Обсуждение результатов проведения и наблюдения пробных уроков.
5. Лабораторный практикум.
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ |
1. | 1.2. | Изучение основных документов государственного стандарта начального профессионального образования по профессии. Анализ типового учебного плана и разработка фрагмента рабочего учебного плана подготовки квалифицированных рабочих по профессии |
2. | 1.3. | Дидактический анализ содержания общетехнических, общепрофессиональных и профессиональных (специальных) предметов учебного плана подготовки рабочих по профессии. Отбор содержания учебного занятия |
3. | 1.4. | Дидактический анализ содержания производственного обучения и выбор системы производственного обучения рабочих по профессии. Отбор содержания учебного материала учебного занятия |
4. | 1.5. | Анализ тематических планов и учебных программ общетехнических, общепрофессиональных и профессиональных (специальных) предметов подготовки рабочих по профессии. Корректировка и переработка программ |
5. | 1.6. | Органолептический анализ учебной литературы. Выбор основного учебника |
6. | 1.7. | Изучение типов и структуры уроков по теоретическому и производственному обучению в профессиональном училище. Выбор типа и структуры урока теоретического (или производственного) обучения по профессии |
7. | 1.8. | Изучение форм организации производственного обучения на предприятии. Выбор формы организации производственного обучения на предприятии по профессии |
8. | 1.10. | Изучение методов организации, мотивации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Выбор методов теоретического обучения на занятии |
9. | 1.17. | Выбор средств обучения для проведения учебного занятия |
10. | 2.1. | Разработка перспективно-тематического плана по общетехническому или специальному предмету |
11. | 2.2. | Разработка методики преподавания отрезка учебного материала. Составление конспекта урока по теоретическому обучению |
12. | 2.3. | Разработка перспективно-тематического плана по производственному обучению. Нормирование учебно-производственных работ. Разработка перечня учебно-производственных работ |
13. | 2.4. | Разработка плана урока производственного обучения по операционной теме. Разработка плана урока производственного обучения по комплексной теме |
14. | 2.8. | Наблюдение и анализ уроков по общетехническим, специальным предметам и производственному обучению в училищах |
15. | 4.1. | Разработка содержания пробных уроков по общетехническим предметам. Разработка содержания пробных уроков по специальным предметам. Разработка содержания пробных уроков по производственному обучению |
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
6.1. Рекомендуемая литература.
а) основная литература:
1. Батышев С.Я. Производственная педагогика. - М.: Машиностроение, 1984. – 572 с.
2. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. – М., 1996. – 228 с.
3. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. - М.: Высш. шк., 1983. -344 с.
4. Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 141 с.
5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.
6. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. - М.: Высш. шк., 1987. - 271 с.
7. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1988. – 239 с.
б) дополнительная литература:
8. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 208 с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
10. Беспалько В.П. Теория учебника. - М., 1988.
11. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. – 336 с.
12. Бородина Н.В., Эрганова Н.Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994.
13. В помощь старшему мастеру: Метод. рекомендации. - М.: Высш. шк., 1988. – 96 с.
14. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. - М.: Знание, 1985. – 135 с.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
16. Димова М. Содержание и организация производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1985. –128 с.
17. Думченко Н.И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. - М.: Высш. школа, 1984. – 64 с.
18. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. - М.: Экономика, 1989.
19. Жученко А.А., Смирнова Н.А. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин. - Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1992. – 72 с.
20. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. - М.: Изд-во Логос, 1994. – 208 с.
21. Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда. - М.: 1987.
22. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Изд-во "Арена", 1994.
23. Кравцов Н.И. Организация методической работы в среднем профессионально-техническом училище и руководство ею. – М.: Высш. шк., 1986.
24. Кязимов К.Г. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих широкого профиля в средних профессионально-технических училищах. - М.: ВНМЦ ПТО, 1986. – 64 с.
25. Леднев В.С. Содержание образования. - М.: 1989.
26. Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.
27. Организация комплексных научных исследований в системе профтехобразования/ Под ред. Беляевой А.П. - М.: Высш. шк., 1983. – 248 с.
28. Основные требования к разработке частных методик по теоретическому и производственному обучению. - М.: ВНМЦ ПТО, 1981. - 112 с.
29. Подготовка преподавателя к занятиям по спецтехнологии в среднем профтехучилище. - М.: ВНИИ ПТО, 1985. – 64 с.
30. Поздняк И.П., Малышевич В.В. Организация и методика обучения в профессионально-технических училищах. - Минск: Высш. шк., 1983. - 240 с.
31. Поляков В.А. и др. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах: Пособие для преподавателей и мастеров. – М.: Просвещение,1979. – 207 с.
32. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин: Учеб. пособие/Под ред. В.И.Никифорова. – М.: Высш. шк., 1990. – 112 с.
33. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования/ Под ред. А.П.Беляевой. - М.: Высш. шк., 1983. – 263 с.
34. Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих в технических и профессионально-технических училищах. - М.: ВНМЦ ПТО (для различных профессий).
35. Сенченко И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве: Педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1989. – 112 с.
36. Совершенствование преподавания предметов «Материаловедение» и «Технология металлов». Метод. рекомендации. - М.: Высш. шк., 1987. – 40 с.
37. Тюнников Ю.С. Производственно-технические ситуации в учебном процессе средних профтехучилищ. - М.: Высш. шк., 1987. – 56 с.
38. Чахоянц В.Е., Мартынова Е.И. Современные требования к уроку производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1986. – 30 с.
39. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995.
40. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 138 с.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
Дидактические и нормативные материалы:
Государственный стандарт начального профессионального образования. Приложение №1 к приказу Минобразования России №215 от 22.06.94.
Сборники «Учебные планы и программы для подготовки квалифицированных рабочих в профтехучилище» (по конкретным профессиям).
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. М.: Экономика, 1989.
Типовые учебные планы для подготовки квалифицированных рабочих (по отраслям).
Типовые учебные программы предметов общетехнического, общепрофессионального и профессионального (специального) циклов учебного плана подготовки квалифицированных рабочих.
Учебная и технологическая литература по рабочей профессии.
Средства обучения рабочей профессии: натуральные объекты, наглядные средства обучения, технические средства обучения.
Методические указания для выполнения лабораторных работ, проведения пробных уроков и выполнения курсовой работы в соответствии с содержанием практикума по курсу МПО.
Таблицы, плакаты:
- Компоненты учебного процесса.
- Этапы дидактического проектирования учебного процесса.
- Иерархия целей в профессиональном образовании.
- Схема трудовых качеств личности.
- Дидактический пятиугольник.
- Категории учебных целей.
- Уровни изучения и усвоения учебного материала.
- Классификация методов обучения.
- Структура урока теоретического обучения.
- Структура урока производственного обучения.
- Система комплексного использования средств обучения.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Для успешного усвоения МПО необходимо создать условия, которые позволили бы преподавателю курса «Методика профессионального обучения» продемонстрировать студентам лучшие образцы методических приемов использования наглядных и технических средств обучения в учебном процессе. Аудитория должна быть оснащена наглядными средствами обучения, оборудована техническими средствами обучения, аудио- и видеотехникой, компьютерной техникой. Это позволит студентам с максимальной эффективностью освоить как содержательную часть занятия, так и приемы использования различных средств обучения и, в итоге, индивидуальную методическую систему преподавателя МПО.
Следует учесть, что и само помещение (состояние, обстановка, оформление) в котором проводятся занятия, играет определенную роль в подготовке педагогов.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Курс МПО состоит из 4-х разделов. В первом разделе «Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств. Методика проведения занятий в учебных заведениях начального профессионального образования» даётся характеристика государственного стандарта начального профессионального образования, его основных документов, подробно рассматриваются вопросы содержания профессионального образования и обучения, методы обучения, получившие распространение в практике профессиональных школ, описывается методика формирования содержательного и процессуального блоков обучения. В разделе показано, как при проектировании процесса обучения нормативная функция дидактических закономерностей проявляется в конкретных технологических решениях.
Содержание курса МПО имеет теоретико-прикладную направленность, и преподавателю следует для повышения эффективности изучения теоретических и прикладных положений курса использовать как можно больше примеров применения их на практике применительно к той категории рабочих профессий, которую имеют студенты.
Второй раздел «Проектирование учебных занятий по предмету. Пути совершенствования индивидуальных методических систем» имеет прикладной характер и содержит рекомендации по подготовке педагога профессионального обучения к занятиям по предмету. Дидактическое проектирование во многом алгоритмизировано, однако все его этапы предполагают творческий подход педагога, поэтому, в конечном счёте, создаётся индивидуальная методическая система. В этом разделе, помимо описания формализованной методической работы, даётся общая характеристика технологической деятельности педагога профессионального образования, материал о совершенствовании методики обучения путём внедрения в практику результатов исследовательской деятельности педагога и данных оперативной диагностики учебного процесса.
Частные методические вопросы профессионального обучения, относящиеся к методике преподавания конкретных учебных предметов или к подготовке рабочих по конкретным профессиям не рассматриваются в курсе МПО. Эти вопросы изучаются студентами в учебных дисциплинах, являющихся базовыми для учебных предметов профессиональных училищ.
Третий раздел курса «Особенности инженерно-педагогической деятельности при подготовке рабочих на производстве, в учебно-производственных комбинатах, в технических лицеях» включён в программу предмета МПО в связи с тем, что значительная часть педагогов профессионального обучения после окончания вуза занимается подготовкой рабочих кадров за пределами училищ. Эти виды подготовки квалифицированных рабочих имеют определённую специфику по сравнению с обучением в профессиональных училищах.
Четвертый раздел программы «Пробные уроки. Наблюдение и анализ пробных уроков» предполагается реализовать в виде лабораторных и практических занятий, на которых происходит формирование у студентов первичных навыков проектирования и проведения учебных занятий.
Пробные уроки являются завершающим этапом цикла лабораторно-практических работ и проводятся на основе методических разработок, выполненных ранее в лабораторных работах. Основные цели практикума по «Методике профессионального обучения»:
- получение студентами навыков педагогического проектирования технологии теоретического обучения, навыков разработки учебно-программной документации различного назначения;
- приобретение практических навыков проведения занятий по предмету с последующим анализом результатов обучения учащихся, диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса.
Разносторонняя методическая работа будущего педагога профессионального образования, выполняемая в рамках настоящего практикума, позволяет сформировать целый спектр знаний, навыков и умений, а также личностных качеств, что можно рассматривать как цели «второго уровня» по отношению к определенным выше основным целям практикума:
- закрепить теоретические знания, излагаемые в лекционном курсе МПО, а также в других дисциплинах психолого-педагогического цикла;
- приобрести умения анализировать существующую учебно-программную документацию подготовки рабочих в различных видах учебных заведений, обосновывать внесение изменений в эту документацию, а также ее обновлять;
- получить умения переносить технологический опыт, полученный при разработке методики обучения одному предмету, на проектные работы, связанные с преподаванием другого предмета;
- выработать умения самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой, а также развить критические способности и творческое начало при работе с литературой;
- развить наблюдательность и способность к анализу педагогического процесса;
- преодолеть дискомфортные ощущения, осуществить профессионально-педагогическую адаптацию;
- совершенствовать речевые навыки и навыки письменного изложения;
- углубить и расширить знания по дисциплинам инженерного цикла.
Навыки проектирования учебного процесса, создания учебного предмета, разработки частной методики преподавания теоретических предметов и производственного обучения студенты развивают и совершенствуют при выполнении курсовой работы.
Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер. В ходе её выполнения осваивается методика научного исследования, приобретается опыт педагогического проектирования учебного процесса в образовательном учреждении начального профессионального образования.
Основная цель курсовой работы - формирование умений самостоятельно разрабатывать методику преподавания таких предметов, по которым в вузе педагог получил лишь предметные, а не методические знания. Поэтому основная тематика курсовых работ связана с изучением и анализом существующей учебно-программной документации для подготовки рабочих и разработкой частной методики обучения.
Вместе с тем, для студентов, имеющих способности и склонности к методической работе, а также навыки выполнения частно-методических разработок, предлагается тематика курсовых работ, обусловленная конкретным заказом системы подготовки рабочих кадров. Нередко эта тематика является составной частью более крупных работ (дипломных проектов и НИР). В отдельных случаях поощряется инициативная тематика, так как она, как правило, связана с будущей профессиональной деятельностью выпускника в системе народного образования.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030500 – Профессиональное обучения (по отраслям)
Программу составили:
Жученко А.А., канд. хим. наук, доцент Уральского государственного профессионально-педагогического университета
Смирнова Н.А., канд. физ.-мат. наук, доцент Уральского государственного профессионально-педагогического университета
при участии Эргановой Н.Е. д-ра пед. наук, профессора Уральского государственного профессионально-педагогического университета и Косырева В.П. канд. пед. наук, доцента Московского государственного агроинженерного университета
Программа одобрена пленумом УМО по ППО 22 ноября 2000 г.
Председатель совета УМО по ППО Г.М.Романцев