Понятие цели и ее роль в управлении

В менеджменте под целью понимается идеальное или желатель­ное состояние объекта управления. На достижение такого состояния и ориентирована прежде всего управленческая деятельность. Крупные организации имеют не одну, а множество целей, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга. Эти цели либо открыто провозглаша­ются высшим руководством, либо неофициально реализуются в дея­тельности организации.

Достижение целей должно быть полезно организации, каждому ее члену в отдельности, а также тем, кто с ней сотрудничает, — деловым партнерам, властям и обществу в целом.

В то же время реальный результат человеческой деятельности, как правило, не совпадает с намеченной целью, поскольку в процессе дви­жения к ней всегда могут иметь место различные отклонения.

Цели организации меняются под воздействием внешних условий ее деятельности, техники и технологии, перемены взглядов руководства. Такая переориентация во многом обеспечивает ей выживание.

Впервые вопрос о цели организации был, видимо, поставлен вели­ким Аристотелем. «Так как действий, искусств и наук много,— писал он,— много возникает и целей. У врачевания — это здоровье, у судо­строения — судно, у военачалия — победа, у хозяйствования — богат­ство». Однако сегодня столь прямая постановка цели хозяйствования нуждается в уточнении.

Во-первых, наряду с коммерческими появились некоммерческие организации, например благотворительные фонды и т. п., не ориенти­рующиеся на прирост богатства.

Во-вторых, сегодня в большинстве крупных организаций у власти стоят не собственники, а наемные управляющие. Эти лица имеют свои цели, которые далеко не всегда непосредственно связаны только с обо­гащением.

В-третьих, сама прибыль сегодня в большей мере зависит не столь­ко от умения продать созданный товар, сколько от способности произ­вести то, что нужно в данный момент людям и удовлетворяет их по­требности. Кто справляется с такой задачей лучше других, может рас­считывать и на большую прибыль, которая поэтому в качестве непо­средственной цели коммерческих организаций фигурирует все реже.

«Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает боль­ше всех»,— эти слова крупнейшего японского предпринимателя и тео­ретика бизнеса К. Татеиси являются основополагающей идеей, на ко­торой в современных условиях основывается формулировка цели ком­мерческой организации.

Цели организации формируются теми, кто распоряжается ключевы­ми ресурсами. В то же время, формулировка их не произвольна, исхо­дит не только из личных взглядов руководства, но и из той роли, кото­рую организация играет в обществе, характера ее производственного и кадрового потенциала. Например, цель автомобильного завода не мо­жет заключаться в производстве колбасы, а ткацкой фабрики в ремон­те бытовой техники. Они не располагают для этого необходимым обо­рудованием, а сотрудники — соответствующими знаниями и опытом. Маленькая организация не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером в своей области, так как для этого у нее просто не хватит ресурсов. Наконец, организация не может ставить пе­ред собой цель делать то, что никому не нужно.

На формулировку целей существенное влияние оказывают также интересы субъектов, связанных с деятельностью организации. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся сотрудники, кото­рым организация дает средства к существованию; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой степени от нее зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие их проблемы; общество в целом. Например, если крупная организация не сумеет реа­лизовать своих целей и разорится, работу могут одновременно поте­рять десятки, а то и сотни тысяч людей, что неминуемо создаст огром­нейшие трудности даже для государств с развитой экономикой.

Конечно, иногда условия деятельности организации воспринимают­ся ее руководством не вполне адекватно, а отсюда и возникают ошиб­ки при постановке целей и определении способов их достижения, при­водящие к неэффективным решениям, расточительству ресурсов.

В рамках управления организацией цели выполняют следующие функции.

1. Цели отражают ее философию, концепцию деятельности и разви­тия, а следовательно, в конечном итоге определяют структуру организа­ции и управления ею. Достаточно вспомнить, что подразделения создаются прежде всего в соответствии с основными направлениями деятельности.

2. Цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентира­ми в окружающем мире. Они помогают сконцентрироваться на дости­жении нужных результатов, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственное поведение. Это помогает дейст­вовать быстрее, добиваясь намеченного с минимальными затратами.

3. Цели составляют основу критериев для выделения проблем, при­нятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, матери­ального и морального поощрения сотрудников, которые при этом в наибольшей степени отличились.

4. Цели, содержащие в себе вызов, сплачивают вокруг себя энтузиа­стов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. Причем сложные и трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с мелкими или отсутствием целей, их постановкой в общем виде.

5. Официально провозглашенные цели служат оправданием в гла­зах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблаго­приятные последствия, например загрязнение окружающей среды. Так, сооружение АЭС связывается с возможностью предотвращения энер­гетического кризиса.

К целям организации предъявляются определенные требования:

1) конкретность и измеримость. Это позволяет выразить их не только в качественных, но и в количественных показателях. В резуль­тате облегчается оценка процесса их достижения, их восприятие людь­ми, согласование, а поэтому снижается конфликтность;

2) реальность для данных условий, обеспеченность соответствую­щими ресурсами организации, что оценивается в процессе составления плановых бюджетов и распределения ресурсов. Иначе здравомысля­щие люди не станут попусту тратить время на их достижение и утра­тят доверие к руководству;

3) гибкость, способность к трансформации в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации;

4) признанность персоналом в качестве личных целей. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности лю­дей, они должны быть известными, понятными, близкими большинст­ву членов организации;

5) проверяемость — обусловлена необходимостью оценивать сте­пень достижения целей и осуществлять соответствующее симулиро­вание людей;

6) совместимость работников друг с другом во времени и про­странстве, взаимная поддержка.

§ 2* Виды целей

Цели, стоящие перед организацией, можно классифицировать сле­дующим образом.

1. По источникам:

внешние цели, учитывающие потребности более широкой социаль­ной общности, в рамках которой организация функционирует;

внутренние цели — цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей. Они формируются либо как равно­действующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей его участников, что во многом облегчает процесс управления.

2. С точки зрения комплексности:простые;

сложные цели, которые в свою очередь разбиваются на подцели.

3. По степени важности:

стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, на­пример, занятие лидирующего положения в своей сфере деятельности;

тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратеги­ческих, например, проведение капитального ремонта. Они бывают опе­ративными (цели годового плана) и операционными (текущие задания).

4.По сроку действия: долгосрочные цели (свыше пяти лет); среднесрочные (от года до пяти лет);

краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей харак­терна гораздо большая, чем для долгосрочных, детализация и конкре­тизация необходимых действий, и сами по себе они являются подцеля­ми на пути реализации долгосрочных.

5.По содержанию: технологические; экономические; производственные; административные; маркетинговые; научно-технические; социальные.

К технологическим целям можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких тех­нологий, строительство новых производственных зданий.

Примером экономических целей является укрепление финансовой устойчивости ор­ганизации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.

Производственные цели могут состоять в выпуске определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении се­бестоимости.

Административные цепи предполагают, например, достижение высокой управляемо­сти организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисцип­лины, слаженности в работе.

Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлече­нием новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, дос­тижением лидерства в ценах и др.

Научно-технические цели фиксируются на создании и внедрении в производство но­вых образцов продукции и усовершенствовании существующих, доведении их до уровня требований мировых стандартов.

Социальные цели ориентируют на создание благоприятных условий труда и отдыха работников (повышение их образовательного и квалификационного уровня, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживание отношений социального партнерства в организа­ции, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием и пр).

6. С точки зрения приоритетности:

необходимые цели, достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника;

желательные цели, реализация которых позволяет в определенной степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности;

возможные цели, достижение которых в данный момент ничего не меняет.

7. По направленности:

на конечный результат, например, выпуск определенного объема продукции;

на осуществление той или иной деятельности, например, повыше­ние квалификации;

на достижение определенного состояния объекта управления — ре­конструкцию предприятия.

8. По форме выражения:

цели, характеризуемые количественными показателями (например, получение определенного объема продукции);

цели, описываемые качественно (например, достижение благопри­ятного морально-психологического климата в коллективе, который ни­чем измерить нельзя).

9.С точки зрения особенностей взаимодействия: безразличные по отношению друг к другу (индифферентные); конкурирующие;

дополняющие (комплиментарные); исключающие друг друга (антагонистические); совпадающие (идентичные).

10. По уровню:миссия;

общеорганизационные и специфические цели. Миссия создает у окружающих представление об организации, ее предназначении; социальной ответственности перед обществом и свои­ми работниками; предпочтениях, ценностях, верованиях, принципах, культуре; наиболее привлекательных сферах деятельности. Все это обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внутренней и внешней средой, помогает определить позиции и интересы в отноше­нии разных социальных групп. В миссии находит отражение основа формулирования конкретных целей — общих и специфических, выра­ботки стратегии, распределения ресурсов на различных организацион­ных уровнях. Она ориентирует текущую деятельность управляющих. Таким образом, миссия формулирует направление движения организа­ции с учетом внутренних и внешних условий. Она формируется и от­тачивается годами, редко меняется.

На формулировку миссии влияют такие факторы, как: исторические традиции, конкурентные преимущества и угрозы, существующий потен­циал организации, мнение партнеров, властей, взгляды высшего руково­дства. Например, в известной японской компании «Мацусита» в состав миссии входят следующие моменты: рост благодаря взаимной выгоде для фирмы и потребителей; получение прибыли путем служения обще­ству; честная конкуренция на рынке; взаимная выгода для фирмы, по­ставщиков и партнеров; участие в управлении всех работников.

На основе миссии формулируются общие цели (обычно 4—6), кото­рые отражают важнейшие направления деятельности организации в целом и могут быть интегральными и функциональными. Первые свя­заны, например, с достижением ее устойчивости, обеспечением необ­ходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выходом на внеш­ние рынки и т. п. Вторые — с отдельными конкретными сторонами ра­боты организации: финансами, маркетингом, кадровой работой. Они являются заданиями для соответствующих служб.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении (стратегической хозяйственной единице) и определяют основные на­правления его деятельности в свете реализации их общих целей. Обычно они охватывают уже средне- и краткосрочный периоды и обя­зательно выражаются в количественных показателях, составляя основу планов.

Поскольку специфические цели отражают интересы относительно самостоятельных подразделений, они неизбежно вступают в опреде­ленные противоречия с общими. В связи с этим возникает необходи­мость их взаимной увязки в интересах достижения максимума общеор­ганизационных результатов.

Процесс формирования целей в зависимости от особенностей орга­низации может происходить как централизованно, так и децентрализо­ванно. В первом случае обеспечивается их единая ориентация в рамках организации, но тогда для низших уровней управления цели оказывают­ся навязанными, что может вызвать сопротивление исполнителей. Во втором случае эти проблемы снимаются, но возникают сложности, свя­занные с координацией целей, направлением их в единое русло.

В современных условиях миссия и общеорганизационные цели час­то формируются в совместном диалоге высших менеджеров, руководи­телей подразделений, консультантов по вопросам управления.

Постоянные изменения во внешней и внутренней среде организа­ции приводят к тому, что цели приходится корректировать или пере­сматривать. Одни организации это делают по мере накопления таких изменений; другие — в зависимости от конкретной ситуации; тре­тьи — систематически, на основе отслеживания тенденций, не дожида­ясь серьезных потрясений.

Чаще всего при корректировке применяется тактика «наползания» одной цели на другую. Например, сначала разрабатывается долгосроч­ная цель, а исходя из нее — краткосрочная. При достижении послед­ней с учетом накопившихся изменений разрабатывается новая долго­срочная цель, а на ее основе — очередная краткосрочная.

В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В ее рамках це­ли упорядочены и сбалансированы. Систему целей можно представить несколькими способами.

1. Как «дерево целей», от «ствола» которого, соответствующего миссии организации, отходит несколько крупных «веток», символизи­рующих общеорганизационые цели, которые в дальнейшем разветвля­ются на более мелкие, соответствующие специфическим, причем «кро­на» такого дерева может ветвиться до бесконечности (рис. 20.1).

Таким образом, большинство целей являются одновременно и средством достижения для других. Недостатком «дерева целей» является значительная схематичность и иерархичность.

2. Как иерархию целей, в которой цели высшего уровня оказывают­ся более важными и широкими по охвату и времени существования, чем цели низшего уровня. В то же время на последовательность их реализации, в отличие от предыдущего случая, это обстоятельство влияния не оказывает.

3. Путем ранжирования по таким основаниям, как вклад в реализа­цию миссии организации; возможность достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов; величина выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации; число попутно решаемых проблем и т. п.

Понятие цели и ее роль в управлении - student2.ru Рис. 20.1

Ранжируются цели, например, путем перемножения определяемых на основе экспертных оценок степени важности для организации каж­дой из них (в баллах) и их вклада в итоговый результат (в процентах или в долях единицы), а затем расположения в порядке убывания по­лученных величин.

На основе целей организация формулирует задачи, которые долж­ны быть решены в процессе их достижения. Задача — это совокуп­ность требований для принятия действий в конкретной ситуации. Она реализуется как серия работ, работа или ее часть, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в оговоренные сроки.

Задачи более конкретны и обязательно обладают количественными, пространственными и временными характеристиками. Так, если цель предприятия может формулироваться как «достижение в ближайшем будущем лидирующего положения на рынке выпускаемой продукции», то задача должна звучать куда более определенно: «завоевание к 31 декабря следующего года 40 % рынка изделий А, 30 % рынка изделий Б и 25 % рынка изделий В».

Задачи также содержат ограничения, т. е. перечисление действий, от которых необходимо воздерживаться, например, от нарушения ан­тимонопольного законодательства. Кроме того, по сравнению с целями задачи являются в большей степени индивидуализированными и пер­сонифицированными, включают элементы, позволяющие им быть при­влекательными для исполнителей.

Если миссия и цели формируются руководителями и консультанта­ми, то задачи на их основе — плановиками.

Цена» достижения целей

Достижение целей организации требует определенной производст­венной и управленческой деятельности сотрудников организации, т. е. совокупности поступков, активного поведения.

Если деятельность полностью или частично приводит к достиже­нию поставленных целей, с управленческой точки зрения она считает­ся эффективной. Степень эффективности определяется тем, насколько удалось достичь указанных целей.

Помимо эффективности действия, направленные на достижение це­лей, характеризуются выгодностью и экономичностью. Первая заклю­чается в получении определенного положительного результата, напри­мер прибыли; вторая показывает, сколько на единицу этого результата приходится затрат. Чем в большей степени результат их превышает, тем экономичнее деятельность.

Нужно иметь в виду, что между экономичностью и эффективно­стью нет однозначного соответствия. Высокоэкономичная деятель­ность может быть малоэффективной с точки зрения достижения самой цели, если уводит от нее в сторону, а эффективная — неэкономичной, если цель будет достигаться слишком дорогой ценой. На практике ме­жду эффективностью и экономичностью должен обеспечиваться опре­деленный компромисс, в основе которого лежит оптимальное для дан­ных условий их соотношение.

Эффективная деятельность характеризуется такими признаками, как результативность, простота и рациональность технологии и орга­низации, точность, надежность всех элементов (оборудования, мате­риалов и работников), высокое качество процессов и их результата, со­ответствие целям организации и т. п.

Как же достичь необходимой эффективности производственной и управленческой деятельности? Прежде всего, следует заблаговременно создать для нее необходимые условия в виде предпочтительных пози­ций в тех или иных областях, предотвращения влияния как в настоя­щее время, так и в будущем неблагоприятных обстоятельств, особенно тех, последствия которых могут быть необратимыми.

Само осуществление деятельности должно быть своевременным, что требует выбора наиболее удачного момента для ее начала, опти­мальной последовательности отдельных этапов, предотвращения неоп­равданных перерывов и потерь времени. Важность учета этих обстоя­тельств в условиях усложнения хозяйственных процессов трудно пере­оценить.

Эффективная деятельность по достижению целей сегодня невоз­можна без свободы маневра, которая предотвращает возможность по­падания в тупиковую ситуацию. Если такая свобода отсутствует, то часто приходится выжидать, что может привести к потере выгодного момента для начала действий. Свобода маневра обеспечивается посто­янной готовностью к ним, поиском резервов, созданием условий для полного использования предоставляющихся возможностей.

Важнейшим условием эффективной деятельности сегодня являются ее максимальная автоматизация и компьютеризация. Они позволяют освободить человека не только от тяжелой работы, но и от рутинных операций, сковывающих его творческие способности и возможности.

Наконец, значительное повышение эффективности производствен­ной и управленческой деятельности, направленной на достижения це­лей организации, возможно в том случае, когда ее члены отождествля­ют эти цели с собственными. Это делает возможным применение так называемого управления по целям, получающего сегодня на Западе все более широкое распространение.

Управление по целям

Сегодня во многих западных фирмах наряду с официальными целя­ми, или целями-заданиями, содержащимися в планах, все более широ­кое распространение в управлении получают неофициальные цели-ори- ентиры. Они формулируются работниками с помощью непосредствен­ных руководителей с учетом своих индивидуальных возможностей и способностей. Достижение именно таких целей стимулируется в первую очередь. Иными словами, официальное планирование дополняется сис­темой индивидуальных целей и персональным их стимулированием с учетом конкретных должностных обязанностей и личных качеств работ­ников.

Управление этими процессами, начиная с постановки целей и за­канчивая оценкой их реализации, получило название управления по це­лям (УПЦ). С его помощью обеспечивается более глубокое понимание персоналом целей организации или подразделения, а следовательно, и лучшее исполнение им своих обязанностей. УПЦ дает возможность предоставить людям больше полномочий, повысить эффективность те­кущей работы, создать основы для более объективного контроля и по­ощрения работников.

Цикл УПЦ начинается с анализа того, что сделано на данный мо­мент, определения желательных характеристик ожидаемого результата, детализации предстоящих действий. Все необходимые для этого мате­риалы содержатся в плане и других официальных документах органи­зации.

Следующим шагом является создание так называемой Деклара­ции — документа, содержащего систему индивидуальных и коллектив­ной целей работников организации или подразделения. При создании Декларации руководитель доводит до сведения подчиненных основные позиции, содержащиеся в плане, на основании которых помогает со­ставить список индивидуальных или групповых целей, организовать, если необходимо, их всестороннее обсуждение и согласование. Собст­венные же персональные цели он определяет совместно со своим не­посредственным руководством.

Для того чтобы цели реально повышали трудовую активность пер­сонала, они должны соответствовать основным направлениям работы организации, интересам персонала, быть достаточно трудными и увле­кательными, пробуждать в людях азарт и стремление проявить себя.

Декларация позволяет определить конкретных лиц, ответственных за то или иное дело; обязанности каждого из них в процессе реализа­ции поставленных целей; усилить связь между официальными и лич­ными целями; создать необходимую основу для персонифицированно­го морального и материального поощрения в соответствии с тем вкла­дом в общее дело, который каждый собирался внести.

Такая процедура реализуется на всех уровнях организации, начиная с высшего, в процессе двусторонних и многосторонних консультаций. В ходе их формируются приоритетные личные цели, представляющие особую важность для достижения общих, уточняются должностные инструкции, индивидуальные критерии оценки.

При определении личных целей, которые обычно устанавливаются на год, исходят из должностных обязанностей и реальных возможно­стей исполнителей с учетом оптимизации конечных результатов. При­нимаются во внимание также субъективные ценности, материальное положение, возраст, здоровье, семейное положение работника.

Необходимо четко сформулировать цели, иначе их нельзя будет достичь, и выбрать реальный путь к успеху, избежать неудач из-за пе­реоценки сил. Нечеткость формулировки цели приводит к выбору ошибочных средств, невозможности правильно распределять обязанно­сти и оценивать деятельность. Такая система индивидуальных целевых показателей, в отличие от плановых, является одновременно стабиль­ной и подвижной.

Затем составляется конкретный план действий по достижению каж­дой цели (сроки, промежуточные и конечные результаты, ресурсы) и определяются обязанности менеджера.

Нужно иметь в виду, что формулировка целей Декларации сопря­жена с рядом трудностей. Для ее составления необходимы большая подготовительная работа и соответственно немалые затраты времени и средств. Она требует, чтобы все цели выражались в количественных показателях, ибо их достижение является основой стимулирования. На практике же это удается достичь далеко не всегда. Декларация не при­годна для рабочих. Она часто бывает субъективной, ибо в нее стара­ются включить прежде всего «красивые», глобальные, престижные, а не практические цели; текущие цели, вместо ориентированных на по­иск дополнительных возможностей; цели, связанные с решением по­верхностных проблем и игнорирующие неявные, которые могут иметь для организации первостепенное значение.

Подведение итогов деятельности работников в рамках УПЦ служит основой для нового цикла планирования. Оно включает определение критериев и целевых показателей, по достижению которых будет оце­ниваться деятельность работника в следующем периоде, и разработку мероприятий, направленных на их достижение (индивидуальные пла­ны работы, планы развития работника).

Специалисты отмечают следующие достоинства управления по целям:

1) УПЦ привязывает работу с персоналом к стратегическому пла­нированию и дает возможность быстро реагировать на изменения внешних условий, позволяет работникам точно знать, что от них нуж­но, улучшает общение между руководителями и подчиненными;

2) цели, содержащиеся в Декларации, не являются уже чисто фор­мальными, навязанными исполнителям «сверху». Это уже во многом их цели, а поэтому обычно реализуются с гораздо большей заинтере­сованностью, чем официальные;

3) производительность людей, имеющих конкретные цели, выше производительности тех, кому цели не установлены. Этому не в по­следнюю очередь способствует предоставление людям самостоятель­ности и всесторонней информации о задачах организации и их собст­венной роли в их решении;

4) менеджер в системе УПЦ выступает по отношению к подчинен­ным преимущественно в роли контролера, регулярно встречается с ни­ми для промежуточной оценки (если цель годовая, то ежеквартально), которая проводится путем сопоставления достигнутых результатов с положениями Декларации и целями организации.

Контроль может осуществляться также, например, с помощью пла­на-графика, где отражаются план и фактическое выполнение работ.

Краткие выводы по главе

Проблема целей в управлении очень важна. Цель отражает главный смысл существования организации. Она характеризует состояние, ко­торое ей желательно достичь как в текущей деятельности, так и в пер­спективе. Цель является стержнем стратегии, она составляет основу стимулирования персонала.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных условиях ни одна организация не может преследовать исключительно экономи­ческие цели, связанные с зарабатыванием денег. Все более важное зна­чение приобретают социальные цели — сохранение окружающей сре­ды, достижение стабильности коллектива, улучшение положения ра­ботников и др.

Ввиду важности процесса целеполагания, формулировка целей, с одной стороны, должна основываться на глубоких исследованиях спе­циалистов, а с другой — отражать мнения работников фирмы. Только в этом случае цели будут ориентиром для их действий.

Глава 21 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

§ 1. Стратегия и ее элементы

Под стратегией в менеджменте понимается общая концепция того, как достигаются главные цели предприятия, решаются стоя­щие перед ним проблемы и распределяются необходимые для это­го ограниченные ресурсы. Стратегия представляет собой совокуп­ность управленческих решений, отражающих реакцию организации на внешние и внутренние условия ее деятельности и развития.

В развитие стратегии на среднем и низовом уровне управления раз­рабатывается тактика (краткосрочная стратегия).Тактика — это наи­лучший вариант реализации стратегии в существующих условиях, учитывающий появление непредвиденных обстоятельств.

Стратегия оказывает долгосрочное воздействие на предприятие, оп­ределяет направления формирования и развития его потенциала, помо­гает отбросить лишнее и сосредоточиться на главном. Поэтому она должна быть реальной, научно обоснованной; внутренне целостной; совместимой со средой; в меру рискованной; соответствовать органи­зационной культуре и этическим нормам.

В стратегию входят следующие элементы:

1) система целей — это миссия, общеорганизационные и специфи­ческие цели;

2) приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов. На­пример, их можно распределять поровну, пропорционально или в со­ответствии с потребностями, концентрировать на решающих направле­ниях и т. п.;

3) правила осуществления управленческих действий, например, по­рядок составления и утверждения планов, контроля, оценки работы и т. п.;

4) предположение о развитии ключевых факторов внешней среды;

5) представление о деятельности конкурентов;

6) внутренние и внешние ограничения;

7) курс действий;

8) программа действий;

9) ресурсы;

10) ситуационные стратегии;

11) финансовый план.

При формировании стратегии нельзя предвидеть все обстоятельст­ва, которые могут возникнуть в процессе ее реализации, и соответст­вующие шаги, которые необходимо сделать в ответ на них. Чтобы не менять в связи с этим стратегию в целом, организация может ставить и реализовывать стратегические задачи, при необходимости ее допол­няющие и совершенствующие.

К стратегическим задачам можно отнести:

обеспечение выживаемости фирмы в сложных условиях;

оптимизацию продуктовых программ и производственных мощно­стей;

разработку изменений в кооперации, диверсификации, создании но­вых систем;

приспособление внутренней системы учета, планирования, управ­ления к изменившимся внешним условиям;

разработку программ развития.

При формулировке таких задач учитывается возможность прибли­зиться с их помощью к главной цели организации, если от движения к ней пришлось в той или иной степени отступить; решить несколько дополнительных проблем; добиться получения наибольшей выгоды или избежания ущерба.

Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них — генеральная стратегия, отражающая способы осуществления миссии организации. Для отдельных особых случаев разрабатываются специальные стратегии, например стратегия банкротства.

Основными рабочими стратегиями являются функциональные, ко­торые отражают пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. К функ­циональным относятся: стратегия маркетинга, стратегия производства, стратегия НИОКР, финансовая стратегия и др.

Собственные стратегии существуют и у основных подразделений, входящих в фирмы.

Специалисты выделяют следующие факторы, влияющие на страте­гию любой организации и придающие ей специфику.

1. Миссия, на которую значительное влияние оказывают общест­венные приоритеты и потребности.

2. Конкурентные преимущества, т. е. совокупность дополнитель­ных возможностей, которыми организация обладает в своей сфере дея­тельности по сравнению с соперниками. Например, высокое качество продукции и услуг, низкие издержки, удобное географическое положе­ние и т. п. Конкурентные преимущества обеспечивают более высокую эффективность работы фирмы, но рано или поздно ослабевают либо исчезают под натиском соперников. Поэтому на практике постоянно требуется поддерживать их на должном уровне и искать новые.

3. Особенности выпускаемой продукции, ее сбыта, послепродажно­го обслуживания.

4. Специфика самой организации — внутренняя структура и ее ожидаемые изменения, система управления, развитие процессов инте­грации и дифференциации.

5. Имеющиеся материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы. Чём они больше, тем масштабнее могут быть будущие изменения.

6. Потенциал развития организации, совершенствования ее дея­тельности и расширения масштабов, роста деловой активности.

7. Культура и компетентность управления, уровень притязаний и предприимчивости ее руководства, способность последнего к лидерст­ву, внутренний климат в коллективе.

На стратегию влияют также степень рискованности деятельности организации, уровень подготовки и опыта кадров, зависимость органи­зации от внешней среды и от ранее принятых на себя обязательств.

На основе стратегии строится курс действий, т. е. система ориенти­ров, которых организация придерживается в повседневной деятельно­сти. В совокупности с ограничениями (чаще всего официально не объ­являемыми) он составляет содержание политики организации. Полити­ка есть общее руководство для действий и принятия решений. Напри­мер, она может взять курс на повышение качественного состава персо­нала и при этом проводить дискриминацию при приеме на работу по возрастному, национальному и половому признаку.

Норму поведения в конкретной ситуации, определенную последова­тельность и способы выполнения действий, но бе» указания сроков, предписывают правила, являющиеся простейшим типом плана. Правила снимают необходимость действовать самостоятельно, уменьшают разно­гласия между людьми. Так как их разработка на все случаи жизни не­возможна, исполнители должны иметь определенную свободу действий, поэтому число правил обычно бывает ограничено. Набор правил, вы­полняемый в определенной последовательности, называется процедурой. Примером ее является сдача экзамена, посещение врача и т. п.

Процесс формирования стратегии осуществляется следующим об­разом. Сначала происходит формулировка стратегической цели; оцен­ка рыночных возможностей и ресурсов организации; создание общей концепции стратегии и в ее рамках набора вариантов для обсуждения. Затем варианты дорабатываются до нужной кондиции, анализируются и оцениваются. В результате лучший из них принимается в качестве базового и служит основой создания специальных и функциональных стратегий, подготовки стратегических и оперативных планов, про­грамм, бюджетов.

Управлять с помощью правил легче, чем рассматривать каждый случай в отдельности, поскольку они дают больше определенности и особенно необходимы на низших уровнях иерархии.

Один из крупнейших западных специалистов в этой области Г. Минцберг сформу­лировал три возможные, по его мнению, модели формирования стратегии.

1. Плановая рассматривает выработку стратегии как полностью осознанный и кон­тролируемый мыслительный процесс, находящий свое материальное воплощение в сис­те

Наши рекомендации