Управление качеством продукции.
При производстве и, соответственно, управлении качеством производимых товаров, выделяют следующие пять основных этапов:
1. Принятие решений “что производить?” и подготовка технических условий. На этом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.
2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности. На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако, сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.
3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг. На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей.
4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.
5. Разработка долгосрочных планов по качеству.
Система управления качеством продукции включает следующие функции:
· функции стратегического, тактического и оперативного управления
· функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные
· функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции
· функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям
Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям (ISO):
· 9001 – требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности.
· 9002 – требования к системе организации производства.
· 9003 – требования к системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.
Стандартизация продукции
Стандартизация – деятельность по разработке и установлению норм, правил, требований (как обязательных, так и рекомендуемых). Стандартизация способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей и окружающей среды.
Цели стандартизации:
· Безопасность продукции
· Техническая и информационная совместимость
· Качество в соответствии с уровнем развития науки, технологий
· Единство измерений
· Экономия всех видов ресурсов
· Безопасность с учётом ЧС
· Обороноспособность страны
Государственная система стандартизации РФ включает комплекс основополагающих стандартов ГОСТ(межгосударственные стандарты), а также ГОСТ Р (государственные стандарты РФ), ОСТ (отраслевые стандарты), СТП(стандарты предприятий), ТУ (технические условия).
Закон РФ «О стандартизации» устанавливает основные положения. Принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации.
Стандартизация является одним из методов управления качеством.
Усиление конкуренции требует от руководителей целенаправленного решения проблемы повышения качества продукции и процессов ее проектирования, производства и реализации. Для достижения этих целей широко используются идеология и положения международных стандартов серии ISO 9000. Система ISO 9000 была разработана Международной организацией по стандартизации в 1987 году и содержит требования и рекомендации к системе менеджмента качества. Стандарты ISO 9000 признаны во многих странах.
Сертификация продукции
Сертификация – это деятельность по подтверждению посредством специального документа (сертификата или знака соответствия) соответствия продукции и ее качества установленным требованиям, стандартам.
Цели сертификации:
· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
· зашита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, потребителя);
· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Орган по сертификации — это специально аккредитованный орган, проводящий сертификацию определённой продукции. Выдают сертификаты соответствия и лицензии, а также приостанавливают или отменяют действие выданных ими сертификатов.
Закон РФ «О защите прав потребителей» возложил на Госстандарт РФ обязанность по организации и проведению работ по сертификации продукции, услуг, работ.
Виды сертификации:
1. Обязательная сертификация - необходимая процедура подтверждения соответствия продукции требованиям по безопасности и качеству, прописанным в технических регламентах или в стандартах ГОСТ Р. Перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.
2. Добровольная сертификация - оформляется по желанию, это дополнительная характеристика товара на рынке. Для производителя добровольная сертификация его продукции означает большую вероятность того, что эту продукцию купят. Повышает конкурентоспособность продукции.
Порядок проведения сертификации продукции:
· принятие решения по декларации-заявке;
· отбор, идентификация образцов и их испытание;
· анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата;
· выдача сертификата соответствия и внесение сертифицированной продукции в Государственный реестр системы сертификации;
· осуществление инспекционного контроля за стабильностью сертифицированных характеристик продукции;
· информация о результатах сертификации.
Процедуры схем сертификации
Выбор схемы сертификации осуществляется в зависимости от конкретной продукции и условий ее производства. В международной практике используются разнообразные схемы сертификации.
Все схемы сертификации в зависимости от участия в них сторонних организаций подразделяются на самосертификацию и сертификацию третьей стороной.
Схема 0 | Основывается на самосертификации. Особенности: наиболее проста в плане реализации; минимальные трудовые и финансовые затраты; степень доверия минимальная либо авторитет фирмы высок и этого достаточно, потребитель считает изготовителя дееспособным. |
Схема 01 | Сочетает в себе самосертификацию с проведением силами Госстандарта РФ регулярного надзора за соблюдением положений декларации заявителя. Особенности: обеспечивает в сравнении со схемой 0 повышение степени доверия и достоверности заявленной декларации; увеличивает затраты на процесс сертификации. |
Схема 1 | Основывается только на проведении в аккредитованных центрах типовых испытаний продукции на соответствие требованиям стандартов. Особенности: подтверждает соответствие требованиям лишь представленных на испытания образцов; не гарантирует идентичность качества серийных образцов, выпускаемых изготовителем. |
Схема 2 | Сочетает в себе проведение типовых испытаний с последующим периодическим контролем и испытанием образцов продукции, взятых из системы торговли. Особенности: очередное повышение доверия и качества продукции; при обнаружении несоответствия стандартам оперативно приостанавливается производство. |
Схема 3 | Сочетает в себе проведение типовых испытаний с последующим периодическим контролем образцов продукции, взятых на предприятии перед отправкой в торговлю. Особенности: очередное повышение гарантии качества; при обнаружении несоответствия оперативно приостанавливается отгрузка продукции. |
Схема 4 | Сочетают в себе проведение типовых испытаний образцов продукции с последующим периодическим контролем образцов, взятых из торговли и производства. Эта схема сочетает особенности второй и третьей схем сертификации. |
Схема 5 | Основывается на проведении типовых испытаний образцов продукции и одновременной оценке системы качества на предприятии, сертификации производства с последующими периодическими испытаниями образцов, взятых из сферы торговли, производства. Особенности: повышается степень доверия; позволяет оценивать возможности предприятия по выпуску продукции требуемого уровня качества; довольно трудоемкая и дорогостоящая схема. |
Схема 6 | Основывается только на проведении оценки системы обеспечения качества продукции на предприятии. При этом оценивается исключительно способность предприятия выпускать продукцию установленного уровня качества. Схема имеет те же особенности, что и схема 5. |
Схема 7 | Основывается на испытаниях выборок из каждой изготовленной партии деталей. Особенности схемы: требуется обоснование объема представительной выборки. |
Схема 8 | Основывается на испытаниях каждого изготовленного изделия. Особенности схемы: применяется, когда предъявляются особо высокие требования к качеству продукции. |