Начальная (максимальная) цена ЭСКД

Цели заключения ЭСКД

В соответствии с действующим законодательством заключение энергосервисных контрактов (договоров) (далее – ЭСКД) преследует несколько целей, главной из которых является обеспечение энергоэффективности в различных сферах деятельности.

В частности, согласно ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе энергоэффективность должна обеспечиватьсяпри закупке ТРУ, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В интересах более полного раскрытия темы настоящей статьи представляется необходимым ряд основных понятий уточнить.

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии– хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаровв условиях естественной монополии, под которой понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренциив силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Товар– объект гражданских прав (в т. ч. работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок– сфера обращения товара (в т. ч. товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в т. ч. географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, к целям заключения ЭСКД можно отнести закупку услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – СИТО) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).

Кроме того, одной из целей ЭСКД является обеспечение энергоэффективности при поставках электрической энергии, мазута, угля, топлива, используемого в целях выработки энергии.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе ЭСКД заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Существенные условия ЭСКД

В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, которыми являются:

  • условия о предмете договора;
  • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
  • все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предмет ЭСКД

Предмет ЭСКД описан, так же как и его цели, в ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе и заключается в осуществлении исполнителем действий, направленных на энергосбережениеи повышение энергетической эффективностииспользования энергетических ресурсов.

Следует отметить, что понятия «энергосбережение» и «энергетическая эффективность» раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) и трактуются следующим образом:

  • энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в т.ч. объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
  • энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

В свою очередь, энергетический ресурс определяется как носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).

Этим же законом (Закон № 261-ФЗ) было регламентировано обеспечение энергетической эффективности при закупках ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности, согласно ч. 1 ст. 26 Закона № 261-ФЗ государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями энергетической эффективности, включающими в себя следующие положения:

  • указание на виды и категории ТРУ, на которые распространяются такие требования1;
  • требования к значению классов энергетической эффективности товаров (правила определения класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности утверждены приказом Минпромторга России от 29.04.2010 № 3572);
  • требования к характеристикам, параметрам ТРУ, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
  • иные показатели, отражающие энергетическую эффективность ТРУ3.

В соответствии с п. «г» ч. 6 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1304 требования энергетической эффективности могут предусматривать запрет или ограничение закупок ТРУ, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов. При этом требования энергетической эффективности, предусматривающие такие ограничения, подлежат установлению посредством определения доли указанных ТРУ в годовом объеме закупок соответствующего вида ТРУ в натуральном или стоимостном выражении.

В целях соблюдения требований энергетической эффективности ТРУ заказчики при принятии решений о видах, категориях ТРУ, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным ТРУ должны также учитывать, что они должны обеспечивать достижение максимально возможных показателей в области энергосбережения, энергетической эффективности и снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены ТРУ в совокупности с расходами, связанными с их использованием, и расходами на энергетические ресурсы с учетом ожидаемой и достигаемой экономии.

Этим же постановлением Правительства РФ (ч. 4) Минэнерго России вменено в обязанность ежегодно проводить анализ энергоэффективности товаров, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на предмет выявления категорий товаров, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности, а также требований энергетической эффективности ТРУ при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленных законодательством иностранных государств, и возможности их применения в РФ.

Изначально условия ЭСКД применительно к экономии энергетических ресурсов были сформулированы в ноябре 2009 г. в Законе № 261-ФЗ, в мае 2010 г. приказом Минэкономразвития России № 174 были утверждены условия ЭСКД применительно к поставке энергетических ресурсов.

Содержание этих условий, которые должны рассматриваться как существенные, представлено в табл. 1.

Таблица 1. Условия энергосервисного контракта (договора)

Условия в соответствии с Федеральным законом от 23.11. 2009 № 261-ФЗ (ред. от 13.07. 2015) Условия в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11.05.2010 № 174
О величине экономии энергетических ресурсов (в т. ч. в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения ЭСКД – обязательное О величине экономииэнергетических ресурсов в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена продавцом (поставщиком)
О сроке действия ЭСКД, который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной ЭСКД величины экономии энергетических ресурсов – обязательное О сроке достижения величины экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, включая отдельные этапы ее достижения
Иные обязательные условия ЭСКД, установленные законодательством РФ –обязательное О плановой величине потребленияпокупателем энергетического ресурса в натуральном выражениипри наличии приборов учета используемого энергетического ресурса и без учета реализации продавцом (поставщиком) мероприятий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении ЭСКД согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении ЭСКД условия – по соглашению сторон Об обязанности продавца (поставщика) обеспечивать согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении ЭСКД условия
Об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов – по соглашению сторон О порядке определенияпо показаниям приборов учета используемого энергетического ресурса фактической величины экономии энергетического ресурса в натуральном выражении,достигнутой по результатам проведения продавцом (поставщиком) мероприятий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Об определении цены в ЭСКД исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации ЭСКД, в т. ч. исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов – по соглашению сторон Об определении цены в ЭСКД исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации ЭСКД, в т. ч. исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов
Иные определенные соглашением сторон условия О перечне мероприятий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, осуществляемых продавцом (поставщиком)4
  О порядке оплаты по результатам достижения в установленные сроки (отдельные этапы) фактической величины экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении

В соответствии с ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе постановлением Правительства РФ от 01.10.2013 № 859 были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636, касающегося условий ЭСКД и особенностей определения начальной (максимальной) цены ЭСКД. В частности, были уточнены требования к условиям ЭСКД, в т. ч. требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта).

В интересах более полного представления об условиях, предусмотренных постановлением № 859 (всего их в постановлении 17), определенный научный интерес вызывает их сопоставление с условиями ЭСКД, утвержденными приказом Минрегиона России от 27.06.2012 № 252 (22 условия) применительно к энергосбережению в многоквартирных домах (далее – МКД).

Исходной информацией для принятия сторонами ЭСКД решения относительно включаемых в него условий действующим законодательством предусмотрено проведение энергетического обследования, которое может проводится в отношении определенных категорий лиц в обязательном порядке (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2014 № 818), а в отношении остальных – в добровольном.

О двухэтапном конкурсе определения поставщика ТРУ по ЭСКД

С учетом того, что в извещении об осуществлении закупки в соответствии с положениями ст. 42 Закона о контрактной системе должна содержаться информация в т. ч. об условиях контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, используемом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), НМЦК, а также размере обеспечения исполнения контракта, научный и профессиональный интерес вызывает специфика определения поставщика по ЭСКД путем проведения двухэтапного конкурса, прямо предусмотренного ст. 57 Закона о контрактной системе.

В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

  • конкурс проводится для заключения энергосервисного контракта;
  • для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Не умаляя достоинств других способов определения поставщика, поименованных в ст. 108 Закона о контрактной системе (конкурса, аукциона, запроса котировок), применительно к ЭСКД именно двухэтапный конкурс фактически осуществляет такой принцип контрактной системы, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, предусмотренный ст. 12 Закона о контрактной системе.

Можно с большой вероятностью утверждать, что заказчик, получив в соответствии с бюджетным законодательством права в денежном выражении на заключение ЭСКД, предпочтет воспользоваться им в соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе, соответственно включит этот способ в план-график, а в последующем разместит извещение об осуществлении закупки ЭСКД путем проведения двухэтапного конкурса, в ходе первого этапа которого сможет уточнить характеристики объекта закупки при его обсуждении с участниками закупки.

Таблица 2. Санкции за нарушения законодательства об энергосбережении

Административный штраф за правонарушения на:
должностных лиц, тыс. руб. юридических лиц, тыс. руб. индивидуальных предпринимателей, тыс. руб.
1. Выпуск производителем или ввоз на территорию РФ импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации
от 10 до 15 от 100 до 150 с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой от 10 до 15 с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой
2. Реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным
от 10 до 15 от 100 до 150 с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой от 10 до 15 с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой
3. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов
от 20 до 30 от 500 до 600 от 40 до 50
4. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание МКД, требований энергетической эффективности, предъявляемых к МКД, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в МКД
от 5 до 10 от 20 до 30 от 10 до 15
5. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание МКД, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в МКД предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в МКД
от 5 до 10 от 20 до 30 от 10 до 15
6. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в МКД, лицам, ответственным за содержание МКД, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным
от 20 до 30 от 100 до 150
7. Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов
от 10 до 15 от 100 до 150 от 20 до 35
8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования
от 10 до 15 от 50 до 250 от 10 до 15
9. Несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
от 30 до 50 от 50 до 100
11. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности
от 25 до 30 от 50 до 100

Следует отметить, что максимальная сумма штрафа составляет 600 тыс. руб. и накладывается на юридическое лицо за несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Не умаляя достоинств способов определения поставщика, поименованных в ст. 108 Закона о контрактной системе (конкурса, аукциона, запроса котировок), заказчик включит в план-график двухэтапный конкурс, который в ст. 108 Закона о контрактной системе не упоминается. Обоснование принятия такого решения заказчик аргументирует стремлением соблюсти один из основных принципов контрактной системы, а именно принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, предусмотренный ст. 12 Закона о контрактной системе.

Примечания:

1Правила установления требований к энергоэффективности ТРУ утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221.

2В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 09.03.2011 № 88 с 1 января 2012 г. поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса «A».

3Часть 3 ст. 26 Закона № 261-ФЗ.

4Перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержден приказом Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61.

Цели заключения ЭСКД

В соответствии с действующим законодательством заключение энергосервисных контрактов (договоров) (далее – ЭСКД) преследует несколько целей, главной из которых является обеспечение энергоэффективности в различных сферах деятельности.

В частности, согласно ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе энергоэффективность должна обеспечиватьсяпри закупке ТРУ, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В интересах более полного раскрытия темы настоящей статьи представляется необходимым ряд основных понятий уточнить.

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии– хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаровв условиях естественной монополии, под которой понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренциив силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Товар– объект гражданских прав (в т. ч. работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок– сфера обращения товара (в т. ч. товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в т. ч. географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, к целям заключения ЭСКД можно отнести закупку услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – СИТО) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).

Кроме того, одной из целей ЭСКД является обеспечение энергоэффективности при поставках электрической энергии, мазута, угля, топлива, используемого в целях выработки энергии.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе ЭСКД заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Существенные условия ЭСКД

В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, которыми являются:

  • условия о предмете договора;
  • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
  • все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предмет ЭСКД

Предмет ЭСКД описан, так же как и его цели, в ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе и заключается в осуществлении исполнителем действий, направленных на энергосбережениеи повышение энергетической эффективностииспользования энергетических ресурсов.

Следует отметить, что понятия «энергосбережение» и «энергетическая эффективность» раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) и трактуются следующим образом:

  • энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в т.ч. объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
  • энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

В свою очередь, энергетический ресурс определяется как носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).

Этим же законом (Закон № 261-ФЗ) было регламентировано обеспечение энергетической эффективности при закупках ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности, согласно ч. 1 ст. 26 Закона № 261-ФЗ государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями энергетической эффективности, включающими в себя следующие положения:

  • указание на виды и категории ТРУ, на которые распространяются такие требования1;
  • требования к значению классов энергетической эффективности товаров (правила определения класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности утверждены приказом Минпромторга России от 29.04.2010 № 3572);
  • требования к характеристикам, параметрам ТРУ, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
  • иные показатели, отражающие энергетическую эффективность ТРУ3.

В соответствии с п. «г» ч. 6 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1304 требования энергетической эффективности могут предусматривать запрет или ограничение закупок ТРУ, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов. При этом требования энергетической эффективности, предусматривающие такие ограничения, подлежат установлению посредством определения доли указанных ТРУ в годовом объеме закупок соответствующего вида ТРУ в натуральном или стоимостном выражении.

В целях соблюдения требований энергетической эффективности ТРУ заказчики при принятии решений о видах, категориях ТРУ, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным ТРУ должны также учитывать, что они должны обеспечивать достижение максимально возможных показателей в области энергосбережения, энергетической эффективности и снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены ТРУ в совокупности с расходами, связанными с их использованием, и расходами на энергетические ресурсы с учетом ожидаемой и достигаемой экономии.

Этим же постановлением Правительства РФ (ч. 4) Минэнерго России вменено в обязанность ежегодно проводить анализ энергоэффективности товаров, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на предмет выявления категорий товаров, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности, а также требований энергетической эффективности ТРУ при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленных законодательством иностранных государств, и возможности их применения в РФ.

Изначально условия ЭСКД применительно к экономии энергетических ресурсов были сформулированы в ноябре 2009 г. в Законе № 261-ФЗ, в мае 2010 г. приказом Минэкономразвития России № 174 были утверждены условия ЭСКД применительно к поставке энергетических ресурсов.

Содержание этих условий, которые должны рассматриваться как существенные, представлено в табл. 1.

Таблица 1. Условия энергосервисного контракта (договора)

Условия в соответствии с Федеральным законом от 23.11. 2009 № 261-ФЗ (ред. от 13.07. 2015) Условия в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11.05.2010 № 174
О величине экономии энергетических ресурсов (в т. ч. в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения ЭСКД – обязательное О величине экономииэнергетических ресурсов в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена продавцом (поставщиком)
О сроке действия ЭСКД, который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной ЭСКД величины экономии энергетических ресурсов – обязательное О сроке достижения величины экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, включая отдельные этапы ее достижения
Иные обязательные условия ЭСКД, установленные законодательством РФ –обязательное О плановой величине потребленияпокупателем энергетического ресурса в натуральном выражениипри наличии приборов учета используемого энергетического ресурса и без учета реализации продавцом (поставщиком) мероприятий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении ЭСКД согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении ЭСКД условия – по соглашению сторон Об обязанности продавца (поставщика) обеспечивать согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении ЭСКД условия
Об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов – по соглашению сторон О порядке определенияпо показаниям приборов учета используемого энергетического ресурса фактической величины экономии энергетического ресурса в натуральном выражении,достигнутой по результатам проведения продавцом (поставщиком) мероприятий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Об определении цены в ЭСКД исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации ЭСКД, в т. ч. исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов – по соглашению сторон Об определении цены в ЭСКД исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации ЭСКД, в т. ч. исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов
Иные определенные соглашением сторон условия О перечне мероприятий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, осуществляемых продавцом (поставщиком)4
  О порядке оплаты по результатам достижения в установленные сроки (отдельные этапы) фактической величины экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении

В соответствии с ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе постановлением Правительства РФ от 01.10.2013 № 859 были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636, касающегося условий ЭСКД и особенностей определения начальной (максимальной) цены ЭСКД. В частности, были уточнены требования к условиям ЭСКД, в т. ч. требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта).

В интересах более полного представления об условиях, предусмотренных постановлением № 859 (всего их в постановлении 17), определенный научный интерес вызывает их сопоставление с условиями ЭСКД, утвержденными приказом Минрегиона России от 27.06.2012 № 252 (22 условия) применительно к энергосбережению в многоквартирных домах (далее – МКД).

Исходной информацией для принятия сторонами ЭСКД решения относительно включаемых в него условий действующим законодательством предусмотрено проведение энергетического обследования, которое может проводится в отношении определенных категорий лиц в обязательном порядке (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2014 № 818), а в отношении остальных – в добровольном.

О двухэтапном конкурсе определения поставщика ТРУ по ЭСКД

С учетом того, что в извещении об осуществлении закупки в соответствии с положениями ст. 42 Закона о контрактной системе должна содержаться информация в т. ч. об условиях контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, используемом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), НМЦК, а также размере обеспечения исполнения контракта, научный и профессиональный интерес вызывает специфика определения поставщика по ЭСКД путем проведения двухэтапного конкурса, прямо предусмотренного ст. 57 Закона о контрактной системе.

В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

  • конкурс проводится для заключения энергосервисного контракта;
  • для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Не умаляя достоинств других способов определения поставщика, поименованных в ст. 108 Закона о контрактной системе (конкурса, аукциона, запроса котировок), применительно к ЭСКД именно двухэтапный конкурс фактически осуществляет такой принцип контрактной системы, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, предусмотренный ст. 12 Закона о контрактной си<

Наши рекомендации