Тесты для самоконтроля по теме ЗОЖ


1. Приспособительные реакции и развитие новых биологических свойств при изменении внешней или внутренней среды обеспечивает:

а) деградация

в) стимуляция

б) адаптация

г) дезадаптация

2. С позиции защитно-приспособительных реакций состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и постоянно меняющимися условиям среды – это состояние:

а) здоровья

в) предболезни

б) болезни

г) утомления

3. Среди факторов обеспечения состояния здоровья современного человека 50-55% составляют:

а) генетические факторы

б) экологические факторы

в) уровень медицинского обеспечения

г) условия и образ жизни

4. Среди факторов обеспечения состояния здоровья современного человека 10-15% составляют:

а) генетические факторы

б) экологические факторы

в) уровень медицинского обеспечения

г) условия и образ жизни

5. Состояние организма, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем называется:

а) здоровье

б) донозологическое состояние

в) состояние предболезни

г) болезнь

6. Состояние организма, характеризующееся недостатком, ограничением двигательной активности называется:

а) гипокинезия

б) гиперкинезия

в) гиподинамия

г) гипердинамия

7. Комплекс изменений в функционировании организма при ограничении двигательной активности называется:

а) гипокинезия

б)гиперкинезия

в) гиподинамия

г)гипердинамия

8. Часть общечеловеческой культуры, направленная на использование различного вида двигательной активности, в целях поддержания и укрепления своего здоровья:

а) физическая культура

б) спорт

в) двигательные качества

г) двигательные навыки

9. Медицинская профилактика заболеваемости, ориентированная на весь контингент детей и взрослых для улучшения состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла, является профилактикой:

а) 1-го уровня

б) 2-го уровня

в) 3-го уровня

г) 4-го уровня

10. По определению ВОЗ «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» - это:

а) здоровье

в) комфортность

б) адаптивность

г) стабильность

11. Состояние организма, которое дает человеку реализовать свою генетическую программу в конкретных условиях социо-культурного бытия, называют здоровьем:

а)населения

б) общественным

в)популяции

г)индивидуальным

12. Гипокинезия, развивающаяся вследствие привыкания к малоподвижному образу жизни, наличия сниженной двигательной инициативности, называется:

а) физиологическая

б) привычно-бытовая

в) школьная

г) клиническая

13. Хорошо подобранный рацион, соответствующий индивидуальным особенностям организма, учитывающий характер труда, половые и возрастные особенности, климатогеографические условия проживания, называется _____ питание:

а) рациональное

б) раздельное

в) диетическое

г) вегетарианское

14. Для удовлетворения оптимальной потребности организма в белках, жирах, углеводах, их соотношение должно составлять:

а) 1:1:4

б) 1:2:1

в) 3:1:1

г) 4:1:2

15. Пищевые вещества, выполняющие пластическую, каталитическую, гормональную, иммунную и транспортную функции:

а) белки

в) углеводы

б) жиры

г) минеральные вещества

16. Вещества, уничтожающие или снижающие развитие и активность возбудителей заболеваний в организме:

а) пестициды

в) фитонциды

б) гербициды

г) ксенобиотики

17. Эволюционно обосновано, оптимальное использование в пищу продуктов:

а) термически обработанных

б) натуральных

в) очищенных пищевых веществ

г) со специями и искусственными добавками

18. Ведущий фактор нарушения терморегуляции современного человека:

а) исключение двигательного компонента терморегуляции

б) синтетическая одежда

в) изменение климата

г) высокая температура в помещениях

19. К общим средствам закаливания относят:

а) местное закаливание ног

б) умывание холодной водой

в) обливание холодной водой

г) хождение босиком

20. К местным средствам закаливания относят:

а) обливание холодной водой

б) моржевание

в) легкая одежда

г) холодовое воздействие на кисти и стопы

21. Природный стимулятор, один из самых эффективных, содержащий более фитокомплексов, губительных для возбудителей различных заболеваний:

а) чеснок

б) морковь

в) капуста

г) сладкий перец

22. Состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности, представляющее собой защитную реакцию, физиологически связанную с развитием в ЦНС запредельного торможения:




а) врабатывание

б) устойчивая работоспособность

в) утомление

г) переутомление

23. Длительное и стойкое снижение работоспособности, сопровождающееся функциональными нарушениями в ЦНС и системах жизнеобеспечения организма:

а) врабатывание

б) устойчивая работоспособность

в) утомление

г) переутомление

24. Среди мужчин, систематически употребляющих алкоголь (по данным А. К. Казначеева), сердечнососудистые заболевания встречаются чаще:

а) в 3 раза

в) в 22 раза

б) в 10 раз

г) в 100 раз

25. Смертельная доза никотина может быть получена при одновременном выкуривании ____ сигарет.

а) 2

в) 10

б) 5

г) 20

Задания для рефератов «Здоровый образ жизни»

Вариант темы выбирается по номеру зачетной книжки (студенческого билета) – последняя цифра номера соответствует варианту. Например, если последняя цифра 3 – то выбирается 3 вариант, если последняя цифра 0 – 10 вариант. Список литературы оформляется по ГОСТу.

1. Понятие о здоровье и здоровом образе жизни

2. Медико-биологические и социальные факторы здоровья

3. Двигательная активность и здоровье

4. Психологические основы здоровья

5. Основы рационального питания

6. Иммунитет и здоровье

7. Терморегуляция и здоровье

8. Рациональный режим дня студентов

9. Социально-биологические аспекты табакокурения

10. Психосексуальная культура как фактор здоровья

Рекомендуемая литература:

1. «Гигиена с основами экологии человека» под ред. П.И. Мельниченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа». – 2010 г. – 752 с.

2. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2009. -608с.

3. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -256 с.

Занятие 3.Оценка риска

Цель работы:

Изучить теоретическое обоснование риска. Научиться определять риск индивидуальный и групповой (социальный) в конкретных ситуациях.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с общими сведениями. Записать определения.

2. Выполнить практические задачи.

Теоретические сведения

Опасность – одно из центральных понятий безопасности жизнедеятельности (БЖД). Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики (параметры), несоответствующие условиям жизнедеятельности человека. Можно сказать, чтоопасность – это риск неблагоприятного воздействия.

Практика свидетельствует, что абсолютная безопасность недостижима. Стремление к абсолютной безопасности часто вступает в антагонистические противоречия с законами техносферы.

В сентябре 1990 г. в г. Кельне состоялся первый Всемирный конгресс по безопасности жизнедеятельности человека как научной дисциплине. Девиз конгресса: «Жизнь в безопасности». Участники конгресса постоянно оперировали понятием «риск».

Возможны следующие определения риска:

1. Это количественная оценка опасности, вероятность реализации опасности;

2. При наличии статистических данных, это частота реализации опасностей.

Индивидуальный риск – частота (мера определенности) поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых опасных и вредных факторов.

Коллективный риск – ожидаемое количество пораженных людей в результате воздействия совокупности опасных и вредных факторов (факторов чрезвычайных ситуаций) за определенное время.

Можно выделить 4 методических подхода к определению риска.

Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

Модельный, основанный на построении моделей предпосылок происшествия в системе с учетом воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. п.

Экспертный, когда мера определенности (вероятность, возможность) событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов.

Социологический, основанный на опросе населения.

Перечисленные методы отражают разные аспекты риска. Поэтому применять их необходимо в комплексе.

Традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве – обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция неадекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Восприятие общественностью риска и опасностей субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв. В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Ежедневно на производстве погибает 40…50 человек, в целом по стране от различных опасностей лишаются жизни более 1000 человек в день. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5…10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска. По мнению специалистов, использование риска в качестве оценки опасностей предпочтительнее, чем использование традиционных показателей.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь. При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.

В России (в области пожарной безопасности) и других странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска летального исхода обычно считается 10-6 в год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10 – 8 в год. Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5% видов биогеоценоза. Обычно в качестве верхних границ индивидуального дифференциального риска берут: 10 – 5(ли) / (чел.-год); 10 – 4 несчастных случаев постоянной нетрудоспособности (нс пн) / (чел.-год); 10 – 3 несчастных случаев временной нетрудоспособности (нс вн) / (чел.-год).

Управление риском. Как повысить уровень безопасности? Это основной вопрос теории и практики безопасности. Очевидно, что для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:

1) совершенствование технических систем и объектов;

2) подготовка персонала;

3) ликвидация последствий.

Априорно трудно определить соотношение инвестиций по каждому из этих направлений. Необходим специальный анализ с использованием конкретных данных и условий. Переход к риску открывает принципиально новые возможности повышения безопасности техносферы. К техническим, организационным, административным добавляются экономические методы управления риском, которые включают: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др. Специалисты считают целесообразным в законодательном порядке ввести квоты за риск.

Для расчета риска необходимы обоснованные данные. Острая потребность в данных в настоящее время признана во всем мире на национальном и международ­ном уровне. Необходима тщательно аргументированная разработка базы и банков данных и их реализация в условиях предприятия, региона. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

Практическая часть:

Задача 1. В таблице 3 приведен ряд профессий по степени индивидуального риска фатального исхода в год. Используя данные таблицы методом экспертных оценок охарактеризуйте вашу настоящую деятельность и условия вашей будущей работы.

Таблица 3. Классификация профессиональной безопасности

Катего-рия Условия профессиона льной деятельности Риск смерти (на человека в год) Профессия
Безопасные 1*10-4 Текстильщики, обувщики, работники лесной промышленности, бумажного производства и др.
Относительно безопасные 1*10-4 до 1*10-3 Шахтеры,металлурги,судостроители и др
Опасные   1*10-3 до 1*10-2 Рыбопромысловики,верхолазы, трактористы и др.
Особо опасные больше 1*10-2 Летчики-испытатели, летчики реактивных самолетов

После обсуждения письменно сформулируйте свою оценку.

Для решения следующих задач используйте формулу определения индивидуального риска

R = n/N, (1)

где R – индивидуальный риск (травмы, гибели, болезни и пр.);

n – количество реализации опасности с нежелательными последствиями за определенный период времени (день, год и т.д.);

N – общее число участников (людей, приборов и пр.), на которых распространяется опасность.

Пример решения задачи по формуле (1).

Условие. Ежегодно неестественной смертью гибнет 250 тыс. человек. Определить индивидуальный риск гибели жителя страны при населении в 150 млн. человек.

Решение.

R = 2,5*105 /1,5*108 =1,7*10-3

Или будет 0,0017. Иначе можно сказать, что ежегодно примерно 17 человек на 10000 погибает неестественной смертью. Если пофантазировать и предположить, что срок биологической жизни человека равен 1000 лет, то по нашим данным оказывается, что уже через 588 лет (1:0,0017) вероятность гибели человека неестественной смертью близка к 1 (или 100%).

Примечание. Здесь и в задачах №2,3 данные приближены к России.

Задача 2. Опасность гибели человека на производстве реализуется в год 2000 раз. Определить индивидуальный риск погибших на производстве при условии, что всего работающих 83 млн. человек. Сравните полученный результат с вашей экспертной оценкой из задачи 1.

Задача 3. Определить риск погибших в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), если известно, что за 2016 год в России погибло в ДТП 20308 человек при населении 146 394 546 человек.

Задача 4. Используя данные индивидуального риска фатального исхода в год для населения США (данных по России нет), определите свой индивидуальный риск фатального исхода на конкретный год. При этом можно субъективно менять коэффициенты и набор опасностей.

Таблица 4. Индивидуальный риск гибели в год

Причина Риск Причина Риск
Автомобильный транспорт Падения Пожар и ожог Утопление Отравление Огнестрельное оружие Станочное оборудование Водный транспорт 3*10-4 9*10-5 4*10-5 3*10-5 2*10-5 1*10-5 1*10-5 9*10-6 Воздушный транспорт Падающие предметы Электрический ток Железная дорога Молния Все прочие Ядерная энергетика (пренебрегаемо мал. риск) 9*10-6 6*10-6 6*10-6 4*10-6 5*10-7 4*10-5 2*10-10

Сравнить полученный результат с результатом примера решения.

Задачи на риск гибели неестественной смертью в России и с риском гибели в год для американца (Rобщ.).

Рекомендуемая литература:

1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2009. – 318 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ ред. С.В. Белова. 4-е изд. испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2009 606 с.

3. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 5-е изд., стер. / Под ред. О.Н. Русака. – СПб.: Изд. «Лань». 2009 – 448 с.

Наши рекомендации