Занятие 10. Техногенные чрезвычайные ситуации, причины их возникновения, последствия и меры безопасности
1. Цель работы:изучить основные виды техногенных чрезвычайных ситуаций, дать их классификацию; выявить механизмы возникновения техногенных ЧС и установить роль человеческого фактора для развития техногенных ЧС; ознакомиться с основными последствиями техногенных аварий, катастроф и происшествий для экономики, природы и человека; изучить методы и способы защиты человека и природы от последствий техногенных ЧС.
Порядок выполнения работы:
1) Изучить теоретические сведения по рекомендуемым источникам;
2) Решить ситуационные задачи
3). Ответить на контрольные вопросы;
Теоретические сведения
Техногенные чрезвычайные ситуации–это ситуации,происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, обрушение зданий и сооружений, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивно опасных веществ, аварии с выбросом биологически и экологически опасных веществ, аварии на транспорте и на системах жизнеобеспечения и т.д.
Условия возникновения техногенных ЧС связаны как с техникой технологиями, например, отказы, так и с человеческим фактором – низкая квалификация, ошибки, усталость и т.п.
Техногенные ЧС и техногенные опасности предупреждаются путем совершенствования техники и технологии.
Основными способами защиты населения в зоне ЧС являются: своевременное оповещение населения, мероприятия противорадиационной, противохимической, противопожарной защиты; укрытие населения в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты; организация медицинской: помощи и проведение эвакуационных мероприятий – рассредоточение и отселение людей.
Решение ситуационных задач
Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.
Задача 1.Назовите мероприятия по защите населения на ранних этапах химической аварии продолжительностью от нескольких часов до нескольких суток:
1) оповещение населения;
2) медицинский контроль;
3) укрытие;
4) защита органов дыхания и кожных покровов;
5) эвакуация;
6) переселение;
7) йодная профилактика;
8) индивидуальная дезактивация;
9) контроль продовольствия и воды;
10) дезактивация территории.
Задача 2.Проведение йодной профилактики преследует цель:
1) предупредить всасывание радиоактивных элементов;
2) не допустить поражение щитовидной железы;
3) вывести из организма радиоизотопы стронция, цезия и др.;
4) не допустить поражений органов пищеварения и кровеносной системы.
Задача 3.Услышав сирену, прерывистые гудки предприятий или другой сигнал ГО, Вы должны:
1) надеть средства индивидуальной защиты и выйти на улицу;
2) выключить газ, свет, воду, взять необходимые вещи и выйти на улицу;
3) одеть детей, взять средства индивидуальной защиты, необходимые вещи, запас продуктов и воды и покинуть помещение, выключив газ, свет, воду;
4) немедленно включить радио, телевизор и прослушать речевую информацию штаба ГО и ЧС района.
Задача 4.Установите соответствие АХОВ (СДЯВ) и признаков поражения ими:
А. Хлор
Б. Аммиак
В. Сернистый ангидрид
Признаки поражения | АХОВ |
1) митоз (сужение зрачка), светобоязнь, затруднение дыхания, боль в груди; 2) горечь и металлический вкус во рту, тошнота, головная боль, одышка, судороги; смерть – от паралича сердечной мышцы; 3) возбуждение ЦНС, судороги, ожоги кожи; смерть от отека легких; 4) раздражение дыхательных путей, отек легких; при высоких концентрациях смерть – от 1-2 вздохов; 5) раздражение дыхательных путей, помутнение роговицы глаз; смерть – от остановки кровообращения в легких; 6) жжение и боль в глазах и груди, слезотечение, кашель, насморк. |
Задача 5.Какие действия и в какой последовательности необходимо совершить после выхода из очага ядерного поражения:
1) очистить от грязи обувь и протереть ее влажной тканью;
2) снять противогаз и дезактивировать его;
3) снять перчатки и, отряхнув их, протереть смоченной в растворе тряпкой;
4) пройти дозиметрический контроль;
5) снять одежду и, встав спиной к ветру, осторожно стряхнуть пыль, затем повесить одежду на веревку, обмести сверху вниз веником или щеткой и выбить остатки пыли палкой;
6) снять средства защиты кожи;
7) тщательно вымыть руки водой с мылом, обработать ногти, обмыть лицо и открытые участки тела, прополоскать рот, нос и горло водой, промыть глаза;прополоскать одежду и белье в проточной воде;
8) пройти полную санобработку;
9) повторно пройти дозиметрический контроль.
Задача 6.Укажите порядок частичной санитарной обработки при заражении радиоактивными веществами:
1) протирают обувь влажной ветошью;
2) протирают лицевую часть противогаза и снимают его;
3) моют лицо, полощут рот и горло;
4) обмывают открытые участки тела;
5) обметают, вытряхивают и выколачивают одежду.
Задача 7.Какое вещество при воздействии на человека может вызвать следующие симптомы: резкая загрудинная боль, резь в глазах, слезотечение, сухой кашель, рвота, одышка, нарушение координации движений:
1) аммиак;
2) хлор;
3) ртуть;
4) синильная кислота и ее соли;
5) фтор;
6) сероводород.
Задача 8.Насморк, кашель, затрудненное дыхание, удушье, учащенное сердцебиение с нарастанием частоты пульса бывает при поражении:
1) хлором;
2) соляной кислотой;
3) сероводородом;
4) двуокисью серы;
5) аммиаком.
Задача 9.Горечь и металлический вкус во рту, першение в горле, головная боль, слабость, одышка, судороги бывают при поражении:
1) соляной кислотой;
2) синильной кислотой;
3) фенолом;
4) хлором.
Задание 10. Установите соответствие: вид обеззараживания – объем действий:
Вид обеззараживания-
А. Дезактивация-
Б. Дегазация-
В. Дезинфекция-
Г. Дезинсекция-
Д. Дератизация-
Объем действий
1) уничтожение насекомых, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний;
2) уничтожение грызунов, которые переносят инфекционные заболевания;
3) уничтожение или нейтрализация АХОВ и отравляющих веществ;
4) уничтожение во внешней среде возбудителей заразных заболеваний;
5) удаление радиоактивных веществ с зараженных объектов, что исключает поражение людей и их безопасность;
6) проведение санитарной обработки людей.
Задача 11.Наибольшую опасность при аварии на АЭС представляют:
1) проникающая радиация;
2) внешнее облучение;
3) внутреннее облучение;
4) радиоактивное заражение атмосферы, пищи и т.д.
Задача 12.Вы открыли дверь в квартиру и обнаружили, что она сильно задымлена. Ваши действия:
1) войдете в квартиру, и будете искать источник задымления, чтобы потушить его;
2) плотно закроете дверь и сообщите в пожарную охрану;
3) начнете звать соседей на помощь.
Задача 13.Врезультате аварии на химически опасном объекте вы оказались в зоне химического заражения. Ваши действия:
1) наденете противогаз;
2) укроетесь в убежище;
3) наденете на себя плотную верхнюю одежду, резиновые сапоги, на голову плотную шапочку, рот и нос прикроете ватно-марлевой повязкой, смочив ее водой или раствором питьевой воды.
Задача 14.Что не разрешается делать при нахождении в зоне радиоактивного заражения:
1) принимать пищу;
2) пить и курить;
4) купаться в открытых водоемах;
5) осуществлять медицинскую профилактику поражений ионизирующими излучениями.
Задача 15.Кгерметическим защитным сооружениям относятся:
1) противорадиационные укрытия;
2) перекрытые траншеи;
3) встроенные убежища;
4) отдельно стоящие убежища;
5) открытые щели;
6) перекрытые щели;
7) быстровозводимые убежища.
Задача 16.Ксредствам защиты органов дыхания не относятся:
1) фильтрующие противогазы;
2) защитные очки;
3) респираторы;
4) ватно-марлевая повязка;
5) изолирующие противогазы.
Контрольные вопросы:
1. Что называется ЧС техногенного характера и как они классифицируются?
2. Назовите поражающие факторы техногенных ЧС, раскройте понятие: «опасные и вредные факторы».
3. Раскройте механизмы возникновения техногенных ЧС, роль человека и техники в развитии ЧС.
4. Каковы экологические последствия техногенных ЧС, связанных с выбросом в окружающую среду опасных биологических, химических и радиоактивных веществ?
5. Назовите средства и способы защиты населения от последствий техногенных ЧС.
Задания для самостоятельной работы
1 Познакомьтесь с классификацией основных видов опасностей: природных, техногенных, социальных, антропогенных, биологических, экологических и др.
2 Разберите основные опасные факторы среды: физические, химические, физико-химические, биологические.
3 Изучите, как опасные факторы влияют на здоровье и безопасность человека, состояние природы и народного хозяйства.
4 Познакомьтесь с основными методами и средствами защиты человека от воздействия опасных факторов.
Рекомендуемая литература:
1. Козлов В. Ф. Справочник по радиационной безопасности.–М. :Энергоатомиздат, 1991. – 352 с.
2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда : учеб. пособие / П. П. Кукин, Н. Л. Пономарев, В. М. Попов, Н. И. Сердюк. – М. : Высш. шк., 2008. – 317 с.
3. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Электронное учебное пособие [Электронный ресурс] // МЧС России: сайт – URL: http://www.obzh.ru/pre/1-3.html
4. СанПиН 2.6.1.2523–09 (НРБ-99/2009). Нормы радиационной безопасности [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».