Скорость скольжения и КПД передачи
Скорость скольжения в зацеплении:
, где ,
где – окружная скорость на начальном диаметре червяка, м/с; , об/мин; m – в мм; – угол подъема линии витка на начальном цилиндре.
Коэффициент полезного действия червячной передачи:
,
где – приведенный угол трения, определяемый экспериментально с учетом относительных потерь мощности в зацеплении, в опорах и на перемешивание масла. Значение угла трения между стальным червяком и колесом из бронзы (латуни, чугуна) принимают в зависимости от скорости скольжения :
, м/с | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 4,0 | 7,0 | ||
Меньшее значение – для оловянной бронзы, большее — для безоловянной бронзы, латуни и чугуна.
Рис. 2.4 Силы в червячном зацеплении |
2.7 Силы в зацеплении (рис. 2.4).
Окружная сила на колесе, равная осевой силе на червяке:
.
Окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе: .
Радиальная сила:
.
Для стандартного угла:
, .
Проверочный расчет передачи на контактную прочность
По полученному значению необходимо уточнить допускаемое контактное напряжение (п. 2.3.1).
Расчетное контактное напряжение:
,
где = 5350 – для эвольвентных, архимедовых и конволютных червяков, = 4340 – для передач с нелинейчатыми червяками;
– коэффициент нагрузки.
Окружная скорость червячного колеса, м/с:
.
При обычной точности изготовления и выполнении условия жесткости червяка принимают: = 1 при м/с. При м/с значение принимают по табл. 2.4.
Таблица 2.4
Степень точности по ГОСТ 3675-81 | Значения при v, м/с | |||
1,06 | 1,08 | 1,13 | 1,16 | |
1,06 | 1,10 | 1,15 | 1,19 | |
1,06 | 1,11 | 1,18 | 1,22 |
Коэффициент концентрации нагрузки:
,
где – коэффициент деформации червяка (табл. 5); – коэффициент, учитывающий влияние режима работы передачи на приработку зубьев червячного колеса и витков червяка.
Таблица 2.5
Значение при коэффициенте диаметра червяка q | ||||||
12,5 | ||||||
Значения X для типовых режимов (рис. 2.1а) нагружения и случаев, когда частота вращения вала червячного колеса не меняется с изменением нагрузки, принимают по табл. 2.6.
Таблица 2.6
Типовой режим | I | II | III | IV | V | |
X | 1,0 | 0,77 | 0,5 | 0,5 | 0,38 | 0,31 |
При задании режима нагружения циклограммой моментов (рис. 4б) коэффициент вычисляют по формуле:
,
где , , – вращающие моменты на валу червячного колеса на каждой из ступеней нагружения и соответствующие им частоты вращения и продолжительность действия; (Т) – максимальный из длительно действующих (номинальный) вращающий момент.
Примечание: Допускается недогрузка передачи ( ) не более 15% и перегрузка ( ) до 5%. Если условие прочности не выполняется, то следует выбрать другую марку материала венца червячного колеса и повторить весь расчет передачи.
Проверочный расчет передачи на изгибную прочность
Расчетное напряжение изгиба:
,
где – коэффициент нагрузки, значения которого вычислены в п. 2.8;
– коэффициент формы зуба колеса, который выбирают по табл. 2.7., в зависимости от .
Таблица 2.7
1,98 | 1,88 | 1,85 | 1,80 | 1,76 | 1,71 | 1,64 | 1,61 | |
1,55 | 1,48 | 1,45 | 1,40 | 1,34 | 1,30 | 1,27 | 1,24 |