Факторы повышения эффективности управления
Проблема факторов (от лат. «делающий, производящий») – движущая сила какого-либо процесса или явления)эффективности управления многоплановая.
Все попытки вычленить факторы повышения эффективности управления свидетельствуют о сложности проблемы, решение которой не может быть однозначным и простым.
На наш взгляд, к факторам эффективности управления следует отнести:
во-первых, профессионализм руководителей. Профессионал – это человек, сделавший то или иное занятие своей профессией. Обычно профессионалом называют хорошего специалиста, знатока своего дела. Так и понятие «профессионализм» означает не просто занятие какой-либо трудовой деятельностью, а соответствующий, достаточно высокий уровень мастерства в данной деятельности.
Каковы же главные особенности, характеризующие деятельности подлинного профессионала? Отметим, прежде всего, что профессионал, даже оказавшись в ситуации неопределенности, может без подсказки и сравнительно быстро сформулировать (конечно, в пределах своей компетентности) возникшую перед ним задачу. Далее он способен самостоятельно найти путь ее решения, используя тот или иной апробированный алгоритм из своего профессионального арсенала. Даже в случае появления уникальной задачи настоящий профессионал, в отличие от начинающего специалиста или дилетанта, никогда не прибегает к методу проб и ошибок. Профессионализм подразумевает высокоразвитую профессиональную интуицию, приводящую в конечном счете к успеху. Деятельность профессионала отличается наибольшей эффективностью. Если дилетанту иногда и удается решить какую-либо профессиональную задачу, то он при этом тратит намного больше времени и энергии, чем профессионал.
Субъективными помехами успешному управлению являются эгоизм и пассивность руководителей, их желание уйти от ответственности; консервативность, приверженность традициям и старым методам; игнорирование чужого мнения; боязнь широких контактов, обмена информацией.
Задача любого руководителя – быть эффективным. Чем бы он ни занимался, от него требуется правильное выполнение задач, проявление эффективности. Тем не менее, руководящие должности подчас занимают сотрудники, не обладающие высокой эффективностью, хотя среди них немало тех, кто имеет высокий интеллектуальный уровень и творческое воображение. Эти люди обычно хорошо информированы и обладают большими знаниями. Однако прямой связи между этими качествами руководителя и его эффективностью как сотрудника не наблюдается. Даже самые одаренные люди могут быть на удивление неэффективными; они порой не понимают, что благодаря одним способностям нельзя добиться сколько-нибудь значительных успехов в работе или службе. Они не осознают, что талант может способствовать эффективности только посредством целенаправленного труда.
Наоборот, в каждой организации есть высокоэффективные сотрудники, не имеющие особых талантов. В то время как одни лихорадочно мечутся, имитируя кипучую деятельность, которую порой принимают за «творческую искру», другие шаг за шагом, медленно движутся к намеченной цели и достигают ее первыми, подобно черепахе в известной старой басне.
Интеллект, воображение и информированность, безусловно, существенные качества, но только в сочетании с эффективностью они воплотятся в результатах. Взятые сами по себе, они лишь устанавливают планку возможных достижений;
во-вторых, наличие у них соответствующих личностных качеств и способностей к управленческой деятельности;
в-третьих, социальная ответственность руководителей, позволяющая учитывать интересы многих субъектов внешней и внутренней среды организации;
в-четвертых, умение использовать такие социальные регуляторы управления, как организационная культура, организационный порядок, самоорганизация и самоуправление;
в-пятых, умение формировать организационное поведение, создавать инновационную среду;
в-шестых, умение использовать эффективные методы и технологии управления;
в-седьмых, наличие развитой инфраструктуры управления, включающей сеть профессиональной подготовки и переподготовки руководителей, законодательную, информационную и консультативную базу.
Данные факторы, влияющие на эффективность управления, неоднозначны, влияние на эффективность управления оказывают не прямо, а опосредованно. Руководители должен их знать, умело использовать в профессиональной деятельности.
Управление любой организацией должно строиться с учетом принципа максимальнойэффективностиее деятельности. Поиск управлений, имеющих максимальную эффективность, составляет суть оптимизации. Оптимизация заключается в том, чтобы среди множества возможных вариантов найти наилучшие в заданных условиях, при заданных ограничениях, то есть оптимальные альтернативы. В этой фразе важную роль играет каждое слово. Говоря «наилучшие», мы предполагаем, что у нас имеется критерий (или ряд критериев), способ (способы) сравнения вариантов. При этом важно учесть имеющиеся условия, ограничения, так как их изменение может привести к тому, что при одном и том же критерии (критериях) наилучшими окажутся другие варианты.
Выше речь шла об эффективности управления. Если эффективность измерима, то целью управления является оптимизация эффективности, то есть ее максимизация при заданных ограничениях, в данных условиях.
Сделав маленькое отступление, отметим, что понятие оптимальности получило строгое и точное представление в различных математических теориях, прочно вошло в практику проектирования и эксплуатации технических систем, сыграло важную роль в формировании современных системных представлений, широко используется в административной и общественной практике, стало известным практически каждому человеку. Это и понятно: стремление к повышению эффективности труда, любой целенаправленной деятельности как бы нашло свое выражение, свою ясную и понятную форму в идее оптимизации.
Следует отметить, что во многих важных с точки зрения практики случаях не обязательно искать наилучшее (оптимальное) управление – иногда достаточно ограничиться нахождением, так называемого рационального управления, которое обеспечивает, быть может, не максимальное, но удовлетворительное значение эффективности управления.