Факторы и пути повышения эффективности мясного скотоводства

Мясной подкомплекс республики в настоящее время пред­ставляет собой не целостную структуру, а совокупность разроз­ненных предприятий по производству, переработке и сбыту мяс­ной продукции, не объединенных общими экономическими ин­тересами. Существующая система хозяйствования не стимули­рует структурную перестройку и рост производительности тру­да, носит затратный характер, не заинтересовывает производи­телей в развитии мясного животноводства, а перерабатывающие предприятия — в безотходной, комплексной переработке скота и птицы.

Причинами кризиса в мясном подкомплексе являются: от­сутствие единых экономических интересов у партнеров по про­изводству и доведению конечного продукта до потребителя; пре­обладание в планировании и управлении отраслевого начала, приводящего к разбалансированности межотраслевых связей и возникновению диспропорций внутри сфер подкомплекса и меж­ду ними; нарушение эквивалентности межотраслевого обмена; отсутствие конкуренции; игнорирование основного рыночного закона соответствия спроса и предложения; недостатки в эконо­мическом стимулировании, финансово-кредитной системе и др. В наиболее выгодном положении оказываются те звенья общей продуктовой цепочки, которые находятся ближе к конечному потребителю, – переработка и сбыт.

Преодоление негативных явлений в мясном подкомплексе требует разработки системы организационно-экономических мер по повышению эффективности функционирования всего мясного подкомплекса и отдельных его отраслей, включающей создание условий для развития интеграционных процессов между всеми участниками единой продуктовой цепочки; мо­бильное освоение достижений научно-технического прогресса; государственное регулирование объемов поставок сырья, его переработки и реализации готовых продуктов с использовани­ем экономических методов; гибкое ценообразование на мясо и мясные продукты с учетом спроса, предложения и потреби­тельских свойств конечной продукции; ликвидацию монопо­лизма, создание альтернативных производств и структур; льготное кредитование и налогообложение; контроль за конку­рентами и защиту внутреннего рынка, анализ складывающейся конъюнктуры на рынке продовольствия и ценных бумаг; мар­кетинговый подход к построению сферы реализации.

Переход республики к рыночным отношениям обусловлива­ет необходимость формирования на базе существующего мясного подкомплекса реально функционирующего рынка мяса, ори­ентированного на удовлетворение потребностей населения в мясной продукции и действующего на основе экономических законов с участием государства в его регулировании Состояние и экономика выращивания и откорма крупного рогатого скота

По существу крупный рогатый скот является единственным видом животных, разведение которых позволяет эффективно использовать производимую на пашне, сенокосах и пастбищах в больших объемах травянистую массу для производства цен­нейшей продукции — молока и мяса. Дополнительно от ското­водства получают ценное кожевенное сырье, из утилизации от­ходов боен — ряд различных продуктов, начиная с мыла и заканчивая эндокринными препаратами.

Развитие скотоводства как одной из отраслей рациональной организации сельскохозяйственного производства связано с не­обходимостью возделывания в севооборотах кормовых культур для сохранения и повышения плодородия почвы и создания благоприятных условий в размещении товарных культур, а также с потребностью в накоплении органических удобрений, объем которых зависит от поголовья крупного рогатого скота.

Объемы и эффективность производства говядины на комп­лексах в значительной мере формируются поставками откормочного поголовья из многоотраслевых хозяйств, уровень кото­рых за последние годы резко сократился вследствие нарушения коммерческих интересов хозяйств-репродукторов. Цена, по ко­торой закупался молодняк для комплексов, не покрывала вы­соких издержек на производство живой массы скота до 4—6 ме­сяцев, выручка поступала с большим опозданием. Поэтому пополнение молодняком комплексов происходило за счет эконо­мически слабых многоотраслевых хозяйств, решающих таким образом свои финансовые проблемы и недостаток собственных кормовых ресурсов.

В целях повышения эффективности производства говядины в республике разработана Государственная программа, которая в качестве первого этапа интенсификации производства говяди­ны предусматривает вывести на проектную мощность наиболее крупные комплексы по выращиванию и откорму крупного ро­гатого скота мощностью 10 тыс. голов откорма в год. На основе реконструкции комплексов, создания межхозяйственной (меж­отраслевой) кооперации, за счет внедрения новейших научных достижений производства говядины в технологический про­цесс, рационального использования кормов, материальных и трудовых ресурсов предполагается увеличить производство го­вядины в 3,6 раза, получить среднесуточный прирост живой массы молодняка на откорме в 1000 г при затратах корма на 1 ц прироста 6,5—6,7 ц корм. ед.

Решение этих задач требует осуществления ряда мероприя­тий, включающих: обеспечение комплексов на условиях меж­хозяйственной кооперации и специализации зерном для про­изводства полноценных комбикормов и освобождение данных предприятий от поставок зерна для государственных нужд; вы­деление бюджетных ассигнований для проведения мелиоратив­ных и культуртехнических работ по созданию высокопродук­тивных кормовых угодий и прочной кормовой базы; выделение из республиканского бюджета средств на частичную компенса­цию затрат на закупку комбикормов, кормовых добавок и для стимулирования увеличения объемов выращивания скота; пре­доставление долгосрочных кредитов на реконструкцию помеще­ний, приобретение кормоуборочной техники и закупку молодня­ка крупного рогатого скота; организацию работы спецхозов с использованием помесного скота и детальную разработку поряд­ка и схемы комплектования их технологическим молодняком.

В перспективе крупнейшие комплексы республики могут быть объединены в холдинговые компании. Такие объединения наряду с крупными специализированными организациями по откорму скота включают мясоперерабатывающие, комбикормо­вые, сервисные предприятия, а также предприятия фирменной торговли.

Наши рекомендации