Прибыль предприятия и рентабельность
Понятие прибыли и ее экономическое содержание. Формирование и использование прибыли
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых конечных результатах - прибыли, рентабельности, выручке от реализации продукции (эффект от основной деятельности).
Выручка от реализации может быть определена на момент поступления денег на расчетный счет или в кассу предприятия. Предприятие также может определить выручку от реализации и финансовый результат на момент отгрузки продукции (выполнения работ, услуг). Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям: основному, инвестиционному, финансовому.
Схематично распределение выручки предприятия укрупненно представлено на рис. 4.3.1.
Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.
В экономике предприятия различают, балансовую (прибыль до налогообложения), чистую прибыль, и прибыль остающуюся в распоряжении предприятия.
Валовой прибыльюот реализацииявляется разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг).
Общий финансовый результат предприятия называют балансовой прибылью или прибылью до налогообложения. В нее включают: валовую прибыль как доход от основного вида деятельности, операционные и внереализвционные доходы.
Балансовая прибыль за вычетом налога на прибыль и отложенных налоговых обязательств по налогу на прибыль называется чистой прибылью. Чистая прибыль за вычетом постоянных налоговых обязательств, дивидендов по акциям, штрафов, пени, неустоек по которым получены решения суда о взыскании и т.д. называется прибылью остающейся в распоряжении предприятия (до распределения в рисковые (венчурные) фонды, фонды развития производства, социально-культурной сферы)
Схема формирования и использования прибыли приведена на рисунке 4.3.2 .
|
Факторы увеличения объема прибыли предприятия
В условиях рыночных отношений прибыль зависит от основных групп факторов ее получения: монопольного положения предприятия на рынке той или иной продукции и (или) уникальности продукта; непосредственно производственной и предпринимательской деятельности; инновационной деятельности предприятия.
Все факторы, влияющие на величину прибыли можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, ставок по кредитам, налоговые ставки, соотношение спроса и предложения, уровень конкурентоспособности, ресурсное обеспечение и условия реализации продукции и пр. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование основных фондов и оборотных средств предприятия, трудовых и финансовых ресурсов. К внепроизводственным факторам относятся природоохранная деятельность, социальные условия, снабженческо–сбытовая деятельность и др. Все перечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
На увеличение объема прибыли непосредственно влияют увеличение объема реализации продукции, работ, услуг (что тесно связано с ситуацией на рынке и объемами продаж) и снижение себестоимости.
Рентабельность как обобщающий показатель эффективности хозяйствования. Показатели рентабельности и пути ее повышения
Кроме прибыли, показателем эффективности предприятия являетсярентабельность. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы (капитал).
Существует система показателей рентабельности.
Можно выделить показатели, используемые в статистической практике для оценки эффективности применяемых в производстве авансированных ресурсов и текущих затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества предприятия.
Эффективность производственно – хозяйственной деятельности отражает показатель рентабельности производства;эффективность использования текущих затрат живого и прошлого труда характеризует рентабельность продукции. Все большее применение находят показатели рентабельности капитала и продаж.
Рентабельность капитала(R1) определяется как отношение суммы балансовой или чистой прибыли (Пр) к средней за период стоимости капитала производственного назначения (Кп):
R1 = (Пр: Кп) х 100%
Рентабельность продукции (R2) характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на себестоимость продукции (Сп) по основному виду деятельности предприятий:
R2 =( Пр : Сп) х 100%
Рентабельность продаж определяется по формуле:
R3 = (Пр : Qпр) х 100%,
где Пр – прибыль от реализации продукции,
Qпр – объем реализованной продукции (выручка от реализации),
Сп – себестоимость продукции.
Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры по сбыту используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализацией продукции. Собственников (учредителей, акционеров) интересует рентабельность капитала, как отдача от вложенных в предприятие средств.
Рентабельность производства (R4) определяется как отношение прибыли предприятия к сумме основных (Фо) и оборотных средств (Оср):
R4 = Пр : (Фо + Оср) х 100%
Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения и обновления за счет собственных накоплений. Таким образом, чем больше деятельность предприятия ориентирована на удовлетворение потребностей своих клиентов, чем больше прибыли получает предприятие от реализации своей продукции, тем больше имеет возможностей для расширения и обновления деятельности предприятия.
Пути повышения рентабельности:
· увеличение объемов продаж;
· возможное повышение цен за счет монопольного положения предприятия;
· снижение себестоимости продукции, работ, услуг;
· улучшение использования капитальных вложений, основных производственных фондов, оборотных средств;
· рост производительности труда;
· повышение эффективности менеджмента.
Контрольные вопросы
1. Анализ и оптимизация затрат на предприятии
2. Понятие цены.
3. Виды цен на предприятии.
4. Функции цены.
5. Факторы, влияющие на ценообразование.
6. Методы формирования цен.
7. Ценовые стратегии на предприятии.
8. Понятие выручки от реализации продукции.
9. Прибыль как экономическая категория.
10. Виды прибыли на предприятии.
11. Основные факторы повышения прибыли.
12. Формирование прибыли.
13. Использование прибыли.
14. Показатели рентабельности.
15. Пути повышения рентабельности.
16. Понятие издержек предприятия, себестоимости продукции, затрат и расходов предприятия.
17. Признаки классификации затрат на производство.
18. Понятие калькуляции себестоимости продукции.
19. Виды себестоимости продукции по калькуляции и их определение.
20. Понятие технологической стоимости, ее структура.
21. Пути снижения себестоимости.
22. Смета затрат на производство и ее назначение.
5.4 Учет и планирование финансовых ресурсов предприятия. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов предприятия
Понятие о финансах и финансовых отношениях
Для создания нового и функционирования действующего предприятия необходим капитал. Производство товаров, работ, услуг требует постоянной деятельности по закупке производственных ресурсов, а также по реализации готовой продукции, что невозможно без постоянного притока и оттока денежных средств.
Движение денежных средств проявляется I финансовых отношениях предприятия с другими субъектами рыночных отношений, внутри предприятия и в образовании многочисленных фондов денежных ресурсов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
Финансы предприятия- это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе кругооборота основного и оборотного капитала, формирования, распределения и использования денежных доходов и фондов денежных средств предприятия.
Финансовые отношения предприятийпо экономическому содержанию классифицируются как возникающие между различными субъектами в сфере функционирования предприятия (табл. 5.1.).
Таблица 5.1. Классификация финансовых отношений по экономическому содержанию
Вид финансовых отношений | Характеристика финансовых отношений |
Между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования Уставного капитала | Учредители могут вносить в Уставный капитал взносы в денежной форме или в виде имущества (основные средства, ценные бумаги, сырье, материалы и др. элементы оборотного капитала, авторские права, лицензии и пр.). Оценку вкладов, произведенных в имущественной форме, проводят сами учредители, после чего сумма и доля вклада фиксируется в учредительных документах, а от доли учредителя в Уставном капитале зависит его будущее участие в прибылях |
Между предприятиями и организациями в связи с производством и реализацией продукции | Предприятие связано с другими предприятиями и организациями финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок сырья, материалов, комплектующих, других ресурсов, сбыта готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг |
Между предприятием и его подразделениями по поводу финансирования их расходов, получения и перераспределения прибыли | Предприятие получает доход от деятельности в различных сферах в денежной форме на свой расчетный счет (или другие счета) и перераспределяет его в соответствии с потребностями всего предприятия в целом и его подразделений. Если доходы предприятия превышают расходы, то полученная прибыль может распределяться между подразделениями или распределяться на уровне предприятия в целом между участниками |
Между предприятием и его работниками по поводу организации оплаты труда и других расчетов с персоналом | Оплата труда может производиться в форме заработной платы за количество и качество затраченного труда и может содержать другие выплаты в виде премий, участия в прибылях в виде поощрения за труд и т.п. |
Между предприятием и его учредителями, участниками, акционерами в связи с выпуском и размещением ценных бумаг и распределением и использованием доходов | Указанные субъекты, вкладывая свои средства в той или иной форме в Уставный капитал предприятия, рассчитывают на участие в прибыли на условиях, оговоренных в учредительных документах |
Между предприятием и финансовой системой государства, включая налоги, другие обязательные сборы и платежи в бюджет и внебюджетные фонды и получение ассигнований из государственной финансовой системы | Государство при этом рассчитывает на своевременное и полное внесение платежей и соответственное наполнение бюджетов, а предприятие вправе в определенных условиях рассчитывать на льготные кредиты, отсрочки уплаты налогов, субсидии, субвенции, прямое бюджетное финансирование ряда расходов, другие финансовые льготы, предоставляемые при определенных условиях |
Между предприятием и банков с ко-кредитной системой по поводу организации наличного и безналичного денежного обращения и оказания различных банковских услуг | Денежную финансовую систему называют «кровеносной системой государства», при этом банки образно называют ее «сердцем». Предприятие через банк ведет расчеты с юридическими и физическими лицами, получает из банка и сдает в банк наличные денежные средства, проходящие через кассу предприятия, получает краткосрочные и долгосрочные кредиты на определенных условиях, оплачивая банку его услуги |
Между предприятием и страховыми организациями | Возникают в связи со страхованием различногс имущества или видов деятельности предприятия, или его работников |
Между предприятием и другими организациями внутри ассоциаций, холдингов, ФПГ, союзов и т.п. | Предприятие имеет право на добровольное вхождение в объединение предприятий в любых формах, если оно в этом заинтересовано, при этом возникают внутренние финансовые взаимоотношения между участниками этих объединений по различным поводам, регламентируемые Уставом данной организации и действующим законодательством |
Между предприятием и инвестиционными институтами в различных организационно-правовых формах | Инвестор, вкладывая свои капитал в развитие предприятия, вправе требовать денежного вознаграждения, выплачиваемого ему на оговоренных условиях и в оговоренной форме. Предприятие получает на определенный срок и на определенных условиях финансовые средства для пополнения оборотного капитала или на осуществление капитальных вложений в расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, организацию нового бизнеса и т.п. |
Финансовый механизм предприятия
Финансовый механизм предприятия- это система управления его финансами в целях достижения поставленных финансовых целей.
Достижение максимальной прибыли является наиболее общей целью управления финансами. Вместе с тем, она не исчерпывает возможную постановку и других целей, не менее важных для предприятия, например, получение желаемой нормы прибыли на определенные инвестиции, снижение налогооблагаемой прибыли путем ее обоснованной капитализации, оптимизация соотношения использования прибыли на цели потребления и накопления и проч.
Схема управления финансами представлена на рис. 5.2
Важнейшими элементами финансового механизма предприятия являются финансовый учет, финансовый анализ и финансовое планирование, в том числе стратегическое.
Рис. 5.2.Система управления финансами предприятия
Финансовые ресурсы, денежные фонды и резервы предприятия
Финансовые ресурсы— это совокупность денежных средств, формируемых при образовании предприятия, поступающих в виде доходов от производственно-хозяйственной деятельности, из внешних источников финансирования и от реализации выбывшего имущества, которые служат для выполнения финансовых обязательств и покрытия затрат по обеспечению строительных работ я экономическому развитию предприятия. Финансовые ресурсы имеют различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.
Внутренние источники образуются за счет собственных и при-равненных к ним средств и являются результатом хозяйственной деятельности.
Внешние — от поступления ресурсов на предприятие извне, за счет мобилизации на финансовом рынке и в порядке перераспределения.
Состав финансовых ресурсов предприятия включает:
1. Внутренние источники:
1.1. Образуемые за счет собственных средств: прибыль от основной деятельности; прибыль от выполнения научно-исследовательских работ и другие целевые доходы; внереализационные доходы
1.2. Образуемые за счет средств приравненных к собственным: амортизационные отчисления; выручка от реализации выбывшего имущества; устойчивые пассивы (задолженность по зарплате, субподрядчикам, поставщикам и т.п.); накопление нераспределенной прибыли; целевые поступления (плата за содержание детей и т.п.); резервный фонд; паевые и иные взносы членов трудового коллектива; другие виды поступлений.
2. Внешние источники,
2.1. Мобилизуемые на финансовом рынке: средства от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и др.); кредитные инвестиции.
2.2. Поступающие в порядке перераспределения: страховые возмещения по рискам; реализация страховых полисов и залоговых свидетельств; финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности); Дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов; финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур; бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции; Другие виды ресурсов.
Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления, которые служат необходимым условием роста производства и улучшения благосостояния работников предприятия.
Внешние источники финансовых ресурсов стали более активно применяться в условиях рыночной экономики. Так, ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, образуются за счет денежных средств, полученных от продажи собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, а также заемных средств краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, облигационные займы' векселя). Эти средства передаются предприятию на условиях платности и возвратности.
В составе финансовых ресурсов, поступающих в порядке перераспределения, в условиях рыночных преобразований российской экономики значительную роль стали играть новые источники денежных средств в виде паевых, долевых и иных взносов учредителей, доходов по ценным бумагам, эмитируемым другими предприятиями, а также возмещения по страховым рискам. Кроме этого, существует бюджетная помощь государства — субвенции и субсидии.
Субвенция— это бюджетные средства, представляемые предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на определенные целевые расходы.
Субсидия— это бюджетные средства, представляемые предприятию на условиях долевого финансирования целевых расходов. Данные средства являются частью собственного капитала организации.
В процессе движения средств предприятия образуются следующие денежные фонды: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонд накопления, фонд потребления и валютный фонд.
Уставный капитал.Формируется в момент организации предприятия путем внесения вкладов учредителями в виде денег, ценных бумаг, имущества, интеллектуальной собственности. Из уставного формируются основной и оборотный капиталы, которые идут на приобретение основных и оборотных средств.
Добавочный капитал— это денежный фонд собственных средств предприятия, поступающий в течение года за счет прироста стоимости основных фондов (результат переоценки); доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости (эмиссионный доход); безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели. Добавочный капитал используется предприятием для увеличения уставного капитала и на погашения убытков.
Резервный капитал— это денежный фонд предприятия, кото-«й образуется в размере, определенном уставом (не менее 15% от уставного капитала), за счет прибыли предприятия. Используется ДДЯ покрытия убытков предприятия, а также выплаты дивидендов при отсутствии необходимой прибыли.
Фонд накопления— это денежный фонд предприятия, который образуется из прибыли и используется для увеличения оборотных средств, финансирования капитальных вложений, что способствует увеличению уставного капитала.
Фонд потребления — это денежный фонд предприятия, который образуется из прибыли и используется для удовлетворения материальных потребностей работников, финансирования объектов непроизводственной сферы, выплаты компенсаций.
Валютный фонд— это денежный фонд, который образуется от экспорта продукции или за счет покупки валюты на валютном рынке для закупки импортного оборудования, сырья и материалов.
Для того, чтобы эффективно использовать денежные фонды и финансовые ресурсы, надо оптимизировать работу финансового
механизма.
Роль финансового анализа деятельности предприятия
Финансовый анализ проводится по данным финансовой отчетности с привлечение источников оперативной информации. Он дает представление о финансовом состоянии предприятия на отчетную дату и о его изменении за отчетный период. Существуют достаточно точно отработанные методики финансового анализа, в том числе и осуществляемые с применением программных средств.
Финансовое планирование в рыночных условиях представляет собой процесс составления долгосрочные и краткосрочных прогнозов, финансовых планов, в том числе бюджетов предприятия, баланса доходов и расходов, модели денежных потоков, прогнозных балансов предприятия. Обязательным элементом в системе финансового планирования является финансовый контроль, позволяющий управлять финансами предприятий как в оперативном порядке, так и с позиций стратегического управления пред приятием.
Финансовый механизм предприятия не является автономным. Его действие регулируется действующим законодательством, нормативными и методическими подзаконными актами, издаваемыми различными органами власти, ведомствами, министерствами (например Законы, положения, инструкции, издаваемые Правительством РФ, Министерствами экономики, финансов, налогов и сборов и т.п.).
В рыночных условиях становится все более важным осознание каждым работником предприятия важности обеспечения его финансовой устойчивости. Любое техническое решение обязательно сказывается на финансовом состоянии предприятия, так как требует, с одной стороны, затрат на его реализацию, с другой стороны — должно давать экономический эффект в виде снижения себестоимости продукции и увеличения массы получаемой предприятием прибыли.
Оценка финансового состоянияпредприятия характеризуется системой финансовых коэффициентов,рассчитываемых на основании данных финансовой отчетности предприятия. Для более углубленного представления о финансово-экономической ситуации на предприятии необходимо привлечение данных оперативного учета, управленческого учета, статистической отчетности. Для разных пользователей информации о финансовом состоянии предприятия важными являются различные показатели (собственников интересует доходность вложенного капитала, кредиторов - платежеспособность предприятия, менеджеров и работников предприятия - показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов и финансовая устойчивость предприятия).
Контрольные вопросы
1. Понятие о финансах и финансовых отношениях.
2. Основные виды финансовых отношений и их характеристика.
3. Финансовый механизм предприятия и его составляющие элементы.
4. Что является объектами управления финансами на предприятии?
6. Понятие финансовых ресурсов предприятия, его денежных фондов и резервов.
7. Источники финансовых ресурсов предприятия.
8. Характеристика и источники формирования финансовых фондов и резервов предприятия.
9. Заемные финансовые средства предприятия, их виды, источники получения.
10. Необходимость оценки финансовой деятельности предприятия и его финансового состояния.
Раздел 6. Управление развитием производства
6.1 Основные принципы и стратегии развития производства
Создание адаптивных производственных систем нового поколения.
Управление развитием производства в фирмах - это регулирование процесса производства в целях повышения его эффективности, роста производительности труда, улучшения качества продукции.
Основная цель - добиться рационального функционирования производственных подразделений путем создания адаптивных информационных систем, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации любого незапланированного отклонения на любом этапе производственно-сбытового цикла.
Цели определяют подход к постановке задач, выработке стратегий и тактике их решения.
Решения, затрагивающие эффективность производства, относятся к стратегии, решения, затрагивающие результативность, - к тактике.
К числу разрабатываемых стратегий в управлении производством относятся:
· выработка решения о том, как, когда и где производить товары или предоставлять услуги;
· выбор процесса производства - сборочный конвейер или специализированное производство со всем комплексом технологических переделов
· определение размера производственных мощностей предприятия;
· уровень "вертикальной интеграции" - определение соотношения покупаемых и производимых у себя комплектующих
· организация труда работников, степень специализации труда и уровень квалификаций;
· технологический уровень производства - лидерство в технологии или использование достижений других фирм
· состояние и уровень материально-технических запасов - производство готовой продукции на склад или по конкретным заказам;
Наиболее эффективными стратегиями в управлении производством считаются:
· относительная простота выпускаемых изделий;
· меньший размер партий;
· оптимальная поставка комплектующих изделий;
· снижение производственных запасов;
· уменьшение задела в производстве;
Важным в управлении производством является:
1. организация производства по принципу "точно в срок", предусматривающая поставку материалов и комплектующих изделий непосредственно на сборочный завод, а не на склад. Поставки могут осуществляться несколько раз в день небольшими партиями, соответствующими потребностям производства;
2. осуществление комплексного контроля качества продукции, предусматривающее включение ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего, что повышает роль контроля качества на каждом рабочем месте (ИСО 9000, 300I; система "TOTAW")
3. обеспечение комплексного ремонтно-профилактического обслуживания оборудования путем организации на предприятий специальной ремонтно-профилактической службы.
В рамках целей, разрабатываемых для фирмы в целом, ставятсяконкретные задачи для каждого производственного отделения и предприятия:
· постоянное внедрение в производство новых более совершенных изделий;
· систематическое сокращение всех видов затрат на производство единицы продукции;
· повышение качественных и потребительских характеристик изделий, снижение цен на выпускаемую продукцию;
· снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширение номенклатуры выпускаемой продукции и изменение ее ассортимента.
Разработка целей и задач должна основываться на анализе современного предприятия и тех перспектив, которые могут открыться для него в будущем. При этом проводится анализ деятельности как фирмы в целом так и его отдельных хозяйственных подразделений с целью выявления имеющихся ресурсов, потребностей в ресурсах в будущем при решении намечаемых целей и задач. Одновременно рассматривается вопрос о конкретных исполнителях соответствующих программ действий и планов.
При этом необходимо учитывать:
· сам характер процесса производства, условия снабжения, сбыта;
· материальную сторону производства и характер участия работников в производстве;
· отдельные факторы или параметры производства: качество продукции, издержки.
Основное требование к управлению производством - его приспособленность к новым условиям производственно-технологического цикла, а именно:
· к фондоемким и гибким производствам;
· быстро принимаемым решениям;
· большой роли человеческого фактора в производстве;
· улучшению качества продукции;
· сокращению производственных затрат;
· лучшему использованию производственных площадей.