Сущность и задачи организации в системе управления.
Организация- группу людей, сформированная на долгосрочной основе для выполнения определенной сознательной координируемой деятельности и достижения общей цели (одной или нескольких)
Организации представляют собой главный компонент современного общества.
Они являются основными субъектами хозяйственных отношений в современной экономике, поэтому государство уделяет большое внимание систематизации организаций и законодательному регулированию их статуса.
Организация как процесс является совокупностью операций, обеспечивающих взаимосвязь между составляющими системы в процессе ее существования. Это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами данного коллектива, обеспечение взаимодействия между участниками, осуществление контроля за исполнением указаний и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов. В этом значении организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей.
Признаками организации являются:
- наличие цели
- обособленность, предполагающая замкнутость внутренних процессов и наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения.
- разделение труда
- наличие связей между ее отдельными элементами
- саморегулирование (самостоятельные решения)
- организация культура
Современная система управленческих функций может быть представлена следующим перечнем основных задач: координация и интеграция усилий членов организации в направлении достижения общей цели; организация взаимодействия и поддержание контактов между рабочими группами и отдельными членами организации; сбор, оценка, обработка и хранение информации; распределение материальных и людских ресурсов; управление кадрами (разработка системы мотиваций, борьба с конфликтными ситуациями, контроль деятельности членов организации и групп); контакты с внешними организациями, ведение переговоров, маркетинговая и рекламная деятельность; инновационная деятельность; планирование, контроль за исполнением решений, коррекция деятельности в зависимости от изменения условий работы.
32. Достоинства и недостатки основных структур управления предприятиями
Недостатки дивизиональной структуры: многоступенчатость управления, что приводит к бюрократизации и росту управленческих расходов
Достоинства дивизиональной структуры: значительно улучшает координацию деятельности, позволяет эффективней реагировать на изменения внешней среды.
Недостатки функциональной структуры: неоднозначное распределение ответственности, трудности в поддержании взаимосвязей между функциональными подразделениями, длительная процедура принятия решений, затруднена кооперация
Достоинства функциональной структуры: сокращение звеньев согласования, исключено дублирование и параллелизм, освобождение линейных менеджеров от решения ряда специальных вопросов, стандартизация и формализация процессов, уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Достоинства проектной структуры: гибкость организации производственного процесса, сокращение численности управленческого персонала, повышение профессионализма и личной ответственности исполнителей, концентрация усилий компании на получение высококачественных результатов по определенному проекту
Недостатки проектной структуры – высокие требования к квалификации специалистов, сложность взаимодействия различных проектов внутри компании, добавление ресурсов при наличии нескольких организационных проектов, частичное дублирование функций, двойственность подчинения членов проектных групп.
Достоинства матричной структуры – гибкость использования кадрового состава, лучшая ориентация на проектные цели и спрос.
Недостатки матричной структуры– высокие требования к квалификации специалистов, сложность распределения ответственности.
33. Характеристика дивизиональной структуры.
В ней используется демократический принцип управления. Централизация стратегических решений на высшем уровне управления сочетается с самостоятельной деятельностью низовыхподразделений (дивизионов). Высшее руководствокомпании (президент, правление, совет директоров)определяет долговременные ориентиры развития.В задачи подразделений входят оперативныерешения и ответственность за получение прибыли.
Недостатки -многоступенчатость управления, чтоприводит к бюрократизации иросту управленческих расходов;
Достоинства– значительно улучшаеткоординацию деятельности, позволяет эффективнейреагировать на изменения внешней среды.
34. Характеристика функциональной структуры.
Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Следовательно, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы.
Недостатки: неоднозначное распределение ответственности, трудности в поддержании взаимосвязей между функциональными подразделениями, длительная процедура принятия решений, затруднена кооперация
Достоинства: сокращение звеньев согласования, исключено дублирование и параллелизм, освобождение линейных менеджеров от решения ряда специальных вопросов, стандартизация и формализация процессов, уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
35. Характеристика матричной структуры.
Предполагает подчинение членов проектных команд не только руководителям проектов, но и руководителям функциональных подразделений, в штате которых они постоянно числятся. Руководители проектов полностью отвечают за разработку и выполнение проектов, а руководство функциональных подразделений делегирует им ряд своих полномочий и обязанностей.
Достоинства – гибкость использования кадрового состава, лучшая ориентация на проектные цели и спрос.
Недостатки– высокие требования к квалификации специалистов, сложность распределения ответственности.
36. Характеристика проектной структуры.
Проектная структура управления – свободная форма организации управленческого процесса, создаваемая в рамках решения конкретной задачи. По завершении проекта, привлеченные для его выполнения специалисты, возвращаются к постоянной работе в свои подразделения.
Достоинства – гибкость организации производственного процесса, сокращение численности управленческого персонала, повышение профессионализма и личной ответственности исполнителей, концентрация усилий компании на получение высококачественных результатов по определенному проекту
Недостатки – высокие требования к квалификации специалистов, сложность взаимодействия различных проектов внутри компании, добавление ресурсов при наличии нескольких организационных проектов, частичное дублирование функций, двойственность подчинения членов проектных групп
37.Виды и основные принципы рационализации производственных процессов.
Производственный процесс – комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление продукции заданного качества, количества и в установленные сроки. Результат производственного процесса – готовая продукция, реализуемая предприятием на рынке.
Производственный процесс на промышленном предприятии состоит из основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Основными называются процессы, которые выполняются непосредственно для изготовления изделий основного производства. Основной процесс обычно состоит из трех стадий:
- заготовительная стадия включает процессы воздействия на исходные материалы для изготовления заготовок, подвергающихся в дальнейшем обработке и сборке (поковка, отливка и т.п.)
- обработочная стадия, в процессе которой заготовки и материалы преобразуются в готовые детали
- сборочная стадия, в процессе которой из готовых деталей и комплектующих изделий собираются готовая продукция предприятия.
К вспомогательным относят процессы изготовления и восстановления изделий вспомогательного производства. К ним относятся изготовление и ремонт производственного оборудования, ремонт зданий и сооружений, изготовление и ремонт технологического оснащения, производство и передача всех видов энергии и др.
К обслуживающим относят процессы, связанные с обслуживанием основного и вспомогательного производства. К ним относят складские, транспортные и контрольные работы.
Основными принципами рациональной организации любых процессов являются:
- специализация
- пропорциональность
- непрерывность
- параллельность
- прямоточность
- ритмичность
- гибкость
Принцип специализации заключается в повышении производительности на основе закрепления однородных частей производственного процесса за отдельными элементами производственной системы. Принцип позволяет снизить производственные издержки путем повышения производительности работников (эффект кривой обучения) и концентрации производства.
Пропорциональность – принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность различных операций производственного процесса.
Непрерывность – принцип, обеспечивающий непрерывную (без простоев) работу оборудования и рабочих, и непрерывную (без пролеживания) обработку деталей в процессе производства.
Параллельность – принцип, обеспечивающий совмещение операций во времени. Предусматривает одновременность выполнения всех операций по изготовлению изделия одного или нескольких наименований на различных рабочих местах.
Прямоточность – принцип, предусматривающий наикратчайшие маршруты движения предметов труда в процессе производства (по рабочим местам, участкам, цехам).
Ритмичность – принцип, характеризующий равномерность и повторяемость отдельных элементов производственного процесса во времени.
Гибкость – способность производственной системы быстро и экономично переходить на производство новой продукции.
Надежность – принцип, обеспечивающий бесперебойную работу производственной системы в определенный промежуток времени.