Промышленных образцов, товаров и услуг
Классификация как понятие есть логическая операция, заключающаяся в разделении всего изучаемого множества предметов по обнаруженным сходствам или различиям на отдельные группы или подчиненные множества, называемые классами.
Целью классификации изобретений является распределение технических решений, содержащихся в патентной документации, по тематическим рубрикам для обеспечения поиска нужной информации. На основании принятой системы классификации изобретений осуществляется индексирование и расстановка документации в патентных фондах. Применяемые классификации представляют собой многоступенчатые системы распределения понятий, организованные по принципу от общего к частному. Это означает большую дифференциацию областей знания и сужение понятий, отражаемых каждой классификационной рубрикой.
Международная патентная классификация (МПК) охватывает все области знаний, патентоспособные объекты которых распределены в 8 разделах, 20 подразделах, 118 классах, 624 подклассах и свыше 67000 группах. Каждый из 8 разделов классификации помещен в отдельном томе. В комплект классификаторов входит также «Алфавитно-предметный указатель», облегчающий использование МПК.
Один раз в 5 лет МПК пересматривается Межправительственным комитетом экспертов при Международном бюро ВОИС. Первая редакция МПК действовала в 1968–1974 гг., вторая до 1980 г., третья – до 1985 г., четвертая – до 1990 г., пятая – до 1995 г., шестая – до 2000 г., седьмая до 2006 г.
Новая редакция базируется на предыдущих редакциях, но в нее добавлены существенно новые элементы. Новая редакция МПК разделена на два уровня – базовый (укрупненный) и расширенный (более подробный). Базовый уровень включает в себя только наиболее крупные рубрики МПК: разделы, классы, подклассы и основные группы. Расширенный уровень включает в себя полностью рубрики базового уровня и их детализацию. В настоящее время на русском языке опубликована сокращенная версия (МПК базового уровня) и полная версия (МПК расширенного уровня), в том числе на оптических дисках СД-ROM и в Интернет. Базовый уровень предназначен для общих информационных целей, например, для поиска в небольших национальных патентных массивах. Расширенный уровень предназначен для поиска в больших международных массивах. Более дробные подразделения расширенного уровня совместимы с базовым уровнем и представляют его более подробную разработку. Расширенный уровень по мере необходимости будет пересматриваться и пополняться новыми рубриками. В каждую новую редакцию вносится значительное количество изменений, вводятся новые рубрики в связи с развитием новых областей знаний, аннулируются рубрики, прекратившие свое существование. Пересмотр редакций сопровождается изданием «Указателя соответствия содержания рубрик МПК».
В МПК разделы обозначаются заглавными буквами латинского алфавита:
А — удовлетворение жизненных потребностей человека;
В — различные технологические процессы, транспортирование;
С — химия, металлургия;
D — текстиль, бумага;
Е — строительство, горное дело;
F — механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, оружие, боеприпасы, взрывные работы;
G — физика;
H — электричество.
Разделы представляют собой высший уровень иерархии.
Каждый из разделов может состоять из подразделов, не обозначенных индексами.
Разделы делятся на классы. Индекс класса состоит из индекса раздела и двузначного числа.
Классы являются вторым уровнем иерархии МПК. Классы, в свою очередь подразделяются на подклассы (третий уровень иерархии). Индекс подкласса состоит из индекса класса и заглавной буквы латинского алфавита, например, В 21 К – изготовление изделий ковкой или штамповкой.
Каждый подкласс разбит на рубрики, называемые группами, которые в свою очередь делятся на основные группы (четвертый уровень иерархии) и подгруппы (более низкий уровень иерархии).
Индекс основной группы состоит из индекса подкласса, за которым следует одно-, двух – или трехзначное число, наклонная черта и символ ОО. Текст основной группы точно определяет область техники, в которой представляется наиболее целесообразным проведение поиска. Например, В 21В 1/00 – способы и устройства для прокатки листового или профильного металла.
Подгруппы образуют рубрики, подчиненные основной группе. Индекс подгруппы состоит из индекса подкласса, одного, -двух – или трехзначного числа основной группы, наклонной черты и двух или более цифр, кроме ОО.
Например: В21В – прокатка металла;
В21В1/00 – способы и устройства для прокатки листового или профильного металла;
В21В1/08 – для прокатки заготовок специального профиля;
В21В1/082 – шпунтовые профили;
В21В1/085 - рельсы
Таким образом, структура МПК иерархичная, она выражается в разбивке всей совокупности знаний на несколько иерархических уровней: раздел, класс, подкласс, основная группа, подгруппа. Зависимость и подчиненность между группами и подгруппами МПК дополнительно выражается смещением строк текста подчиненной подгруппы вправо с точками перед текстом. Одна точка означает, что подгруппа подчинена непосредственно группе, две — что рубрика подчинена подгруппе с одной точкой и т.д.
Международная классификация промышленных образцов (МКПО) включает перечень классов и подклассов; алфавитный перечень товаров; пояснительные примечания.
Все издания, которые подпадают под правовую охрану в качестве промышленных образцов, разделы на 32 класса и 223 подкласса. Алфавитный перечень изделий включает 6600 наименований.
В соответствии с Соглашением об учреждении международной классификации промышленных образцов, подписанным 08.10.1968 г. в Локарно (Швейцария) ведомства по промышленной собственности стран, подписавших Соглашение должны включать в официальные документы о регистрации образцов и официальные публикации номера классов и подклассов Локарнской классификации, к которым принадлежат товары, признанные в качестве промышленных образцов. Республика Беларусь присоединилась к Соглашению о международной классификации промышленных образцов в июле 1998 г.
Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) была разработана в соответствии с Соглашением о международной классификации товаров и услуг, подписанным 15.06.1957 г. в г. Ницце (Франция).
Первая редакция МКТУ была опубликована в 1963г., последняя в 1995г., которая включает около 20 тыс. наименований товаров и услуг.
МКТУ состоит из 2-ух частей:
Часть I – «Алфавитный перечень товаров и услуг». Тексты рубрик расположены в алфавитном порядке, и после каждой рубрики указаны номера классов товаров и услуг.
Часть II – «Перечень классов товаров и услуг» в двух томах, содержит 42 класса, 34 из которых относятся к товарам, 8 – к услугам.
Республика Беларусь присоединилась к Ниццкому соглашению о международной классификации товаров и услуг в июне 1998 г.
Патентные исследования
В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке успешная реализация продукции зависит от степени ее новизны, качества и конкурентоспособности. Высокий изобретательский уровень технических решений, на основе которых разрабатывается продукция, является одним из основным условий достижения высоких технико-экономических показателей, но еще не гарантирует эффективную реализацию товара. Требуется углубленный анализ конъюнктуры рынка посредством комплексного изучения патентной, научно-технической и экономической информации, для чего и необходимы патентные исследования.
В целях установления единых требований к организации, проведению и оформлению результатов исследований по патентной и конъюнктурно-экономической информации разработан и с 1 октября 1999 года введен в действие Государственный стандарт Республики Беларусь «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения» (СТБ 1180-99), который стал обязательным для всех субъектов хозяйствования.
В соответствии со стандартом патентные исследования – это исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и другой информации.
Патентные исследования проводят при:
– разработке научно-технических прогнозов;
– разработке планов развития науки и техники;
– создании объектов техники;
– освоении и производстве продукции;
– определении целесообразности экспорта промышленной продукции и экспонировании ее образцов на международных выставках и ярмарках;
– продаже и приобретении лицензий;
– при решении вопроса о патентовании созданных объектов промышленной собственности и в других целях.
Содержание патентных исследований может включать:
– исследование технического уровня объектов техники, выявление тенденций и направлений их развития;
– исследование состояния рынков конкретной продукции, сложившейся патентной ситуации, выявление требований потребителей к товарам и услугам;
– исследование направлений научно-исследовательской и производственной деятельности предприятий и фирм, которые действуют или могут действовать на определенном рынке продукции;
– технико-экономический анализ и обоснование выбора технических, художественно-конструкторских решений, отвечающих требованиям создания новых объектов техники;
– выявление новых технических, художественно-конструкторских решений, определение их патентоспособности и обоснование целесообразности правовой охраны, выбор стран патентования;
– исследование патентной чистоты объектов техники;
– обоснование целесообразности и форм проведения за рубежом коммерческих мероприятий по реализации объектов техники, закупке и продаже лицензий, оборудования, комплектующих изделий и т.д.;
– проведение других работ, отвечающих интересам участников гражданского оборота.
Одной из важнейших частей патентного исследования является поиск патентной информации. Он включает процессы отбора соответствующих заданию документов или сведений из массива патентных документов. Осуществляется преимущественно в фондах патентной документации для установления уровня технического решения, границ прав патентообладателя и условий реализации этих прав.
Цели патентного поиска определяются задачами использования патентной информации на конкретной стадии создания, освоения и реализации новой техники или продукции. При планировании тематики патентный поиск проводится для того, чтобы выяснить, решалась ли поставленная техническая задача ранее, какие решения защищены патентами, какие фирмы работают в данной области техники, каковы перспективы разработки темы. Поиск проводится также с целью технико-экономического анализа изобретений при прогнозировании тенденций развития техники.
На стадии создания техники, включающей проведение научных исследований и разработку конструкторско-технологической документации, основными целями патентного поиска являются выявление имеющихся технических решений в определение уровня этих решений и отбор перспективных в научно-техническом отношении изобретений, определение патентоспособности создаваемых технических решений.
На стадии освоения и реализации новой техники поиск и изучение патентной информации необходим для контроля за изменением уровня техники, определения патентной частоты выпускаемой продукции, принятия своевременных мер по использованию новейших изобретений или по их обходу в случае, если они защищены патентами.
Патентная чистота объекта – это понятие, неразрывно связанное с существованием патента, предоставляющего его владельцу исключительное право на использование изобретения. Объекты – машины, приборы, оборудование, инструменты, материалы, технологические процессы и другие, которые не попадают под действие патентов в данной стране, обладают на территории этой страны патентной чистотой.
Если хотя бы на один элемент продукции действует патент, то вся продукция в целом не удовлетворяет требованиям патентной чистоты.
Патентная чистота – это юридическое свойство технических объектов (машин, оборудования и т.п. изделий) и технологических процессов, определяемое совокупностью признаков, обеспечивающих возможность использования этих объектов, не нарушая действующих патентов на изобретения и промышленные образцы. Изделие обладает патентной чистотой и в том случае, если подпадет под патенты, срок действия которых истек. Поскольку патент имеет территориальное действие, то при наличии, например, действующего патента в Японии и США на определенный объект техники, этот объект не обладает патентной чистотой в отношении данных стран. Однако если патент на такой же объект отсутствует на территории Австралии и Индии, то по отношению к этим странам он обладает патентной чистотой.
Таким образом, патентная чистота является понятием относительным, она определяется только в отношении конкретных стран и только на определенную дату. Понятие патентной чистоты существует и в отношении охранных документов на товарные знаки и знаки обслуживания.
Проверка патентной чистоты изделий, выпускаемых предприятиями, является обязательной на стадии постановки продукции на производство как минимум по патентам, выданным на территории Республики Беларусь, в связи с экспортными поставками и продажей лицензий на территории стран предполагаемого экспорта товаров и лицензий, при оказании технического содействия в строительстве предприятий и других технических объектов за рубежом, а также при экспонировании объектов на международных выставках и ярмарках.
В целом отчет о патентных исследованиях позволяет судить об уровне технического (технологического) развития, возможностях обеспечения коммерческого успеха на конкретном рынке в условиях конкуренции. С расширением применения новых информационных технологий уровень патентных исследований неизмеримо возрастает и оказывает все большее влияние на конечные результаты деятельности субъектов хозяйствования.