Рабочая программа практики профессионального модуля

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Классное руководство

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.02 преподавание в начальных классах

Рязань2017г.

Рабочая программа практики профессионального модуля03Классное руководстворазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Организация-разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский педагогический колледж»

Разработчики: Копылова И. Б., преподаватель ОГБПОУ «РПК»

Рекомендована ПЦК психолого-педагогических дисциплин ОГБПОУ «РПК»

Протокол № ____ от «____»_____________ 2017 г.

Председатель ПЦК ___________________ Н. В. Коломина

Согласовано

_______________________ Виноградова Надежда Николаевна, руководитель методического объединения учителей начальной школы МБОУ «Школа №3 «Центр развития образования» г. Рязани


СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПМ 03классное руководство
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ ПМ03КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПМ 03КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ПМ 03КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ ПМ 03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
ПРИЛОЖЕНИЕ

Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной и производственной (по профилю специальности) практикиПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

Результаты освоения учебной и производственной (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) практики ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03Классное руководство

Результатом освоения программы практики профессионального модуля 03Классное руководствоявляется овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Классное руководство в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.



Содержание учебной и производственной (по профилю специальности) практики по профессиональному модулю 03Классное руководство

№ п/п Виды работ, направленных на формирование компетенций Компетенции (ПК) и (ОК)
I. Учебная практика
Диагностика уровня развития ученического коллектива. Интерпретация полученных данных, разработка рекомендаций для классного руководителя. ПК 3.1, ОК 1, ОК 2, ОК 4
Анализ плана работы классного руководителя на соответствие требованиям к оформлению и содержанию, соответствие плану воспитательной работы школы, требованиям ФГОС НОО. ПК 3.2, ПК 3.5, ОК 1, ОК 4
Анализ ведения документации. Составление перечня документации классного руководителя и требований к ее оформлению. ПК 3.2, ОК 1, ОК 2
Просмотр внеклассного мероприятия, анализ в диалоге с сокурсниками, руководителем практики. Разработка предложений по совершенствованию и коррекции. ПК 3.3, ПК 3.4, ОК 1, ОК 2
Анализ взаимодействия классного руководителя с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с классом. Составление схемы взаимодействия классного руководителя с сотрудниками образовательного учреждения с определением функциональных обязанностей каждого. ПК 3.8, ОК 6


II. Производственная практика
№ п/п Виды работ, направленных на формирование компетенций Компетенции (ПК) и (ОК) Продукт
Проведение педагогического наблюдения и педагогической диагностики коллектива обучающихся, интерпретация полученных данных. Составление педагогической характеристики класса. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов. ПК 3.1, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 ОК 10, ОК 11 Протокол наблюдения, данные диагностики Щурковой Н. Е. и социометрия, характеристика коллектива
Проведение педагогического наблюдения и педагогической диагностики обучающегося (по выбору), интерпретация полученных данных. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов. ПК 3.1, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ОК 10, ОК 11 Протокол наблюдений, данные диагностик, характеристика обучающегося
Планирование воспитательной работы по одному из направлений воспитательной деятельности наиболее значимых для данного класса на период практики. ПК 3.2, ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ОК 11 План воспитательной работы на полугодие по выбранному направлению: актуальность воспитания по данному направлению, цель воспитания по данному направлению (воспитательная, развивающая, образовательная), мероприятия
Планирование и проведение внеклассных мероприятий (не менее 3) по разработанному плану воспитательной работы с использованием различных форм и методов. ПК 3.3, ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ОК 10, ОК 11 Конспекты/сценарии
Самоанализ всех проведенных мероприятий по плану. ПК 3.4, ОК 1, ОК 2 Самоанализ всех проведенных мероприятий (в т. ч. фото- и видеоотчет)
Анализ внеклассных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителями практики. Разработка предложений по совершенствованию и коррекции. ПК 3.4, ОК 1, ОК 2, ОК 6 Анализ всех просмотренных мероприятий
Подготовка интерактива (деловая игра, интерактивная игра и т.д.) по актуальной психолого-педагогической теме для выступления на родительском собрании. ПК 3.5, ПК 3.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 8, ОК 9, ОК 11 Сценарий интерактива, видеоряд, отзыв классного руководителя
Анализ сообщения / выступления, разработка предложений по совершенствованию и коррекции. ПК 3.7, ОК 1, ОК 2, ОК 6 Анализ и самоанализ сообщения / выступления
Организация взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса. ПК 3.8, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 11 Описание личного опыта (специалист – проблема – решение проблемы)
Оформление отчетной документации в соответствие с рекомендациями к ее оформлению. ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 8, ОК 9, ОК 11 Дневник по практике, педагогическое портфолио, отчет по учебной и производственной практике

Классное руководство

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Рабочая программа учебной и производственной (по профилю специальности) практики реализуется на базе общеобразовательных организаций, направления деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Оборудование баз практики: наличие полного материально-технического обеспечения образовательного процесса по программам НОО.

Дополнительные источники

1. Деркалева Н.И. Справочник классного руководителя; 1-4 класс, 5-11 класс. М.: ВАКД, 2006.

2. Максименко Н.А. Дарите детям любовь (помощь классному руководителю в работе с родителями) М.: Волгоград, Учитель , 2006.

3. Николаева М.В. Справочник учителя начальных классов.- М.: Академия ,2010

4.Рожкова М.И. Классному руководителю М.; Владос, 2010

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2006.

7.Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование, организация работы от А до Я м. Педагогическое общество России, 2004.

8. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. М.: «Вако», 2006.

9. Степанова Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса.- М: Педагогический поиск, 2000.

10. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции, основные направления деятельности.- М.: Академия, 2010.

11.www.pedsovet.org.;

12.www.school.edu.ru;

13. www.edu-all.ru;

14.www.pedlib.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием реализации программы учебной и производственной практики профессионального модуля 03 Классное руководство является предварительное изучение следующих общепрофессиональных дисциплин: Педагогика, Психология, Возрастная анатомия, физиология и гигиена, МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах.

Учебная и производственная практики реализовываются как концентрированно, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля.

Для обучающихся предусматриваются консультации.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство учебной и производственной (по профилю специальности) практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин Педагогика, Психология.

Приложение 1

Приложение 2

План проведения наблюдения

(составляется при планировании наблюдения как метода исследования)

Дата Наблюдение за тем или иным явлением, процессом и т.д. Цель Итог наблюдения
       
       
       
       
       
       
       

Протокол наблюдений

За ученическим коллективом

Образовательная организация  
Класс  
Возраст обучающихся  
Дата (период) наблюдения  
Цель  
Критерии Фотографическая запись наблюдаемых явлений, действий и т.д. (с примерами) Дата наблюдения
     
     
     
     
     
     
     

ВЫВОДЫ:

Приложение 3

Рисунок человека

Этот тест впервые был предложен Ф. Гуденаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала систему критериев, позволяющую оценивать с помощью этого теста личностные особенности. С тех пор критерии оценки как познавательного, так и личностного развития многократно пересматривались и дорабатывались разными авторами, сам же тест до сих пор остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов.

Он занимает немного времени и совсем не похож на школьные проверочные задания. Это позволяет успешно применять его при обследовании детей со сформированной стойкой негативной реакцией на все, что напоминает о школе. Рисунок человека позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз – рука, сформированность общих представлений о строении человеческого тела и другие), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.

Данные, получаемые с помощью методики «Рисунок человека», не очень надежны и требуют дополнительной проверки, зато они позволяют сразу же выдвинуть разумные гипотезы о том, в каких именно областях у ребенка имеются психологические проблемы.

Инструкция.

«Пожалуйста, нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как ты умеешь».

Если ребенок задает уточняющие вопросы («Мальчика или девочку?», «А можно, чтобы у него в руке был шарик?» и т. п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то надо ее повторить (частично). Например, если ребенок спрашивает: «А можно нарисовать только лицо?», – то ему отвечают: «Нет, нарисуй его всего, целиком». Если он предлагает нарисовать вместо человека что-нибудь другое (машину, дом), то ему говорят: «Это потом. А сейчас нарисуй человека». Бывает, что ребенок отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае надо сказать ему, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам (проверяющему) интереснылюбыедетские рисунки; что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого.

Проводя эту методику, следует обращать внимание на мельчайшие черточки поведения ребенка и сопровождающего его взрослого: куда и как ребенок смотрит, когда ему объясняют задание;какова его первая реакция (вздох, поза покорности, оживление); вкакой позе он работает, в какие моменты расслабляется и ведет себя естественно, непринужденно, а в какие – напрягается, хмурится; когда и как пытается привлечь к себе внимание взрослого; скаким выражением подает психологу законченную работу. Чтобы все это не забыть, желательно делать соответствующие заметки в протоколе.

Наличие основных деталей

Нормальным для6-летнеговозраста считается наличиеголовы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног. К7-летнемувозрасту руки и ноги должны изображаться двойными линиями; должны появляться такжепальцы(их количество несущественно),шея,волосы(или шапка) иодежда(хотя бы в предельно схематическом виде). С8-летнеговозраста к этому добавляютсяуши. Начиная с9 летдолжны иметьсяступнии по5 пальцевна руках. Отсутствие какой-либо из деталей (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием детали, относящейся к следующим возрастам, но не дополнительными, необязательными деталями (типа пупка, пуговиц и т. п.).

Следует учитывать, что отсутствие на рисунке какой-либо важной детали (например, рук или рта) может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка или же просто отвлечением внимания. Поэтому необходимо выяснить, все ли рисунки дефектны. Для сопоставления могут быть использованы рисунки, сделанные ребенком самостоятельно и принесенные родителями, «Рисунок семьи» и т. п. Достаточно, если данная деталь присутствует хотя бы в одном из рисунков.

Показатели импульсивности

При повышенной импульсивности линии частоне доводятся до конца (контур оказывается незамкнутым) или, наоборот, «проскакивают»дальше, чем нужно. Рисунок выполняетсяочень быстро. Низкадетализированность рисунка, причем, в отличие от низкой детализированности при астенизации, для импульсивных детей типична линия с сильным нажимом.

К признакам импульсивности относятся также грубыенарушения симметрии, «падающая» (наклоненная) фигура,неудачное размещениерисунка на листе (не хватает места для ног или же изображенный человек упирается головой в верхний обрез листа).

Приложение 4

Приложение 5

Ключ к вопросам

«+» – да (11, 20, 22, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 44)

«–» – нет (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 37, 40, 42, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58)

Результаты

1. Число несовпадений знаков (“+” – да, “-“ – нет) по каждому фактору ( - абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; > 50%; > 75% ).

Длякаждогореспондента.

2. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3. Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: - абсолютное значение - < 50%; > 50%; > 75% .

4. Представление этих данных в виде диаграммы.

5. Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).

6. Предоставление сравнительных результатов при повторных замерах.

7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его эмоциональные контакты (прежде всего – со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Бланк

                               
                               
“+”                              
                               
                             
“-“                              
                               
                               

Приложение 6

Протокол наблюдений

Приложение 7

Общие сведения

- ФИО

- Дата рождения

- Класс

- Состояние здоровья (по необходимости)

- Условия семейного воспитания

- Правильность основной линии семейного воспитания

Учебная деятельность

- Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам)

- Общее умственное развитие (кругозор, эрудиция)

- Особенности развития психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления (наличие творческих способностей, способность находить нестандартные решения и т.д.)

- Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каком учебным предметам проявляет интерес, отношение к оценке, отношение к похвале или порицанию учителей и родителей)

- Основной мотив учебной деятельности, стремление к получению знаний

- Умение учится (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя и т.д.)

Трудовая деятельность

- Отношение к общественно полезном к труду в школе и дома: любит ли трудиться и что именно привлекает – процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы; организованность и дисциплинированность в труде; особенности волевой сферы: готовность к выполнению привлекательной и непривлекательной работы. Какие виды труда предпочитает?

Дисциплинированность

- Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость)

- Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования, если да, то почему. Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

Приложение 8

Социометрия

Цель:определение статуса учащегося в коллективе, коэффициента удовлетворенности межличностных отношений и выявление лидеров в классе.

Метод социометрии заключается в следующем: на карточке в правом углу записывается фамилия опрашиваемого, затем в пункте 1,2,3 он записывает фамилии учащихся группы по вопросам:

1. Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? (эмоциональный лидер)

2. С кем бы из ребят ты пошёл в трудный поход? (универсальный лидер)

3. С кем бы ты хотел работать, готовиться к чему-либо в паре? (деловой лидер)

Обработка результатов представляет собой матрицу, где по вертикали записываются под номерами по алфавиту фамилии, по горизонтали – только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, и 3-ю очередь (в соответствии с вопросами 1, 2, 3). Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Взаимный выбор обводится кружком.

На основе социоматрицы идёт построение социограммы – карты социометрических выборов. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые получили 6 и более выборов), во второй круг - «предпочитаемых» (имеющих 3 – 5 выборов), в третий - «пренебрегаемых» (1-2 выбора), в четвертый - «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный - сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Номера формальных лидеров (командира, старосты и т. п.) заштриховывают. Следовательно, чем ближе к центру круга располагается член группы, тем выше его положительный статус и наоборот.

Приложение 9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Классное руководство

Наши рекомендации