Научные направления исследовательской
работы студентов
1.Границы современного государственного вмешательства в экономику.
2.Государство в российской экономике.
3. Внешние эффекты, сущность и влияние на принятие управленческих решений.
4. Национальные особенности спроса и предложения.
5.Методы построения кривых спроса и предложения.
6.Факторы механизма саморегуляции рынка.
7.Паутинообразная модель установления рыночного
равновесия.
8. Роль предельных издержек в формировании стратегии фирмы.
9. Бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек.
10. Тенденции динамики издержек.
11. Сравнительный анализ издержек различных отраслей промышленности.
12.Экономическая прибыль и её роль в эффективном функционировании фирмы.
13. Реформирование естественных монополий
14. Проблемы антимонопольной политики в России
15. Методы регулирования естественных монополий
16. Экономические последствия реформирования естественных монополий
17.Особенности поведения и регулирования российских естественных монополий
18. Олигополия: модели, роль в экономике
19. Модели олигополии. ( Модели некооперированного поведения. Модель Курно. Модель Чемберлина. Модель Штакельберга. Модель Бертрана. Модель Эджуорта. Модели)
20.Методы прогнозирования спроса и предложения в международной торговле.
21.Методы оценки последствий введения ограничений в международной торговле.
22.Система показателей инвестиционной привлекательности страны.
23.Критерии целесообразности защитных мер в международной торговле
24.Методы оценки уровня экономического развития
страны.
25.Способы преодоления внешнеторгового дефицита
26.Развитие методов оценки эффективности международных инвестиций.
27.Факторы конкурентоспособности России в международной торговле и зарубежных инвестициях
28.Факторы участия в международной торговле и международных инвестициях в современных условиях
29.Международные финансовые кризисы и их влияние на международную торговлю и зарубежные инвестиции.
30. Отношения собственности в российской экономике: особенности и проблемы.
31. Неформальные взаимоотношения в экономике России,
32. Национальные особенности спроса и предложения.
33. Проблемы формирования конкурентной среды в российской экономике.
34. Формирование предпринимательских сетей и хозяйственных кластеров.
35. Частно-государстве иное партнерство: проблемы и перспективы.
36. Проблемы взаимодействия бизнеса и государства.
37. Влияние внешнеэкономических факторов на функционирование фирмы.
6. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Основные проблемы управленческой экономики и ее роль будущей профессиональной деятельности
2. Аналитические средства, используемые в “Управленческой экономике”.
3. Рыночный спрос: объем спроса, функция спроса, цена спроса и кривая спроса.
4. Детерминанты рыночного спроса. Изменения величины спроса и изменения в спросе, их графическая интерпретация.
5. Потребительский выбор и нефункциональный спрос. Виды нефункционального спроса.
6. Экономические потребности. Варианты классификаций потребностей.
7. Теория предельной полезности: кардиналистский (количественный) подход. Ординалистский (порядковый) подход к анализу полезности и спроса.
8. Индексы цен, номинального и реального дохода. Индексы цен и реального дохода. Их использование в оценке изменений благосостояния потребителя.
9. Рыночное предложение: объем предложения, функция предложения, цена предложения и кривая предложения.
10. Детерминанты рыночного предложения. Изменения объема предложения и изменения в предложении, их графическая интерпретация. Индивидуальное и рыночное предложение.
11. Микроэкономическая теория производства: основные положения.
12. Эластичность спроса и предложения: понятие, виды эластичности, Методы измерения.
13. Взаимодействие спроса и предложения. Понятие избыточного спроса. Равновесная цена.
14. Государственное регулирование товарного рынка: воздействие на рыночное равновесие потоварного (индивидуального акцизного) налога, потоварной дотации и фиксированного уровня цены.
15. Явные (внешние) и неявные (имплицитные) затраты производства. Альтернативные затраты. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
16. Текущие издержки производства в краткосрочном периоде. Классификация полных текущих издержек по критерию функциональной зависимости от объемов производства: общие постоянные, общие переменные и общие валовые издержки. Графическая интерпретация.
17. Текущие издержки производства в краткосрочном периоде. Классификация удельных издержек на единицу продукции: средние постоянные, средние переменные, средние валовые и предельные издержки. Графическая интерпретация.
18. Текущие издержки производства в длительном периоде. Идентификация долгосрочных средних издержек: сплайн-кривая огибающая серию кривых краткосрочных средних издержек для разных уровней производственных мощностей.
19. Функция прибыли и ее графическое выражение. Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска фирмы.
20. Система показателей, характеризующих размер фирмы. Определение контролируемой доли рынка: абсолютная и относительная доли рынка компании.
21. Показатели рыночной власти продавцов: общий обзор индексов и коэффициентов.
22. Факторы и характеристики, определяющие структуру рынка: положительная отдача от масштаба, диверсификация деятельности фирмы, дифференциация продукта, вертикальная интеграция.
23. Влияние иностранной конкуренции на внутреннее ценообразование.
24. Базовые постулаты и исходные допущения теории совершенной конкуренции.
25. Спрос, средний и предельный доходы для конкурентной фирмы. Правило максимизации прибыли и выбор оптимального объема производства для фирмы совершенного конкурента в краткосрочном периоде.
26. Теория совершенной конкуренции: условие первого порядка (необходимое) для максимизации прибыли конкурентной фирмой в коротком периоде, условие второго порядка (достаточное) для максимизации прибыли конкурентной фирмой в коротком периоде.
27. Равновесие совершенно конкурентного рынка (отрасли) в краткосрочном периоде.
28. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции для долгосрочного периода.
29. Характерные черты «чистой» монополии: отсутствие совершенных субститутов, отсутствие свободы входа-выхода на рынок и наличие непреодолимых барьеров, абсолютная власть продавца, совершенная информированность рыночных субъектов.
30. Понятия экономической, административной и естественной монополии.
31. Равновесие фирмы в условиях «чистой» монополии для короткого периода.
32. Монополистическая ценовая дискриминация: первой степени (совершенная ценовая дискриминация), второй степени, третьей степени.
33. Основные характеристики монополистической конкуренции: принцип дифференциации продукта, неценовые факторы конкуренции, наличие входных барьеров при вступлении в отрасль.
34. Механизм монополистической конкуренции.
35. Равновесие фирмы в условиях ценовой монополистической конкуренции для краткосрочного и для длительного периода.
36. Характерные признаки олигополии: ограниченное число фирм, высокие барьеры для вступления в отрасль, всеобщая взаимозависимость и стратегическое поведение.
37. Принятие управленческих решений, исходя из данных о цене, спросе и предложении.
38. Предложение производственных факторов: индивидуальная функция предложения труда.
39. Естественная монополия и методы ее регулирования.
40. Сущность ценообразования, нацеленного на увеличение прибыли, рыночной доли и противостояние конкуренции.
41. Понятие капитала. Инвестирование. Связь инвестиций с процентной ставкой. Определение рыночной процентной ставки при совершенной конкуренции.
42. Дисконтирование и его использование в экономическом анализе.
43. Рыночная процентная ставка и стоимость капитальных активов.
44. Инвестиционный анализ. Внутренняя норма отдачи.
45. Инвестиционный анализ. Чистая приведенная стоимость.
46. Понятие абсолютных и относительных преимуществ в международной торговле
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие экономики в условиях рыночного хозяйствования и ее возможные успехи всецело зависят от достижений в области формирования многообразных форм предпринимательской деятельности, от действия системы управления на федеральном и региональном уровнях предприятиями бизнеса, способности предпринимательских структур быстро адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопределенность будущей рыночной ситуации и возможности ее использования во благо своей фирмы.
Рыночная экономика — сложнейшая экономическая система с присущим ей множеством степеней свободы. Самостоятельность конкретных предприятий приводит к тому, что определенный результат может быть достигнут путем оптимального выбора из альтернативных вариантов управленческих решений.
Найти лучшее решение — достаточно сложная задача, справиться с которой, как показал накопленный опыт работы в условиях рынка, большинству работающих менеджеров предприятий оказалось не под силу. И дело здесь в том, что для получения такого решения надо располагать обширной разнообразной информацией, уметь на ее основе спрогнозировать будущую рыночную ситуацию, и лишь потом, взвесив и оценив последствия принимаемого решения, принять его за основу плана на конкретный предстоящий период.
Именно с этих принципиальных позиций и предлагается настоящее учебное пособие, в котором изучаются основы экономического управления бизнесом.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая (от 26.01.1996 № 14-ФЗ) .
2. Вайе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учебное пособие для вузов/ Пер.с англ..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
3.Ивлева Г.Ю. Управленческая экономика: учебно-методтческий комплекс/ г.Ю.Ивлева.-М.: Изд-во РАГС, 2010
4. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. 5 изд. /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008.
5. Микроэкономика: практический подход. - М.: КНОРУС, 2008.
6.Мэнкью Н. Принципы экономикс. 4-е изд. – М., 2009.
7. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2006.
8.Серяков С. Микро- и макроэкономика для менеджеров. – М., ВАВТ, 2009.
9. Сио К.К. Управленческая экономика: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000.
10.Портер, Майкл, Э. Конкуренция / Пер. с англ. - М: «Виль-янс», 2000.
11. Природа фирмы / Под общ. ред. Уильямсона О.И. и Уинтера С.Д.М.: Дело, 2001.
12. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. - М.: ИНФРА-М, 2000.
13.Чеканский, А. Н. Управленческая экономика. Практика применения / А. Н. Чеканский, С. Е. Варюхин, В. А. Коцоева. – М.: Дело АНХ, 2010
Интернет-ресурсы:
1. http://www1.minfin.ru/ - финансовая статистика по РФ
2. http://www.economy.gov.ru/ - Экономический блок Правительства РФ
3. http://www.unctad.org /- ЮНКТАД
4. http://www.akm.ru/rus/default.stm - финансовые новости
5. http://www.gks.ru/wps/portal - статистические данные по РФ (сайт ФСГС, Госкомстата).
6. http://rbc.ru/ - РосБизнесКонсалтинг, новости
7. http://www.smi.ru/economics/ - экономические новости
8. http://www.iet.ru/publication.php - публикации Института Экономики Переходного Периода
9. http://www.maprf.ru - сайт Министерства РФ по антимонопольному регулированию
10. http://www.fas.gov.ru - Федеральная антимонопольная служба РФ
11. http://www.prompolit.ru/antitrust - сайт по антимонопольному регулированию
12. http://www.imf.org/external/pubind.htm - публикации МВФ (в основном, по финансам)
13. http://www.economy.com/dismal/ - экономические данные по регионам мира
14. http://swopec.hhs.se/iiessp/ - Институт Международных Экономических Исследований (Стокгольм)
15. http://www.hhs.se/site/Publications/workingpapers/workingpapers.htm - Стокгольмский Институт Переходной Экономики
16. http://www.usdoj.gov - Министерство юстиции США, Управление по антимонопольному законодательству
17. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Требования к уровню освоения дисциплины 1.2. Виды учебной работы и формы контроля 1.3. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Тематический план занятий 2.2. Содержание Модуля 1 «Рыночное моделирование и рационализация управленческих решений» 2.3. Содержание Модуля 2 «Управление поведением фирмы на внутреннем и внешнем рынках» 3. ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 3.1. Модуль 1 «Рыночное моделирование и рационализация управленческих решений» 3.2. Модуль 2 «Управление поведением фирмы на внутреннем и внешнем рынках» 4. КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ 5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕМАТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (НИРС) ПО ДИСЦИПЛИНЕ 5.1. Организация научной работы студентов 5.2. Научные направления исследовательской работы студентов 6. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
Учебное издание
Чернышёва Галина Николаевна
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
(РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ)
В авторской редакции
Компьютерный набор М.А. Золотухиной
Подписано к изданию 27.09.2012.
Объем данных 4,00 МБ
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный
технический университет»
394026 Воронеж, Московский просп., 14