию подготовки рабочих в различных видах учебных заведений, обосновывать внесение изменений в эту документацию, а также ее обновлять;

- получить умения переносить технологический опыт, полученный при разработке методики обучения одному предмету, на проектные работы, связанные с преподаванием другого предмета;

- выработать умения самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой, а также развить критические способности и творческое начало при работе с литературой;

- развить наблюдательность и способность к анализу педагогического процесса;

- преодолеть дискомфортные ощущения, осуществить профессионально-педагогическую адаптацию;

- совершенствовать речевые навыки и навыки письменного изложения;

- углубить и расширить знания по дисциплинам инженерного цикла.

Навыки проектирования учебного процесса, создания учебного предмета, разработки частной методики преподавания теоретических предметов и производственного обучения студенты развивают и совершенствуют при выполнении курсовой работы.

Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер. В ходе её выполнения осваивается методика научного исследования, приобретается опыт педагогического проектирования учебного процесса в образовательном учреждении начального профессионального образования.

Основная цель курсовой работы - формирование умений самостоятельно разрабатывать методику преподавания таких предметов, по которым в вузе педагог получил лишь предметные, а не методические знания. Поэтому основная тематика курсовых работ связана с изучением и анализом существующей учебно-программной документации для подготовки рабочих и разработкой частной методики обучения.

Вместе с тем, для студентов, имеющих способности и склонности к методической работе, а также навыки выполнения частно-методических разработок, предлагается тематика курсовых работ, обусловленная конкретным заказом системы подготовки рабочих кадров. Нередко эта тематика является составной частью более крупных работ (дипломных проектов и НИР). В отдельных случаях поощряется инициативная тематика, так как она, как правило, связана с будущей профессиональной деятельностью выпускника в системе народного образования.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030500 – Профессиональное обучения (по отраслям)

Программу составили:

Жученко А.А., канд. хим. наук, доцент Уральского государственного профессионально-педагогического университета

Смирнова Н.А., канд. физ.-мат. наук, доцент Уральского государственного профессионально-педагогического университета

при участии Эргановой Н.Е. д-ра пед. наук, профессора Уральского государственного профессионально-педагогического университета и Косырева В.П. канд. пед. наук, доцента Московского государственного агроинженерного университета

Программа одобрена пленумом УМО по ППО 22 ноября 2000 г.

Председатель совета УМО по ППО Г.М.Романцев

Наши рекомендации