Проблемы развития пищевой промышленности в период 2000-2010гг
ПЛАН 1. Хлебопекарная и макаронная промышленность 2. Зерноперерабатывающая отрасль. 3. Мясомолочная промышленность. 4. Ликероводочная промышленность. |
В 1999 г. производство хлеба и хлебобулочных изделий составило 8,9 млн т или 108 % к уровню 1998 г. Хлеб и хлебобулочные изделия являются одними из основных, доступных по цене продуктов питания в рационе российских граждан. Хлебопекарная и макаронная промышленность по сравнению прошлым годом наращивала объемы производства.
Сохраняется значительный рост выпуска макаронных изделий на предприятиях г.Санкт-Петербурга (200 %), Псковской области (210 %), Тверской области (262 %), Московской области (226 %) и др. В настоящее время потребительский рынок обеспечивается макаронной продукцией отечественных производителей. Спрос на хлеб и хлебобулочные изделия удовлетворялся повсеместно, а использование мощностей предприятий не превысило 50 %.
Основной проблемой в работе хлебопекарной промышленности является продолжающееся ухудшение финансового состояния отрасли в целом, вызванного неплатежами. Значительную долю в задержке расчетов за хлеб занимают подразделения бюджетных организаций, таких, как МВД, Минюст, Минобороны и Минздрав России.
Выработка макаронных изделий в 1999 г. составила 679 тыс. т или 122 % к 1998 г. В подавляющем большинстве регионов наблюдается стабильный рост отечественного производства, что связано с финансовым кризисом и сокращением импорта макаронных изделий. Значительное увеличение производства (с 34 тыс. т до 64 тыс. т) произошло в сентябре, когда его рост составил 188 % к предыдущему месяцу, что было вызвано ажиотажным спросом на макаронные изделия.
Производство муки на предприятиях мукомольной промышленности в1999 г. составило 12,2 млн т с приростом выработки продукции за год на 9 %. Третий квартал 1999 г. характеризуется устойчивым ростом выпуска готовой продукции на мукомольных предприятиях. В сентябре текущего года отмечался повышенный спрос населения на муку, особенно высоких сортов, что позволило многим предприятиям отрасли наладить ритмичную бесперебойную работу. Массовое поступление зерна нового урожая приостановило дефицит зернового сырья и в результате увеличился выпуск продукции в 1,5 раза. Гречневая и рисовая крупа - широко потребляемые виды круп.
Суммарная мощность предприятий мукомольной промышленности составила 20,3 млн. т в год. Однако коэффициент использования мощностей остается низким.
Мясная промышленность Продуктами мясной гастрономии являются различные виды колбас, сосиски, сардельки, шпикачки, мясные деликатесы, ветчина, паштеты и др. Эта продукция занимает четвертую позицию в шкале продуктов, пользующихся постоянным спросом у населения, уступая овощам, фруктам, молочным и хлебобулочным изделиям.
Рынок мясной гастрономии отличается разнообразием - ассортимент продуктов здесь очень широк. При этом количество представленных на рынке марок и разновидностей продолжает увеличиваться: если к концу 2005 г. на российском рынке присутствовало 5 тыс. разновидностей продуктов мясной гастрономии, то к концу 2006 г. их число выросло до 5,5 тыс., т.е. на 10%.
Еще более внушительным за последний год стало увеличение числа продуктов на одну торговую точку – рост того ассортимента, который нужен потребителю. Так, количество разновидностей мясной гастрономии, представленных на выбор покупателей, увеличилось более чем на 25%.
Расширение ассортимента продукции мясной гастрономии происходит в торговых точках всех форматов. В меньшей степени это характерно для гипер-, супермаркетов и дискаунтеров, где выбор продуктов мясной гастрономии уже и так достаточно широк. Более быстрыми темпами увеличивается ассортимент в небольших продовольственных магазинах и павильонах. пищевой промышленность регион экономический
Структура потребления продуктов мясной гастрономии на протяжении последних двух лет остается достаточно устойчивой. Наиболее значительные изменения можно отметить в секторе колбасных изделий. Так, сократилась доля популярных и доступных по цене вареных колбас и увеличился удельный вес более дорогих полукопченых и сырокопченых колбас.
Эксперты мясного рынка считают, что крупные российские мясоперерабатывающие предприятия начинают терять свои позиции, а их место занимают молодые и быстроразвивающиеся компании. Так, еще два года назад никому не известная компания «Вегус» теперь занимает пятую позицию в рейтинге на московском рынке продуктов мясной гастрономии (5,9%). На 11-м месте – компания «Богатырь»(ее доля на московском рынке – 4,1%), которая еще год назад не входила в рейтинг 20-ти крупнейших компаний. Претендентами на лидирующие позиции на рынке стали — ТД «Рублевские колбасы и деликатесы», «Снежана», «Колбасный Дом Бородина», занимающие 12-ю, 13-ю и 14-ю позиции в рейтинге московского рынка.
В то же время Черкизовский мясоперерабатывающий завод потерял по сравнению с прошлым годом около 4% своей доли рынка, компания «Царицыно» переместилась на 6-ю позицию рейтинга, Останкинский мясоперерабатывающий комбинат - на 7-ю, а Таганский мясоперерабатывающий комбинат — на 10-ю.
Данная тенденция соответствует прогнозам о том, что лидирующие позиции на рынке уже через 5-7 лет займут молодые динамичные компании, способные выводить на рынок бренды, ориентированные на конкретные группы потребителей.
По мере развития рынка потребности и ожидания потребителей все больше дифференцируются. Для производителей это означает раздробление рыночных сегментов и потребители к каждому из них имеют совершенно особые требования. Респонденты отмечают, что сейчас настало такое время, когда покупатели подбирают производителя по понравившемуся вкусу вырабатываемой им продукции. Данные области относятся к регионам, обеспечивающим потребности других областей. Число областей, в которых ощущается дефицит изделий мясной гастрономии местного производства, значительно превосходит число регионов-поставщиков. Наибольшими экспортными потенциалами располагают области Центрального и Северо-Западного федеральных округов, при этом в остальных округах России отмечается недостаток внутреннего производства.
Такая ситуация объясняется концентрацией крупных мясокомбинатов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Крупные мясокомбинаты имеют значительное преимущество перед региональными предприятиями в виде развитой системы маркетинга: изучение рынков сбыта, разработка стратегии продвижения, наличие национальных брендов, ценовое позиционирование продукции, предназначенной для реализации в регионах, которая позволяет им вытеснять с региональных рынков местных производителей.
В условиях конкуренции с лидерами рынка региональные предприятия не полностью используют свои мощности и очевидные для них преимущества: лояльность потребителя к местным производителям, возможность работать на собственном сырье, т.е недооценивают собственные потенциалы развития.
Во многих регионах на долю изделий мясной гастрономии местных производителей приходится всего от 15% до 30% емкости рынка, остальные объемы принадлежат лидерам отрасли. При этом 40-60% населения регионов отдают предпочтение продукции местных производителей. Таким образом, в ряде областей возникает ситуация, когда мясокомбинаты, не имея собственных стратегий развития, отдают до 30% рынка конкурентам. С ростом объемов импортных изделий увеличился объем экспорта.
Увеличение объемов импортных изделий мясной гастрономии объясняется ростом спроса населения на нее.
Увеличение экспорта свидетельствует о том, что изделия ведущих российских мясоперерабатывающих комбинатов пользуется популярностью за рубежом, и предприятия налаживают связи с зарубежными фирмами по сбыту части своей продукции.
В 2006 г. в Россию изделия мясной гастрономии поставляло 30 государств. На долю 7 стран - отправителей колбасных изделий за период январь-октябрь 2004 г. приходилось 81 %.
Изделия мясной гастрономии в Россию поставляют в различном ассортименте. Основную долю в объеме импорта занимают сосиски и сардельки в вакуумной упаковке, вареные колбасные изделия, поступают из Польши, Финляндии и Германии, а грудинка и бекон сырого копчения — из Бельгии.
Молочная и маслодельная промышленность получила развитие в советское время с ростом численности городского населения. Предприятия по производству цельномолочной продукции – молока, сметаны, творога, кефира – созданы во всех экономических районах и промышленных центрах России.
В 1999 г. произошло снижение по сравнению с 1998 г. производства отдельных видов молочных продуктов, что связано прежде всего с сокращением поголовья коров.
Производство молока во всех категориях хозяйств составило 31,8 млн. т (96 % к 1998 г.).
В молочной промышленности основной причиной снижения выработки продукции является сокращение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и уменьшение поступления его на промышленную переработку. Производство молока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в 81 регионе Российской Федерации.
Продолжающееся уменьшение объемов поставки сырья на промышленную переработку не позволило предприятиям молочной промышленности в 1999 г. стабилизировать производство молочных продуктов и обеспечить его рост. Ресурсы для промышленной переработки в 1999 г. уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3 % (767 тыс. т) и выработка масла животного составила 257 тыс. т, или на 18 тыс. т меньше , чем в прошлом году, цельномолочной продукции - 5421 тыс. т или на 47 тыс. т больше, чем в 1998 г.
В этих условиях многие предприятия принимают меры по максимальному вовлечению сырья в промышленную переработку, комплексному и рациональному его использованию, выпуску более конкурентоспособной продукции с улучшенным качеством и товарным видом, более длительным сроком хранения.
Ежегодное сокращение объемов производства молочных продуктов отрицательно сказывается на экономических и финансовых показателях работы предприятий молочной промышленности.
Особенно остро ощущается дефицит оборотных средств в период сезона массовой переработки молока, когда имеется возможность дополнительного привлечения сырья для увеличения производства молочных продуктов. Задолженность предприятий молочной промышленности только сельхозпроизводителям за сырье (молоко) на 1 июля 1999 г. составила 5,2 млрд. руб.
Производство цельномолочной продукции в России в последние годы продолжает увеличиваться. В 2002 г. прирост объемов продукции составил 10,95 %, в 2003 г. - 5,07, в 2004 г. - 2,96 %.
Всем федеральным округам удалось превзойти показатели предыдущего года.
Среди особенно отличившихся можно отметить Центральный, Уральский и Сибирский, которые обеспечили при рост выпуска молочных продуктов по сравнению с 2003 г. более чем на 4 %. Самые крупные районы-производители молока и молочных продуктов - Центральный и Приволжский округа, суммарная доля которых в общем объеме производства молочной продукции России превышает 56 %. На рис. 1 представлены доли основных регионов-производителей цельномолочной продукции в общероссийском выпуске за 2004 г.
Рыбная промышленность представляет собой сложный набор предприятий, учреждений и организаций. Под рыбопромышленным комплексом понимается сочетание взаимосвязанных и взаимообусловленных производств и учреждений по добыче рыбы и морепродуктов, их переработке и сопутствующих производств. В состав рыбопромышленного комплекса входят: рыболовецкий флот, ремонтные и портовые базы, рыбоперерабатывающие предприятия, рефрижераторно-складское хозяйство, тарные и сетевязальные предприятия, научно-исследовательские институты рыбного хозяйства. Широкое развитие получило рыбное хозяйство и во внутренних водоёмах. Это развитие оказалось невозможным без комплексных рыболовно-мелиоративных работ. Пищевая промышленность больше чем другие отрасли связана с сельским хозяйством, так как получает от него сырьё (зерно, молоко, картофель, сахарную свёклу, морепродукты, мясо, фрукты и др.) и входит в состав агропромышленного комплекса. Большое значение имеют межотраслевые связи пищевой промышленности с машиностроением, энергетикой и другими отраслями промышленности. Современная наука обладает большими возможностями для увеличения производства продовольствия, в том числе – повышения плодородия почв, использования биологических ресурсов морских вод, широкого применения солнечной энергии и достижения селекции и генетики для улучшения сортов сельскохозяйственных культур и выведения более продуктивных пород животных, увеличения ассортимента товаров, более качественной и безопасной для здоровья населения обработки сельскохозяйственного сырья при производстве продуктов питания. Наличие потребителей продукции пищевой промышленности и разнообразие сырья обусловливают повсеместное распространение предприятий этой отрасли. Пищевая промышленность состоит из отраслей двух категорий, различных по масштабам и по характеру размещения. Одна группа производств пищевой промышленности – предприятия сахарной, маслодельной, винодельной, крупяной, чайной, консервной и рыбной промышленности – размещается ближе к источникам сырья. Например, мясокомбинаты создаются в местах, где развито скотоводство, так выгодно перевозить мясо, а не скот. Заводы по производству рыбных консервов размещаются в портовых городах. Другая группа производств пищевой промышленности – предприятия хлебопекарной, макаронной, кондитерской, пивоваренной промышленности – размещаются в основном в местах потребления продукции (в крупных населённых пунктах). Таким образом, развитие и размещение предприятий пищевой промышленности определяется: размещением населения, специализацией сельского хозяйства и, условиями транспортировки готовой продукции. Разнообразие сырья и наличие потребителей пищевых продуктов обусловливают повсеместное распространение предприятий пищевой промышленности. Но в одних местах они обслуживают нужды местного населения, в других – создают продукцию для многих районов страны.
Ликёроводочная промышленность
Производство спирта-сырца из пищевого сырья в 1999 г. составило 63 млн дал, что на 33 % выше, чем в 1998 г., водки и лике-роводочных изделий - 128 млн дал, что на 44 млн дал больше, чем в 1998 г.
1993-1997 гг. характеризуются снижением производства спирта и ликероводочных изделий. Это связано с тем, что российский рынок захлестнула волна импортной водки и спирта.
Резкий спад производства спирта и ликероводочных изделий вызван тем, что Федеральный закон установил акциз на спирт для производства алкогольной продукции в размере 80 % , что привело к увеличению цены в 5 раз. Не имея оборотных средств, предприятия практически были остановлены.
Чайная промышленность
Активное формирование рынка чая в России происходило в начале - середине 90-х гг. Чайными центрами с представительствами крупнейших поставщиков чая в Россию выступили Москва и Санкт-Петербург. Региональные компании, находящиеся в крупных городах России, выступили дистрибьюторами ведущих фирм.
Кризис 1998 г. сказался на рынке чайной продукции. Несмотря на рост цен, продажи чая в период с сентября по декабрь 1998 г. выросли, что было в основном связано с оттоком покупательской активности от других напитков (кофе, соки). При этом наблюдалась следующая закономерность — снижались объемы продаж листовых сортов чая, дорогих элитных сортов и рос спрос на гранулированный чай, более дешевый и менее качественный. Гранулированный чай осенью 1998 г. занимал 80-90 % всех объемов продажи чая (по данным аналитического отдела РИА «РосБизнесКонсалтинг», 1998 г.).
На рынке появляются чаи из Кении. В начале мая 2002 г. в Россию приезжала делегация Kenya Tea Development Agency (KTDA Ltd) — крупнейшего кенийского экспортера чая. Руководство KTDA Ltd рассматривало Россию как один из перспективных рынков сбыта из-за значительного увеличения потребления пакетированного чая.
Кенийцы вели переговоры с компаниями «Орими Трейд», «Золотой слон», «Май», «Гранд». Покупать кенийский чаи выгодно - он дешевле цейлонского и почти не уступает ему в качестве. Но использовать его российские фасовщики были намерены как составляющую для купажных сортов. Позиционирование этого чая как отдельного продукта требовало крупных вложений в рекламу.
Современный рынок чайной продукции имеет свои особенности; выделяются уже не отдельные страны-производители, а конкретные марки чая.
Российский рынок чая сегодня значительно консолидирован. В четверку производителей, лидирующих по объему продаж (см. рисунок), входят два российских оператора: ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург) и ОАО «Компания «Май» (Москва), а также две международные компании; Ahmad Tea Ltd. (Великобритания) и Unilever (Великобритания-Нидерланды). Марки чая крупнейших производителей представлены в табл. 1. (по данным аналитического отдела РИА «РосБизнесКонсалтинг», 2006 г.)
Соляная промышленность
Соляная промышленность насчитывает в своем составе 10 предприятий по добыче поваренной соли. В 1999 г. объемы добычи поваренной соли составили 3182 тыс. т, или 144 % к отчету 1998 г. При этом имеющиеся мощности использованы лишь на 40 %. Причиной слабого использования мощностей является уменьшение количества заключенных договоров поставки соли на производственные нужды для предприятий химической, энергетической, металлургической и других отраслей промышленности.
Для улучшения работы отрасли в 1992 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации "О развитии производства поваренной соли", где были предусмотрены необходимые меры по созданию дополнительных мощностей. Однако, начиная с 1995 г. централизованные капитальные вложения, финансируемые из Федерального бюджета для пищевой и перерабатывающей промышленности, не выделяются.
Поступление дополнительных заявок от вышеуказанных организаций позволит в текущем году увеличить выработку йодированной соли в объеме до 3250 тыс. т.
ЛЕКЦИЯ 4
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПЛАН 1 Конкуренция - как «первая ступень» повышения продовольственной безопасности страны. 2. Интеграционные связи пищевой промышленности. 3. Проблемы формирования интеграционных процессов пищевой промышленности |
Пищевая промышленность, как показала мировая и отечественная практика, является одной из приоритетных отраслей национальной экономики. Успешное ее развитие - «первая ступень» в сторону повышения продовольственной безопасности страны, повышения уровня и качества жизни населения. Напротив, ее ослабление в части снижения основных социально-экономических показателей, может создать реальную угрозу работоспособности экономическо-активного населения, поскольку уровень производительности труда напрямую зависит от полноценного обеспечения населения качественными и доступными продуктами питания
Сегодня рынок пищевой промышленности в России - один из самых интенсивно развивающихся и высококонкурентных. Существует сильнейшая конкуренция за потребителя, обусловленная бурным развитием мировой индустрии продуктов питания, постоянным появлением новых производственных и маркетинговых технологий. Чтобы оставаться конкурентоспособным, производитель вынужден втягиваться в «гонку инноваций», регулярно пересматривая свой продуктовый портфель и запуская на рынок новые идеи.
Интеграционные связи в пищевой промышленности служат ключевым элементом конкурентоспособности, следовательно, должны быть налажены правильно. Формирование интегрированных структур в пищевой промышленности (интеграционные связи разрабатываются именно с целью последующего построения интегрированных структур и реализации их на практике) - основа для выхода предприятий пищевой промышленности из наметившегося за последнее десятилетие кризиса.
В связи с необходимостью повышения эффективности хозяйственной, производственной и пр. деятельности предприятий пищевой промышленности, назревает необходимость в перестроении, укрупнении бизнеса, и, как следствие, построении особых интегрированных структур, определении интеграционных связей между ними. Одним из способов решения проблемы конкурентоспособности пищевой промышленности в регионе должен стать системный подход к разработке целостной системы построения интеграционных связей на предприятиях пищевой промышленности. В одном из докладов по развитию рассматриваемой отрасли на ежегодном собрании, посвященном развитию отраслей промышленности, было отмечено, что агропромышленная интеграция, кооперирование и интеграционные связи между предприятиями будут способствовать увеличению и наращиванию объема выпущенной продукции в регионе.
Стремительное, а вместе с тем динамичное, поступательное развитие экономики обусловливает необходимость разработки универсального подхода к конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности на основе интеграционных связей. Интеграционные связи в увязке с основными инструментами повышения конкурентоспособности позволят обеспечить более устойчивую и эффективную работу предприятий в динамике.
Возрастание значимости взаимодействия предприятий в современных условиях приводит к необходимости более глубокого исследования сущности интеграции. В современной литературе представлено значительное число научных работ, дающих весьма неоднозначное толкование терминам «интеграция», «интеграционный процесс», «интеграционные связи».
Не вдаваясь в детальный анализ содержательной стороны научных исследований по данной проблематике, нами выделены ключевые понятия. Под интеграцией автор понимает «объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними».
Интеграция позволяет предприятиям достичь и удержать определенные позиции на рынке посредством решения следующих задач:
- объединение ресурсов - интеллектуальных, технологических, финансовых, маркетинговых - для достижения синергетического эффекта и диверсификации деятельности;
- оптимизация расходов на НИОКР, организация технологического процесса, корпоративное управление, продвижение и поддержка товара для достижения максимальной экономии и повышения рентабельности бизнеса;
- минимизация коммерческих рисков путем получения гарантированного доступа на целевые рынки. Цель интеграционного объединения, как такового состоит в углублении взаимодействия между участниками для укрепления их связей.
Под «интеграционными процессами» автор понимает процессы объединения субъектами рыночных отношений активов в рамках единого процесса с образованием или без образования новой фирмы. Интеграционные связи, в свою очередь, призваны установить крепкую взаимосвязь между предприятиями, создав, тем самым, мощный резерв для укрепления промышленного потенциала, определяющие будущее развитие отрасли.
Интеграционная структура, в свою очередь, может быть обозначена, как устойчивая группа кооперационно-связанных между собой участников, объединенных на основе добровольной передачи им части своих прав одному из участников - центральной (головной) компании и подчинения общим интересам интегрированной структуры в целом.
Принципы интегрирования участников рыночных отношений - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которыми они должны руководствоваться при ведении совместной деятельности. Крупные интегрированные структуры, по мнению автора, могут быть организованы в виде следующих компаний:
- холдинговые компании, создаваемые путем внесения в их уставный капитал государственных пакетов акций предприятий;
- холдинговые структуры, основанные на частном и смешанном (с государственным участием) капитале и существующие в виде многоуровневых цепочек из головных компаний. Их неоспоримое преимущество заключается в чрезвычайной сложности и непрозрачной организации финансовых потоков;
Стоит помнить что процесс интеграции - достаточно трудоемок и требует значительных затрат и ресурсов. Основным условием активизации деятельности предприятий пищевой отрасли может стать развитие интеграционных связей как важнейшего фактора стабилизации экономики. Важно рассматривать интеграционные связи не только как средство стабилизации экономического положения региона или отдельного предприятия, но и как фактор развития производственной и сбытовой базы предприятия или комплекса предприятий.
К настоящему моменту выделяют три ее основных вида. В сфере экономики отмечают три основных способа наращивания потенциала организации: «горизонтальная интеграция», «вертикальная интеграция», «диверсификация». Данную классификацию необходимо рассмотреть более детально, поскольку для дальнейшего построения схемы интеграционных связей, апробируемой на предприятиях пищевой промышленности, данный понятийный аппарат просто необходим.
1. Вертикальная интеграция - производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта.
2. Горизонтальная интеграция - объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии.
3. Диверсификация «по природе своей» опирается на сознательное вложение капитала в целый ряд функционально не связанных между собой отраслей и производств.
В настоящее время в российской промышленности существуют три типа механизмов интеграции. Первый тип реализует возможности контроля, сопряженные с обладанием титулами собственности объединяемых предприятий. Второй тип задействует рычаги координации совместной деятельности на основе регулирования доступа к отдельным производственным ресурсам. Наконец, третий тип механизмов базируется на добровольной централизации участника группы и передачи ряда полномочий. Комбинация и перестроение типичных интеграционных структур на практике «под свои потребности» служит тем фундаментом, которые будут способствовать всестороннему развитию пищевой промышленности.
Анализ проблем формирования интеграционных процессов в стране позволяет сделать вывод о необходимости использования системного подхода к разработке эффективной стратегии по улучшению основных показателей пищевой промышленности. Необратимые рыночные процессы «давят» на наиболее незащищенные («узкие») места предприятий, которые слабо подготовлены к тому, чтобы принять правильные стратегические, тактические и управленческие шаги и решения. Осуществляя деятельность совместно, развиваясь по принципу «межфирменного партнерства», предприятия получат выгоды в виде: а) приобретения опыта, за счет взаимного обмена информацией, знаниями, компетенциями; б) равномерного распределения долей участия в акционерном капитале компании; в) снижения риска и неопределенности от принятия (непринятия) соответствующих решений.
ЛЕКЦИЯ 5