Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, влияющие на них.
К числу исходных понятий микроэкономики относятся агрегированные переменные: совокупный спрос и совокупное предложение.
Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний, объемов национального производства и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменения.
Совокупный спрос – реальный объем национального производства, который потребители, предприятия, государство готовы купить при возможных различных уровнях цен. Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является величиной обратной.
Объяснение отрицательного наклона кривой связывают:
- с эффектом %-ной ставки (показывает, что при данном объеме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на деньги, тем самым увеличивая %-ную ставку и уменьшая объем закупок потребительских товаров и оборудования).
- с эффектом богатства или реальных кассовых остатков (показывает, что инфляция сокращает реальную стоимость или покупательную способность финансовых активов с фиксированной стоимостью, которыми владеют домохозяйства, и тем самым заставляют их урезать потребительские расходы).
- с эффектом импортных закупок (при повышении уровня цен приводит к сокращению экспорта и увеличению импорта, а в целом –уменьшение спроса на отечественные товары и услуги).
Существуют неценовые факторы, воздействующие на изменение совокупного спроса. К ним относятся факторы, воздействующие на потребительские расходы:
AD = c + i + G + Xn.
Неценовые факторы потребительского спроса:
- благосостояние потребителей
- задолженность
- изменение инвестиций
- налоги
- изменение государственных расчетов
- изменение расходов на чистый объем экспорта (национальный доход и валютные курсы).
Совокупное предложение – показывает уровень реального, наличного объема производства при каждом возможном уровне цен.
Зависимость между уровнем цен и объемом национального производства, который производители готовы произвести и предложить на рынке, является величиной прямой или положительной.
1 – кейнсианский отрезок
2 – промежуточный отрезок
3 – классический отрезок
Устанавливают прямую зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства.
Кривая может смещаться вправо,влево под влиянием неценовых фактов.
Неценовые факторы:
- изменение цен на ресурсы(труд, факторы производства).
- изменение производительности факторов производств.
- изменение правовых норм (налоги, субсидии, государственное регулирование)
Равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства предполагают равенства AD и AS.
F – точка макроэкономического равновесия при неполной занятости и при неизменном уровне цен.
F1 – точка макроэкономического равновесия при небольшом повышении уровня цен при состоянии экономики, близком к полной занятости.
F2– точка макроэкономического равновесия в условиях полной занятости, но с инфляцией и ростом цен.
AD и AS могут смещаться: связано с изменением национального объема производства и уровнем цен.
1 состояние. Увеличивается AD на кейнсианском отрезке.
2 состояние. Увеличивается AD на промежуточном отрезке
Увеличение совокупного спроса на классическом и промежуточном отрезках влечет за собой рост уровня цен, но обратное снижение уровня спроса в течение короткого промежутка времени не приводит к уменьшению уровня цен.
1. Увеличение AS при неизменном AD (эффект«храповика»).
Свидетельствует о росте производственных возможностей экономики в целом (снижается цена).
2. Уменьшение AS (свидетельствует о инфляции, обусловленной ростом издержек производства). Самая негативная ситуации в экономике! Одновременно происходит рост цен, сокращение производства, рост безработицы. Состояние «стагфляции».