Научные направления исследовательской

работы студентов

1.Границы современного государственного вмешательства в экономику.

2.Государство в российской экономике.

3. Внешние эффекты, сущность и влияние на принятие управленческих решений.

4. Национальные особенности спроса и предложения.

5.Методы построения кривых спроса и предложения.

6.Факторы механизма саморегуляции рынка.

7.Паутинообраз­ная модель установления рыночного

равновесия.

8. Роль предельных издержек в формировании стратегии фирмы.

9. Бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек.

10. Тенденции динамики издержек.

11. Сравнительный анализ издержек различных отраслей промышленности.

12.Экономическая прибыль и её роль в эффективном функционировании фирмы.

13. Реформирование естественных монополий

14. Проблемы антимонопольной политики в России

15. Методы регулирования естественных монополий

16. Экономические последствия реформирования естественных монополий

17.Особенности поведения и регулирования российских естественных монополий

18. Олигополия: модели, роль в экономике

19. Модели олигополии. ( Модели некооперированного поведения. Модель Курно. Модель Чемберлина. Модель Штакельберга. Модель Бертрана. Модель Эджуорта. Модели)

20.Методы прогнозирования спроса и предложения в международной торговле.

21.Методы оценки последствий введения ограничений в международной торговле.

22.Система показателей инвестиционной привлекательности страны.

23.Критерии целесообразности защитных мер в международной торговле

24.Методы оценки уровня экономического развития

страны.

25.Способы преодоления внешнеторгового дефицита

26.Развитие методов оценки эффективности международных инвестиций.

27.Факторы конкурентоспособности России в международной торговле и зарубежных инвестициях

28.Факторы участия в международной торговле и международных инвестициях в современных условиях

29.Международные финансовые кризисы и их влияние на международную торговлю и зарубежные инвестиции.

30. Отношения собственности в российской экономике: особенно­сти и проблемы.

31. Неформальные взаимоотношения в экономике России,

32. Национальные особенности спроса и предложения.

33. Проблемы формирования конкурентной среды в российской экономике.

34. Формирование предпринимательских сетей и хозяйственных кластеров.

35. Частно-государстве иное партнерство: проблемы и перспективы.

36. Проблемы взаимодействия бизнеса и государства.

37. Влияние внешнеэкономических факторов на функционирова­ние фирмы.

6. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Основные проблемы управ­ленческой экономики и ее роль будущей профессиональной деятельности

2. Аналитические средства, используемые в “Управленческой экономике”.

3. Рыночный спрос: объем спроса, функция спроса, цена спроса и кривая спроса.

4. Детерминанты рыночного спроса. Изменения величины спроса и изменения в спросе, их графическая интерпретация.

5. Потребительский выбор и нефункциональный спрос. Виды нефункционального спроса.

6. Экономические потребности. Варианты классификаций потребностей.

7. Теория предельной полезности: кардиналистский (количественный) подход. Ординалистский (порядковый) подход к анализу полезности и спроса.

8. Индексы цен, номинального и реального дохода. Индексы цен и реального дохода. Их использование в оценке изменений благосостояния потребителя.

9. Рыночное предложение: объем предложения, функция предложения, цена предложения и кривая предложения.

10. Детерминанты рыночного предложения. Изменения объема предложения и изменения в предложении, их графическая интерпретация. Индивидуальное и рыночное предложение.

11. Микроэкономическая теория производства: основные положения.

12. Эластичность спроса и предложения: понятие, виды эластичности, Методы измерения.

13. Взаимодействие спроса и предложения. Понятие избыточного спроса. Равновесная цена.

14. Государственное регулирование товарного рынка: воздействие на рыночное равновесие потоварного (индивидуального акцизного) налога, потоварной дотации и фиксированного уровня цены.

15. Явные (внешние) и неявные (имплицитные) затраты производства. Альтернативные затраты. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

16. Текущие издержки производства в краткосрочном периоде. Классификация полных текущих издержек по критерию функциональной зависимости от объемов производства: общие постоянные, общие переменные и общие валовые издержки. Графическая интерпретация.

17. Текущие издержки производства в краткосрочном периоде. Классификация удельных издержек на единицу продукции: средние постоянные, средние переменные, средние валовые и предельные издержки. Графическая интерпретация.

18. Текущие издержки производства в длительном периоде. Идентификация долгосрочных средних издержек: сплайн-кривая огибающая серию кривых краткосрочных средних издержек для разных уровней производственных мощностей.

19. Функция прибыли и ее графическое выражение. Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска фирмы.

20. Система показателей, характеризующих размер фирмы. Определение контролируемой доли рынка: абсолютная и относительная доли рынка компании.

21. Показатели рыночной власти продавцов: общий обзор индексов и коэффициентов.

22. Факторы и характеристики, определяющие структуру рынка: положительная отдача от масштаба, диверсификация деятельности фирмы, дифференциация продукта, вертикальная интеграция.

23. Влияние иностранной конкуренции на внутреннее ценообразование.

24. Базовые постулаты и исходные допущения теории совершенной конкуренции.

25. Спрос, средний и предельный доходы для конкурентной фирмы. Правило максимизации прибыли и выбор оптимального объема производства для фирмы совершенного конкурента в краткосрочном периоде.

26. Теория совершенной конкуренции: условие первого порядка (необходимое) для максимизации прибыли конкурентной фирмой в коротком периоде, условие второго порядка (достаточное) для максимизации прибыли конкурентной фирмой в коротком периоде.

27. Равновесие совершенно конкурентного рынка (отрасли) в краткосрочном периоде.

28. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции для долгосрочного периода.

29. Характерные черты «чистой» монополии: отсутствие совершенных субститутов, отсутствие свободы входа-выхода на рынок и наличие непреодолимых барьеров, абсолютная власть продавца, совершенная информированность рыночных субъектов.

30. Понятия экономической, административной и естественной монополии.

31. Равновесие фирмы в условиях «чистой» монополии для короткого периода.

32. Монополистическая ценовая дискриминация: первой степени (совершенная ценовая дискриминация), второй степени, третьей степени.

33. Основные характеристики монополистической конкуренции: принцип дифференциации продукта, неценовые факторы конкуренции, наличие входных барьеров при вступлении в отрасль.

34. Механизм монополистической конкуренции.

35. Равновесие фирмы в условиях ценовой монополистической конкуренции для краткосрочного и для длительного периода.

36. Характерные признаки олигополии: ограниченное число фирм, высокие барьеры для вступления в отрасль, всеобщая взаимозависимость и стратегическое поведение.

37. Принятие управленческих решений, исходя из данных о цене, спросе и предложении.

38. Предложение производственных факторов: индивидуальная функция предложения труда.

39. Естественная монополия и методы ее регулирования.

40. Сущность ценообразования, нацеленного на увеличение прибыли, рыночной доли и противостояние конкуренции.

41. Понятие капитала. Инвестирование. Связь инвестиций с процентной ставкой. Определение рыночной процентной ставки при совершенной конкуренции.

42. Дисконтирование и его использование в экономическом анализе.

43. Рыночная процентная ставка и стоимость капитальных активов.

44. Инвестиционный анализ. Внутренняя норма отдачи.

45. Инвестиционный анализ. Чистая приведенная стоимость.

46. Понятие абсолютных и относительных преимуществ в международной торговле

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие экономики в условиях рыночного хозяйствования и ее возможные успехи всецело зависят от достижений в облас­ти формирования многообразных форм предпринимательской деятельности, от действия системы управления на федеральном и региональном уровнях предприятиями бизнеса, способности предпринимательских структур быстро адаптироваться к дина­мично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопреде­ленность будущей рыночной ситуации и возможности ее ис­пользования во благо своей фирмы.

Рыночная экономика — сложнейшая экономическая систе­ма с присущим ей множеством степеней свободы. Самостоя­тельность конкретных предприятий приводит к тому, что опре­деленный результат может быть достигнут путем оптимального выбора из альтернативных вариантов управленческих решений.

Найти лучшее решение — достаточно сложная задача, спра­виться с которой, как показал накопленный опыт работы в ус­ловиях рынка, большинству работающих менеджеров предпри­ятий оказалось не под силу. И дело здесь в том, что для получения такого решения надо располагать обширной разнообраз­ной информацией, уметь на ее основе спрогнозировать буду­щую рыночную ситуацию, и лишь потом, взвесив и оценив по­следствия принимаемого решения, принять его за основу плана на конкретный предстоящий период.

Именно с этих принципиальных позиций и предлагается на­стоящее учебное пособие, в котором изучаются основы эконо­мического управления бизнесом.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая (от 26.01.1996 № 14-ФЗ) .

2. Вайе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учебное пособие для вузов/ Пер.с англ..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

3.Ивлева Г.Ю. Управленческая экономика: учебно-методтческий комплекс/ г.Ю.Ивлева.-М.: Изд-во РАГС, 2010

4. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. 5 изд. /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008.

5. Микроэкономика: практический подход. - М.: КНОРУС, 2008.

6.Мэнкью Н. Принципы экономикс. 4-е изд. – М., 2009.

7. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2006.

8.Серяков С. Микро- и макроэкономика для менеджеров. – М., ВАВТ, 2009.

9. Сио К.К. Управленческая экономика: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000.

10.Портер, Майкл, Э. Конкуренция / Пер. с англ. - М: «Виль-янс», 2000.

11. Природа фирмы / Под общ. ред. Уильямсона О.И. и Уинтера С.Д.М.: Дело, 2001.

12. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. - М.: ИНФРА-М, 2000.

13.Чеканский, А. Н. Управленческая экономика. Практика применения / А. Н. Чеканский, С. Е. Варюхин, В. А. Коцоева. – М.: Дело АНХ, 2010

Интернет-ресурсы:

1. http://www1.minfin.ru/ - финансовая статистика по РФ

2. http://www.economy.gov.ru/ - Экономический блок Правительства РФ

3. http://www.unctad.org /- ЮНКТАД

4. http://www.akm.ru/rus/default.stm - финансовые новости

5. http://www.gks.ru/wps/portal - статистические данные по РФ (сайт ФСГС, Госкомстата).

6. http://rbc.ru/ - РосБизнесКонсалтинг, новости

7. http://www.smi.ru/economics/ - экономические новости

8. http://www.iet.ru/publication.php - публикации Института Экономики Переходного Периода

9. http://www.maprf.ru - сайт Министерства РФ по антимонопольному регулированию

10. http://www.fas.gov.ru - Федеральная антимонопольная служба РФ

11. http://www.prompolit.ru/antitrust - сайт по антимонопольному регулированию

12. http://www.imf.org/external/pubind.htm - публикации МВФ (в основном, по финансам)

13. http://www.economy.com/dismal/ - экономические данные по регионам мира

14. http://swopec.hhs.se/iiessp/ - Институт Международных Экономических Исследований (Стокгольм)

15. http://www.hhs.se/site/Publications/workingpapers/workingpapers.htm - Стокгольмский Институт Переходной Экономики

16. http://www.usdoj.gov - Министерство юстиции США, Управление по антимонопольному законодательству

17. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Требования к уровню освоения дисциплины 1.2. Виды учебной работы и формы контроля 1.3. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Тематический план занятий 2.2. Содержание Модуля 1 «Рыночное моделирование и рационализация управленческих решений» 2.3. Содержание Модуля 2 «Управление поведением фирмы на внутреннем и внешнем рынках» 3. ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 3.1. Модуль 1 «Рыночное моделирование и рационализация управленческих решений» 3.2. Модуль 2 «Управление поведением фирмы на внутреннем и внешнем рынках» 4. КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ 5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕМАТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (НИРС) ПО ДИСЦИПЛИНЕ 5.1. Организация научной работы студентов 5.2. Научные направления исследовательской работы студентов 6. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                        

Учебное издание

Чернышёва Галина Николаевна

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

(РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ)

В авторской редакции

Компьютерный набор М.А. Золотухиной

Подписано к изданию 27.09.2012.

Объем данных 4,00 МБ

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный

технический университет»

Научные направления исследовательской - student2.ru 394026 Воронеж, Московский просп., 14

Наши рекомендации