Формы организации производства.

Концентрация производства -рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции. Концентрация выражается в создании и развитии крупных предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции, характерной для определенной отрасли, на отдельных специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительного оборудования и неуклонного роста производительности труда.

Для оценки степени концентрации рынка используется индекс Херфиндаля — Хиршмана, который определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

формы организации производства. - student2.ru , где i = 1, 2 ::n.

HHI принимает значения от 0 (в случае идеальной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 10% выпуска). При расчете рыночной доли в % HHI будет принимать значения от 0 до 10 000. Максимальное значение, которое может принимать этот индекс, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой. В этом случае HHI = 1002 = 10000.

Если число фирм на рынке больше 1, то индекс может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей. Пусть , например, на рынке действует 100 фирм. Рассмотрим 2 крайних случая.

1. На долю 1 гиганта приходится 90,1% объема продаж, а доля каждой из остальных 99 фирм составляет 0,1% общего объема. В этом случае HHI = 90,12 + 99*0,12 = 8119,1

2. Рыночные доли всех 100 фирм равны и каждая составляет 1% общего объема рынка. В этом случае HHI = 100*12 = 100

Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

По значениям индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

I тип – высококонцентрированные рынки: при 1800 < HHI < 10000

II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 1000 < HHI < 1800

III тип – низкоконцентрированные рынки: при HHI < 1000

2. Специализация - сосредоточение на предприятии и в его производственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса. Существует 4 вида специализации в промышленности:

1. предметная – предприятия специализируются на выпуске готовой продукции;

2. подетальная - предприятия специализируются на выпуске отдельных деталей и узлов;

3. стадийная (технологическая) - предприятия специализируются на выполнении отдельных стадий технологического процесса;

4. специализация вспомогательных производств – предприятии, занятые выпуском тары, упаковки, инструментами оснастки, выполнением ремонтных работ и пр.

3. Кооперирование – это длительные производственные связи между предприятиями. Различают следующие формы кооперирования:

1. предметное (агрегатное) – ряд предприятий поставляет различные изделия главным предприятиям, выпускающим готовую продукцию.

2. подетальное – ряд специализированных предприятий поставляет главному предприятию узлы и детали.

3. технологическое (стадийное) – поставка одним предприятием полуфабрикатов главным предприятиям.

Развитие специализации и кооперирования оказывает существенное влияние на эффективность производства. Экономический эффект от развития специализации и кооперирования можно определить по формуле:

формы организации производства. - student2.ru или

формы организации производства. - student2.ru , где

С1 и С2 – себестоимость единицы продукции до и после специализации (кооперирования);

Ртр1, Ртр2 – транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации (кооперирования);

V2 – объем выпуска продукции после специализации (кооперирования);

Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

∆К – дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуществления специализации (кооперирования);

∆П – дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества продукции вследствие специализации (кооперирования).

Недостатки специализации и кооперирования:

· рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования;

· монотонность в работе.

4. Комбинирование – процесс выпуска разнородной продукции за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья; это соединение в одном предприятии производств, иногда разноотраслевых, но тесно связанных между собой.

Различают 3 формы комбинирования:

1. основанная на последовательном выполнении технологических стадий обработки сырья;

2. основанная на использовании отходов производства;

3. основанная на комплексном использовании сырья, материалов и отходов.

Наши рекомендации