И расчетных операций в бухгалтерии организации
Изучив учет в производственных подразделениях, студент осваивает технику учетной работы в бухгалтерии подразделения (при децентрализованном) или центральной бухгалтерии хозяйства. Здесь он работает помощником бухгалтера. Вначале практикант знакомится с работой бухгалтерии подразделения или центральной бухгалтерии хозяйства, примерным графиком приема документов от материально-ответственных лиц и представления ими отчетов; с действующими инструкциями по ведению учета в бухгалтерии подразделения или центральной бухгалтерии хозяйства; с формой бухгалтерского учета, составом бухгалтерии и распределением обязанностей между работниками.
За время работы в бухгалтерии подразделения (центральной бухгалтерии) хозяйства студент должен обрабатывать все поступающие из производственных подразделений документы и отчеты (либо их составлять при централизованном бухгалтерском учете), участвовать в сдаче документов и отчетов в центральную бухгалтерию.
Работая в центральной бухгалтерии хозяйства, студент должен изучить организацию бухгалтерского учета денежных средств, расчетов и кредитных операций. Для этого необходимо изучить имеющиеся в хозяйстве методические материалы по учету денежных средств, расчетных и кредитных операций.
При изучении практикант должен:
1. По теме «Учет кассовых операций»:
- установить, каков лимит хранения денежных средств в кассе хозяйства;
- ознакомиться с приемом и выдачей денежных средств в кассе;
- научиться правильно составлять документы на поступление и расход денежных средств;
- ознакомиться с ведением кассовой книги и составлением кассового отчета (отчета кассира);
- научиться делать записи в регистры синтетического учета по счету 50 «Касса»;
- ознакомиться с инвентаризацией денежных средств в кассе;
- изучить организацию синтетического учета по счету 50 «Касса» (содержание счета, корреспонденцию счетов).
2. По теме «Учет операций по расчетным счетам и на прочих счетах в банке»:
- выяснить, какие счета имеет хозяйство в банке, и каков остаток денежных средств на них;
- изучить документально, по каким документам осуществляется движение денежных средств на счетах в банке;
- ознакомиться в банке с порядком приема и выдачи расчетных документов;
- ознакомиться с выписками банка по расчетному счету, по валютному счету, по прочим счетам и самостоятельно их обработать;
- изучить организацию синтетического и аналитического учета по счетам 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и 55 «Специальные счета в банках» (ознакомиться с содержанием записей по дебету и кредиту счетов и их корреспонденцией);
- изучить регистры синтетического и аналитического учета по счету 51, 52 и 55 и уметь делать записи в них;
- ознакомиться с организацией учета по счету 50-3 «Денежные документы», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые вложения».
3. По теме «Учет расчетных операций»:
- изучить порядок учета расчетов с подотчетными лицами, обратить внимание на выдачу денег в подотчет, на составление и обработку авансового отчета, на организацию синтетического и аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (уметь составлять корреспонденцию счетов и делать записи в регистры аналитического учета);
- изучить учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, обратить внимание на организацию синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- изучить учет расчетов с заказчиками организации и другими покупателями; обратить внимание на организацию синтетического и аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
- изучить порядок учета расчетов по возмещению материального ущерба и расчетов с разными дебиторами и кредиторами, обратить внимание на организацию синтетического и аналитического учета по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
- определить на первое число любого месяца суммы дебиторской и кредиторской задолженности по счетам 60, 62, 73, 75, 76, 79 и др., установить сроки и причины образования задолженности, а также выяснить, каким образом в хозяйстве ведется выверка расчетов с организациями;
- ознакомиться с организацией учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
4. По теме «Учет кредитных операций и операций по займам»:
- выяснить, какими кредитами банка пользуется хозяйство, на какие цели получает и какова задолженность по краткосрочным и долгосрочным кредитам;
- выяснить, как кредитуется хозяйство;
- изучить документацию на получение краткосрочного и долгосрочного кредита и займов;
- изучить организацию синтетического и аналитического учета краткосрочных кредитов банка (корреспонденцию счетов на получение и погашение кредитов); регистры учета и уметь вести учет по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
- изучить организацию синтетического и аналитического учета долгосрочных кредитов банка и займов других организаций (корреспонденцию счетов) и уметь вести учет по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
По названным темам (учет кассовых операций, денежных средств в банке расчетов и кредитов) необходимо по возможности скопировать формы первичных и сводных документов, а также регистры синтетического и аналитического учета и приложить их к отчету.
Корреспонденцию счетов привести в качестве примера на конкретных операциях по дебету и кредиту соответствующих счетов.
2.2.8 Содержание и оформление отчета о практике в производственных подразделениях
Завершающим этапом при прохождении практики является составление отчета. При составлении отчета о практике используется дневник и накопленный материал по изучению раздела программы.
В начале отчета дается краткая характеристика хозяйства, в котором студент проходит практику: землепользование и местоположение хозяйства, размер и структура товарной продукции, обеспеченность основными средствами и рабочей силой, посевные площади и поголовье скота, основные показатели (урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота, производительность труда, себестоимость продукции, финансовые результаты, рентабельность).
Затем излагается организация учета в производственных подразделениях и в бухгалтерии хозяйства в соответствии с содержанием программы. По каждому разделу даются критические замечания и указываются выявленные отклонения от инструктивных указаний по организации первичного учета в производственных подразделениях и учета в бухгалтерии хозяйства по изученным темам, предусмотренным данной программой. К отчету должны быть приложены скопированные и заполненные формы первичных и сводных документов, регистры аналитического и синтетического учета, применяемые в хозяйстве. Все они должны быть пронумерованы и сделана ссылка на них по содержанию отчета при освещении того или иного вопроса программы. Общий объем отчета о практике может составлять примерно 20-25 страниц машинописного текста.
Содержание практики по организации бухгалтерского учета