Месторасположение и собственность предприятия
Практическая работа 12.
Бизнес план организации консервного производства
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели бизнес плана и задачи бизнеса
2. Предприятие и его продукция
2.1. Месторасположение и собственность предприятия
2.2. Технология и продукция предприятия
3. Анализ рынка
3.1. Состояние рынка сбыта готовой продукции
3.2. Анализ рынка сырья
4. Инвестиционный план
5. План производства
5.1. Расчет объема оборота
5.2. Расчет издержек
5.3. Расчет прибыли и рентабельности
6. Стратегия маркетинга и сбыта
7. Финансовый план. График погашения кредита
8. Анализ рисков и расчет эффективности
9. Заключение
ЦЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА И ЗАДАЧИ БИЗНЕСА
Целями бизнес плана являются:
1. Обоснование рентабельности выбранного вида деятельности – производство мясных и мясорастительных консервов на собственных производственных площадях и реализация на внутреннем и внешнем рынках;
2. Выявление условий рынка и прогноз продаж готовой продукции при наращивании мощности производства в инвестиционный период;
3. Оценка ожидаемых финансовых результатов бизнеса и построение финансовой стратегии предприятия при расчетах с банком за заемные средства.
Задачами предприятия в инвестиционный период являются:
· осуществить реконструкцию предприятия с целью подготовки производства к обеспечению замкнутого технологического цикла произ-водства консервов на основе закупаемого блочного мяса говядины и свинины, производство паштетов и консервов из мяса птицы;
· провести техническое переоснащение обеспечивающей инфраструк-туры, обновить парк холодильного и вентиляционного оборудования, закупить и установить необходимое технологическое оборудование для выпуска до 50000 банок в сутки;
· закрепиться и расширить управляемый сегмент рынка сбыта консервированного мяса на основе прямых договоров со сбытовыми организациями;
· реализовать договора-намерения и укрепить каналы сбыта продукции на экспорт;
· обеспечить накопление массы прибыли от производства и сбыта готовой продукции, достаточной для удовлетворения личного потребления и реализации второй очереди развития производства.
Выбранный вид деятельности сочетается с региональными и государ-ственными программами развития аграрного сектора экономики и повышения обеспеченности населения продуктами первой необходимости.
ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО ПРОДУКЦИЯ
АНАЛИЗ РЫНКА
Анализ рынка сырья
Сырьевой базой производства предприятия являются:
· поставки импортного блочного мяса свинины и говядины;
· охлажденная свинина и говядина в п/т производства Россия;
· тушки цыплят бройлеров (охлажденные и замороженные) местного производства.
По установившимся договорным отношениям с поставщиками сырья из Польши и ФРГ предприятие осуществляет закупку основной массы сырья, для промышленного производства используя преимущества Свободной Экономической Зоны (СЭЗ). То есть, без квот и пошлин, за счет чего достигается значительная экономия на закупках, обеспечивающая изначальные преимущества данного предприятия по сравнению с аналогичными производствами в данной отрасли. Установившаяся цена 1 кг говядины в РФ на момент анализа составляла 3.8 - 4.1 $/кг. В СЭЗ стоимость аналогичного сырья составляет порядка 2.65 – 3.0 доллара за кг.
При среднегодовой норме выпуска в 5400 т продукции предприятию потребуется около 4050 т сырья на сумму 11540000 $ в год. С учетом оборачиваемости средств в среднем за 1,5 месяца, объем необходимых оборотных средств составляет 1450000 $ , плюс 275000 $ на специи и материалы.
Рынок мясосырья и цены на нем можно считать устоявшимися, а каналы поступления проверенными и надежными на весь инвестиционный период.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН
Данный бизнес план ориентирован на обоснование условий развития предприятия и подготовки производства к выпуску консервированных продуктов.
Таблица 4.1. Объекты и направления инвестиций
Направления инвестиций | Шт. | Сумма инвестиций, тыс.$. | |
1. Капитальное строительство и реконструкция: | |||
- оборудование холодильных камер | 45,0 | ||
- реконструкция производственных помещений: | 50,0 | ||
2. Приобретение оборудования и машин: | |||
- сырьевой цех. | |||
Холод. оборудование для камеры - 18 на 20т | |||
Дефростер на 10т | |||
Холод. оборудование для камеры + 4 | |||
столы, ножи, стерилизатор | |||
блокорезка | |||
инъектор | |||
волчок | |||
мешалка | |||
пила лент., пила руч. | |||
тележки | |||
- консервный цех. | |||
Машина для мойки банок | |||
Дозатор мяса | |||
Автомат закаточный | |||
Крнвейер пластинчатый | 5м | ||
Автоклав 800л | |||
Машина для мойки и сушки банок | |||
Автомат этикетировачный | |||
Подъемник для корзин | |||
Корзины и рамы | |||
- цех упаковки и экспедиция. | |||
Холод. оборудование для камеры +4 готовой продукции | |||
вакуумная машина | |||
мойка тары | |||
погрузчики, роклы и т.п. | |||
весы, принтеры и пр. | |||
3. обеспечение текущей жизнедеятельности | |||
4. Приобретение сырья, специй и материалов | |||
5. Реклама и продвижения продукции | |||
ВСЕГО инвестиций: | 2283 тыс.$ | ||
Капитальные вложения | |||
Оборотные средства |
Объектами инвестиций по первой очереди развития (50% мощности) являются (см. таб. 4.1):
· реконструкция производственных помещений;
· приобретение оборудования и машин;
· закупка комплектующих, сырья и материалов для производства.
Сумма инвестиций проекта - 2283.0 тыс. $., из которых на реконструкцию, переоборудованиеи запуск производства выделяется 368.0 тыс.$, и 1915.0 тыс.$ необходимо для закупки сырья и материалов, разрешительную и технологическую документацию, и обеспечение жизнедеятельности.
Проектируемая 100% мощность производства – 1 200 000 банок в месяц.
Принятая технологическая схема с двухсменной работой и 5-тидневной рабочей неделей предусматривает возможность технического обслуживания и реконструкции основных фондов, что учитывается в операционном графике работ (см. табл. 4.2).
Календарный план инвестиций приведен в таблице 4.3.
В соответствии с инвестиционным замыслом предприятия на предпроек-тной стадии производства осуществляется заключение договоров-намерений на экспорт мясных консервов и поставку сырья.
Предварительная разработка проектно-сметной документации на реконструкцию производственных помещений и производство строительно-ремонтных и капитальных работ предусматривается в момент получения заемных средств, о чем имеется договоренность с соответствующими подрядными организациями.
Поставка и монтаж технологического оборудования и машин осуществляется параллельно реконструкции помещений и холодильных установок. Второй этап кредитования связан с закупкой сырья и комплектующих материалов. В конце инвестиционного периода (3-й год) завершается модернизация и переоснащение технологического оборудования и ремонт производственных помещений (см. табл. 4.2).
Кроме того, часть заемных средств резервируется для обеспечения устойчивости развития и последующего их вложения в сырье и оборудование после выхода производства на 100% мощность (см. табл. 7.1).
Таблица 4.2
Oперационный график инвестиционного периода
Кварталы | Периоды инвестирования | |||||||||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | ||||||||||
1. Заключение контрактов на реализацию консервов | + | |||||||||||
2. Заключение договоров на поставку сырья | + | |||||||||||
3. Кредитование | + | + | + | |||||||||
8. Реконструкция и строительство | + | + | + | + | + | |||||||
9. Поставки оборудования и машин. Расчеты с поставщиками | + | + | ||||||||||
10. Закупка сырья и материалов | + | + | + | |||||||||
11. Выход на производственную мощность 50% | + | + | ||||||||||
12. Выход на производственную мощность 100% | + | + | + | + | + | + | ||||||
13. Расчеты с кредиторами | + | + | + | + | + | + |
Таблица 4.3. Календарный план организации производства
Январь
1. Согласование. Заключение договоров
2. Запуск проектных работ. 5-10 тыс$
- технологический проект
- строительный проект
- экологический проект
- санитарный проект
3. Общестроительные работы 25-30 тыс.$
5. Заказ основного оборудования 70-100 тыс.$
(20-50%)
8. Обеспечение жизнедеятельности 15 тыс.$
(персонал, коммунальные услуги и т.п.)
Февраль
1.Общестроительные работы 25-30 тыс.$
2. Подготовка ТУ, ТИ, рецептур 5-10 тыс.$
3. Согласование проектов и
технологической документации
4. Обеспечение жизнедеятельности 15 тыс.$
Март
1. Оплата готового оборудования 100-150 тыс.$
2. Монтаж готового оборудования 20 тыс.$
1. Согласование проектов и
технологической документации
4. Обеспечение жизнедеятельности 15 тыс.$
Апрель
1. Оплата готового оборудования 10 - 20 тыс.$
2. Монтаж готового оборудования 10 тыс.$
3. Согласование проектов и
технологической документации 10-15 тыс.$
(расчет за проекты)
4. Закупка вспомогательного 5 -10 тыс.$
оборудования
5. Набор и обучение персонала 5-10 тыс.$
6. Разработка упаковки и рекламных
материалов 5 тыс.$
7. Обеспечение жизнедеятельности 15 тыс.$
Май
1. Окончательная закупка и монтаж 10 тыс.$
оборудования
2. Сдача проектов 10 – 15 тыс.$
3. Получение технологической 5 – 10 тыс.$
документации
4. Общестроительные и отделочные 10 – 15 тыс.$
работы
5. Разработка упаковки и рекламных
материалов 5 тыс.$
6. Закупка вспомогательных материалов
и комплектующих 75-100 тыс.$
7. Набор и обучение персонала 10-20 тыс.$
8. Обеспечение жизнедеятельности 15 тыс.$
Июнь
1. Закупка сырья и материалов 250-300 тыс.$
2. Ввод объекта в эксплуатацию 20 – 30 тыс.$
3. Выработка постановочной партии
4. Постановка продукции на производство
5. Разное 10-15 тыс.$
6. Реклама и продвижение товара 5 тыс.$
7. Обеспечение жизнедеятельности 20- 25 тыс.$
Июль
1. Начало производства на РБ
2. Получение разрешения на РФ
3. Оборотные средства на закупку сырья 300-350 тыс.$
и материалов
4. Реклама и продвижение товара 5-10 тыс.$
5. Обеспечение жизнедеятельности 20- 25 тыс.$
Август
1. Начало производства на РФ (50% мощности)
2. Оборотные средства на закупку сырья 350-400 тыс.$
и материалов
3. Реклама и продвижение товара 5-10 тыс.$
4. Обеспечение жизнедеятельности 20- 25 тыс.$
Итого на первом этапе запуска производства( выход на 50% мощности)
основные затраты - 350 – 500 тыс.$
оборотные средства 1165 – 1600 тыс.$
Всего 1515 – 2100 тыс.$ .
Часть средств в размере от 250 до 750 тыс.$ резервируется для вывода производства на 100% мощность.
Разброс в суммах конкретных инвестиций зависит, в первую очередь, от ситуации на рынке оборудования. Есть возможность приобре-тения практически нового оборудования по сниженной цене с закрывающихся предприятий восточной Европы. Объем оборотных средств выделяемых в этот период сильно зависит от цен на сырье на мясном рынке и скорости продвижения и реализации готовой продукции предприятия.
После выхода на полную мощность предприятие по своим финансовым возможностям в состоянии продолжить капитальное строительство, закупать сырье и технологическое оборудование.
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Расчет объема оборота
Исходные данные:
· Мощность предприятия -1.200.000 условных банок ежемесячно.
· Продукция: основная – говяжья и свиная тушенка, консервы мясорастительные.
· Производственный цикл для мясных консервов – 5 суток.
· Цикл реализации – 45 дней, от момента закупки сырья до получения денег за поставленный товар.
· Средняя цена на рынке для консервов (класса ГОСТ В/С)
Говядина ГОСТ В/С - 38-41 руб ( 338 г )
Свинина ГОСТ В/С - 37-40 руб (338г )
· Средняя цена сырья (франко-склад продавца Польша, Германия)
Говядина 1сорт - 3.27 $
Свинина п/ж - 3.25 $
Сырьевая себестоимость тушенки ГОСТ В/С:
При практически одинаковых ценах на сырье (говядина и свинина) достаточно рассчитать себестоимость говяжьей тушенки для оценки рентабельности всего ассортиментного ряда продукции предприятия. Тем более,что говяжьи консервы и создают основной объем реализации.
Состав тушенки высшего сорта по ГОСТ 5284-84:
1.5. Консервы «Говядина тушеная» должны быть выработаны по рецептуре, указанной в табл. 1.
Таблица 1
Наименование сырья | Массовая доля компонентов, по сортам | |
высшему | первому | |
Говядина I категории жилованная с содержанием жировой ткани не более 6 % | 87,0 | - |
Говядина II категории жилованная с содержанием жировой ткани не более 6 % | - | 87,0 |
Жир-сырец говяжий | 10,5 | 10,5 |
Лук репчатый очищенный измельченный | 1,33 | 1,33 |
Соль поваренная | 1,14 | 1,14 |
Перец черный молотый | 0.01 | 0.01 |
Лист лавровый | 0,02 | 0,02 |
Примечания:
1. Допускается применение топленого говяжьего или костного жира в том же количестве.
2. Допускается применение сушеного репчатого лука в период с марта по август из расчета: 1 кг свежего — 0,25 кг сушеного.
3. Допускается при производстве консервов вместо 87,0 % жилованной говядины и 10,5 % жира-сырца в рецептуру закладывать 97,5 % жилованной говядины с содержанием жировой ткани от 6 до 14 %.
Соответственно сырьевая себестоимость 1кг консервов, по госту без замен и современных технологий, составляет порядка 104,05 руб. за 1 кг. в существующих ценах, что составляет 35,17 руб. за банку 338 г.
При использовании технологий с массированием мяса и современных комплексных специй, выход мясосырья повышается до 1,35 – 1,4, что приводит к уменьшению себестоимости до 78,11 руб за 1кг или 26,4 руб. за 338 г., без ухудшения качества.
Закладывая в технологическую себестоимость затраты на жестяную банку, тару, этикетки и т.п. получаем реальную себестоимость порядка 32,35 руб. за 338 г. Маржинальный доход приведенный к условной банке получается не менее 6 руб на 1 банку тушенки высшего сорта ( 18,5%).
Годовой план производства:
Общий объем оборота фирмы в месяц:
1200000 Х 38 = 45600000 руб. ( 1500000 $)
Что составит, порядка 550 млн.руб. в год (17 – 19 млн.$), с учетом сезонного спада в зимний период.
Материальные издержки.
Стоимость закупаемого сырья и материалов:
· цена оптовая - 115 руб./кг.;
· стоимость закупки сырья за период реализации: 54 млн. руб ( 1,8 -1,9 млн.$);( за 45 календаоныхдней)
· стоимость специй и материалов дополнительно составит порядка 7 -7,5 млн. руб. ( 200-250 тыс.$)
итого в год затраты на сырье и материалы составят 432 млн. руб. (13-13,5 млн.$).
2. Издержки на заработную плату:
· месячный оклад одного рабочего -12000 руб.;
· месячный оклад работника аппарата управления - 17000 руб.;
· рабочих в год (32 чел.): 12000х 12х32 = 4600000 руб.;
· аппарата в год (7 чел.): 17000х12х7 =1428000 руб;
Всего на з/п в год: 6 036 000 руб.
3. Издержки на топливо, энергию коммунальные услуги в год:
· расход электроэнергии 200 квт в час = 3500000 руб. в год;
· вода и канализация = 1500000 руб. в год
· другие услуги = 800000 руб. в год;
Всего коммунальные затраты в год: 5 800 000 руб.
4. Услуги сторонних организаций в год:3000000 руб./год.
5. Амортизация (5% от стоимости основных фондов):
71750000 руб.х0,05 = 3587500 руб.
Издержки годовые всего: 450 423 500 руб.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.
Финансовый план предприятия составлен исходя из графика поэтапного ввода мощностей (50%, 100% -см. Операционный график работ - табл. 4.2), и принятой очередности капитальных вложений (см. табл. 3.2).
Финансовый план (см. табл. 7.1) отражает движение денежных потоков в период инвестирования. 3-ий год оценивается исходя из планируемых объемов производства на втором году проекта (см. табл. 7.2).
Таблица 7.1. Финансовый план (тыс.$)
Год
капит. оборотные реализация доход чистая
влож-я сред-ва прибыль
январь 140 15 0 0 0
февраль 40 15 0 0 0
март 170 15 0 0 0
апрель 55 30 0 0 0
май 50 140 0 0 0
июнь 45 330 50 8.5 0
июль 0 385 300 50 10
август 0 435 600 100 50
сентябрь 0 100 600 100 50
октябрь 0 100 800 135 70
ноябрь 0 100 900 150 75
декабрь 0 0 900 150 75
Год
январь 0 0 900 150 75
февраль 0 0 1000 170 90
март 0 0 1500 240 150
апрель 0 0 1500 240 150
май 0 0 1500 240 150
июнь 0 0 1500 240 150
июль 0 0 1500 240 150
август 0 0 1500 240 150
сентябрь 0 0 1500 240 150
октябрь 0 0 1200 200 120
ноябрь 0 0 1200 200 120
декабрь 0 0 1200 200 120
итого: 500 1665 20150 3293,5 1905
Из представленного плана следует, что к концу 2014 года, чистая прибыль от производства и реализации консервных изделий, сопоставима с вложениями в оборудование и оборотные средства, т.е. составит примерно половину всех вложенных средств. На основании 2012 –2013 годов можно спланировать уровень дохода предприятия (с учетом инфляции и т.п.) на 2014, в районе 2680 – 2730 тысяч доларов.
С 2014 года производство должно выйти на стабильный объем в 1200000 – 1300000 усл. банок в месяц. При этом несколько снижается уровень постоянных затрат и затрат на развитие и продвижение продукции, что приводит к росту доли чистой прибыли подлежащей к распределению учредителей. К концу 2014 года чистая прибыль подлежащая распределению будет на уровне 1650 – 1750 тыс. $ в год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный бизнес план разработан с целью обоснования своевременности и полноты возврата кредитных средств и платежей по кредиту за счет прибыли от производственной и реализационной деятельности предприятия - инициатора проекта.
Позитивным фактором для кредитора представляется сравнимая с суммой заемных средств величина собственных вложений в предприятие произведенных до начала данного инвестиционного проекта.
При прочих равных условиях, прогнозируемая рентабельность вида деятельности по проекту предполагает сжатые сроки накопления чистой прибыли, достаточной для погашения кредита и сохранения при этом большого запаса финансовой устойчивости.
В целом, реальный срок окупаемости предприятия – конец 2014 года.
Практическая работа 12.
Бизнес план организации консервного производства
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели бизнес плана и задачи бизнеса
2. Предприятие и его продукция
2.1. Месторасположение и собственность предприятия
2.2. Технология и продукция предприятия
3. Анализ рынка
3.1. Состояние рынка сбыта готовой продукции
3.2. Анализ рынка сырья
4. Инвестиционный план
5. План производства
5.1. Расчет объема оборота
5.2. Расчет издержек
5.3. Расчет прибыли и рентабельности
6. Стратегия маркетинга и сбыта
7. Финансовый план. График погашения кредита
8. Анализ рисков и расчет эффективности
9. Заключение
ЦЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА И ЗАДАЧИ БИЗНЕСА
Целями бизнес плана являются:
1. Обоснование рентабельности выбранного вида деятельности – производство мясных и мясорастительных консервов на собственных производственных площадях и реализация на внутреннем и внешнем рынках;
2. Выявление условий рынка и прогноз продаж готовой продукции при наращивании мощности производства в инвестиционный период;
3. Оценка ожидаемых финансовых результатов бизнеса и построение финансовой стратегии предприятия при расчетах с банком за заемные средства.
Задачами предприятия в инвестиционный период являются:
· осуществить реконструкцию предприятия с целью подготовки производства к обеспечению замкнутого технологического цикла произ-водства консервов на основе закупаемого блочного мяса говядины и свинины, производство паштетов и консервов из мяса птицы;
· провести техническое переоснащение обеспечивающей инфраструк-туры, обновить парк холодильного и вентиляционного оборудования, закупить и установить необходимое технологическое оборудование для выпуска до 50000 банок в сутки;
· закрепиться и расширить управляемый сегмент рынка сбыта консервированного мяса на основе прямых договоров со сбытовыми организациями;
· реализовать договора-намерения и укрепить каналы сбыта продукции на экспорт;
· обеспечить накопление массы прибыли от производства и сбыта готовой продукции, достаточной для удовлетворения личного потребления и реализации второй очереди развития производства.
Выбранный вид деятельности сочетается с региональными и государ-ственными программами развития аграрного сектора экономики и повышения обеспеченности населения продуктами первой необходимости.
ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО ПРОДУКЦИЯ
Месторасположение и собственность предприятия
Предлагаемый бизнес-проект предусматривает организацию консер-вного производства, с производственной мощностью 50000 банок в сутки, на базе существующего предприятия «Мяспром».
Предприятие расположено в промышленной зоне г. Верхнеухабинска и является субъектом хозяйствования РФ. Предприятие «Мяспром» распо-ложено в двухэтажном здании общей площадью 2500 кв.м. Прилегающая территория имеет площадь 8 тыс.кв.м. Территория ограждена забором, обеспечена подъездными путями для большегрузного автотранспорта. Здание предприятия находится в собственности (свидетельство №0000000 Российской Федерации). Производство подключено к городским сетям водоснабжения и канализации, имеется собственная электро-подстанция с установленной мощностью 500 кВт и возможностью увеличения до 1 МВт и котельная. Прилегающая территория оборудована в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и нормами, а также с требованиями таможенных органов для организации таможенного СВХ для всех видов грузов. Площадь территории позволяет установить несколько морских рефрижераторов в качестве складов сырья и готовой продукции.
Первый этаж здания отремонтирован и оборудован в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и нормами. Полностью соответствует требованиям ISO-2000 и HASP для предприятий мясоперерабатывающей промышленности. Производство обеспечено необходимым комплектом основных производственных, вспомогательных и бытовых помещений. Здание оборудовано вентиляционной системой с дифференцированной установкой температурных режимов в разных помещениях и системой соответствующих фильтров. На втором этаже возможно устройство отделения обвалки и жиловки полутуш (при использовании их в качестве сырья), с последующей подачей элементов сырья на первый этаж.
В реконструкцию предприятия, выкуп здания и долгосрочную аренду земли, в настоящий момент вложено 1 987 563 $. Оценочная стои-мость составляет 2300000 $ (Заключение об оценке недвижимого имущества прилагается). Для освоения современных технологий и организации консер-вного производства необходима закупка и установка технологического оборудования.