Миссия, цели и задачи предприятия, их роль в управлении

Управление призвано ориентировать деятельность отдельных со­трудников и коллективы всех подразделений в одном направлении, определенном руководством организации. Таким образом, основной характеристикой управления является его целенаправленность, поэто­му процесс стратегического планирования организации начинается с определения наиболее глобальной цели существования организации, а именно миссии организации.

Миссия предприятия – четко выраженная причина существования предприятия, его философия. В ней детализируется статус предприятия, декларируются принципы работы, намерения руководства, приводится определение самых важных характеристик предприятия, отражается главная цель. В теории управления миссию рассматривают как очень важное заявление руководства, отражающее общественно значимые намерения организации, а также дающее представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации.

Определение миссии помогает предприятиям добиваться успеха, если ее положения заинтересовывают другие организации, поставщиков, потребителей, вызывают доверие и мотивируют их поступки по отношению к данной организации. Кроме того, она должна быть жизненно важной для сотрудников и мобилизовать людей на действия по достижению поставленных целей, объединять их.

Очень важно, чтобы основные положения миссии соответствовали ценностям и концепции общественного развития.

Миссия формируется высшим руководством, которое несет ответственность за достижение намеченных результатов путем постановки и реализации целей.

Примеры формулировки миссии представлены в табл. 6.1.

Таблица 6.1.

Примеры формулировок миссии

Организация Миссия
Государственное предприятие, опытно – конструкторское бюро Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду
Коммерческий банк:   Содействие становлению и развитию малого бизнеса путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников.
Инвестиционная компания Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста, направленную на приумножение национального богатства
Ювелирно-художественная фирма Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком


Миссия образует основу для постановки целей предприятия в целом, его структурных подразделений. Цели конкретизируют миссию в форме, доступной для управления процессом ее реализации.

На формирование целей существенное влияние помимо собственника и руководителя оказывают: статус предприятия, положение, его работники, деловые партнеры, местные власти, социально-политическая обстановка в целом.

Миссия— сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация. Это философия и предназначение, смысл существования организации, в котором про­является отличие данной организации от ей подобных. Миссия отра­жает полезность деятельности организации для общества в целом

Роль миссии.Миссия формулируется для того, чтобы:

■ представить в явном виде то, для чего существует компания, и
установить базу для определения и обеспечения непротиворе­чивости ее целей;

■ определить, чем компания отличается от всех других компаний,
действующих на том же рынке;

■ создать критерий для оценки необходимости выполнения всех
действий, осуществляемых в компании;

■ согласовать интересы всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководства, персонала, клиентов, акционеров
и др.);

■ способствовать созданию корпоративного духа, в том числе расширить для сотрудников смысл и содержание их деятельности.

Определение миссии не изменяется обычно на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Выработка новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.

Ответ на вопрос: «Кто мы, что мы делаем и куда направляемся?» определяет курс, который должна взять организация, и помогает вы­работать яркую индивидуальность. То, что организация собирается де­лать и чем она хочет стать, в общем смысле является ее предназначе­нием (миссией).

Процесс определения миссии.Важными условиями формулирования миссии являются понимание и принятие ее большинством сотрудни­ков организации. Только в этом случае цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности организации, будут подчинены ее целям.

В связи с этим менеджерам желательно вовлекать в процесс разра­ботки миссии всех ключевых сотрудников компании. К таким сотруд­никам можно отнести высшее руководство, начальников структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущих специалистов.

Миссия может быть сформулирована как в виде одной фразы, так и в виде многостраничного программного заявления руководства ком­пании, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики компании. Различные варианты (сокращенный и расширенный) могут использоваться для различных целей: как представительский документ для включения в годовой отчет компании перед акционерами, как внутрифирменный основополагающий документ и т.п.

Если оказывается трудно или невозможно сформулировать миссию организации, то это может свидетельствовать о том, что предприятие несбалансированно, т.е. не существует единых целей внутри органи­зации, интересы различных групп находятся в конфликте, фирма «раз­рывается» между направлениями развития и принимаемые решения не направлены на достижение общекорпоративных целей. Такая ситу­ация может сложиться также в том случае, если существует несколько подразделений компании, двигающихся в различных направлениях. Приведем примеры формулировки миссий.

Xerox: Распространение знаний с помощью документов.

IBM: Мы стремимся быть лидерами в инновациях, развитии и про­изводстве самых наукоемких технологий.

Apple Computer, Inc.: Мы предлагаем компьютеры самого высочай­шего качества для людей во всем мире.

Компания Disney: Делать людей счастливыми.

Procter & Gamble: Мы посвящаем себя поддержке молодых матерей, а не просто производим одноразовые пеленки.

Компания по производству шин: Мы не просто производим шины, а создаем жизнь без стресса, когда водитель доезжает до пункта назна­чения спокойным и полным сил.

Наши рекомендации