Касающиеся промышленных образцов

К этим соглашениям относятся Парижская конвенция, Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов и Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов.

В соответствии с Парижской конвенцией промышленные образцы получают охрану, аналогичную изобретениям и товарным знакам, т.е. Конвенция гарантирует прежде всего национальный режим охраны для промышленных образцов, созданных гражданами стран - участниц Конвенции, и регистрация образцов обеспечивает приоритет охраны, предоставляемый ст. 4С Конвенции.

Промышленные образцы отдельно упоминаются в ст. 5quinquies, где оговариваются обязанности стран-участниц, касающиеся защиты промышленных образцов, и в ст. 5В, которая предусматривает, что охрана промышленных образцов не может быть прекращена вследствие их неиспользования или из-за ввоза изделий, сходных с охраняемыми образцами.

Локарнское соглашение - многосторонний международный договор, введенный в действие с 27 апреля 1971 г. Этим Соглашением учрежден специальный союз (Локарнский союз), куда входят все страны - участницы Соглашения.

Согласно ст. 2(3) Локарнского соглашения, ведомства по охране промышленных образцов стран - участниц Локарнского союза должны включать в официальные документы о регистрации образцов и в официальные публикации сведений об образцах номера классов и подклассов по локарнской классификации, к которым принадлежат те или иные промышленные образцы.

Каждая страна может дополнить локарнскую классификацию, если считает это необходимым. В частности, данная классификация не предполагает каких-либо ограничений для стран Локарнского союза в отношении природы и объема охраны образцов в этих странах (ст. 2(1)).

Далее, ст. 2(2) Локарнского соглашения предусматривает, что каждая из стран Локарнского союза резервирует право на использование локарнской классификации как основной или вспомогательной системы, т.е. страны Союза могут принять эту классификацию как единственную для промышленных образцов либо сохранить существующую национальную и использовать локарнскую в качестве дополнительной, что также должно отражаться в официальных документах и публикациях, относящихся к заявке или регистрации промышленного образца.

Локарнская классификация состоит из трех частей:

1) перечня классов и подклассов (всего 31 класс и 211 подклассов);

2) алфавитного перечня товаров, изготовленных по промышленным образцам, который содержит примерно 6000 наименований товаров;

3)разъяснений.

Членство в Локарнском союзе позволяет странам принимать участие в периодических пересмотрах локарнской классификации и максимально адаптировать ее с учетом национальных интересов и технических возможностей.

Гаагское соглашение о депонировании промышленных образцов

В рамках Парижской конвенции промышленные образцы отдельно рассматриваются в ст. 54l"IU|U"'s и 5В. Первая относится к национальному режиму промышленных образцов, а вторая гласит, что «охрана промышленных образцов не может быть прекращена вследствие неиспользования или ввода объектов, сходных с охраняемыми объектами».

С целью упрощения процедуры получения одновременной охраны промышленных образцов в ряде стран в 1925 г. в Гааге было заключено специальное Соглашение о депонировании промышленных образцов. Это Соглашение затем было пересмотрено в Лондоне в 1934 г. и в Гааге в 1960 г. В 1961 г. Соглашение было дополнено Дополнительным актом, подписанным в Монако, а в 1967 г. Добавочным актом, подписанным в Стокгольме. Кроме того, в 1975 г. в Женеве был подписан Протокол к Гаагскому соглашению, а в 1979 г. был изменен Добавочный акт.

Суть Соглашения состоит в том, что заявитель или его патентный поверенный может испрашивать в государствах - участниках Соглашения правовую охрану промышленного образца, подав лишь одну заявку в МБ ВОИС. При этом в соответствии со ст. 4 заявка на международное депонирование может подаваться либо непосредственно в МБ ВОИС, либо через национальную Администрацию государства - участника Соглашения. Заявка на международное депонирование содержит заявление, фотографии или рисунки, документ, подтверждающий уплату пошлин. Кроме того, заявка может содержать краткое описание отличительных признаков образца, заявления об отсрочке публикации, как это предусмотрено в ст. 6. МБ ВОИС ведет Международный реестр промышленных образцов и производит регистрацию международных заявок на депонирование.

Датой подачи заявки на международное депонирование считается дата получения МБ ВОИС правильно оформленной заявки и документов, подтверждающих уплату пошлин. Если какое-либо из этих требований не соблюдено, то датой подачи будет считаться та, на которую будет получен последний из требуемых документов. По выполнению указанных процедур МБ ВОИС производит регистрацию международной заявки и осуществляет публикацию о депонировании в периодическом бюллетене «International Designs Bulletin/Bulletin des dessins et modeles internationaux», который выходит ежемесячно. В этом бюллетене по каждому депонированию производится публикация промышленного образца в черно-белом, цветном (по просьбе заявителя) или графическом изображении.

Особенностью Соглашения является то, что в соответствии со ст. 6 публикация в бюллетене по требованию заявителя может быть отложена на срок, указанный им. Однако этот срок не может превышать 12 месяцев начиная с даты международного депонирования. В случае испрашивания приоритета началом отсчета этого срока считается дата приоритета.

В соответствии со ст. 7 любая заявка на депонирование, зарегистрированная в МБ ВОИС, имеет в каждом из договаривающихся государств, указанных заявителем в его заявке, то же действие, как если бы все формальности, предусмотренные национальным законом для получения охраны, были выполнены заявителем и как если бы все административные акты, предусмотренные для этой цели, были выполнены Администрацией этого государства.

Однако международная регистрация не во всех случаях означает начало автоматической охраны промышленных образцов в государствах, указанных заявителем. В соответствии со ст. 8 Администрация договаривающегося государства, законодательство которого предусматривает проведение экспертизы промобразцов по существу, имеет право отклонить заявку. В этом случае названная Администрация должна сообщить об отклонении заявки в МБ ВОИС в шестимесячный срок, исчисляемый с даты, когда национальная Администрация получила номер периодического бюллетеня, в котором произведена публикация о международном депонировании. Если в шестимесячный срок не будет сообщено об отклонении заявки, международное депонирование вступает в силу. Заявитель имеет право обжаловать решение об отклонении регистрации. Международное депонирование может продлеваться через каждые 5 лет, причем срок действия охраны не может составлять менее 5 или 10 лет в случае его продления. Вместе с тем любое договаривающееся государство может ограничить в своем национальном законодательстве срок действия охраны промышленных образцов, являющихся объектами международного депонирования, 5 или 10 годами.

В рамках соглашения заявитель обязан уплачивать пошлины МБ ВОИС и пошлины для договаривающихся государств, указанных в заявке. Ежегодно МБ ВОИС распределяет часть суммы полученных пошлин между государствами - участниками Соглашения.

Участие государства в Гаагском соглашении упрощает для заявителей процедуру получения охраны промышленного образца в нескольких странах, поскольку достаточно подавать всего одну заявку на одном языке в МБ ВОИС. Одновременно достигается экономия от сокращения затрат на выплату гонораров патентным поверенным. Упрощена процедура (по сравнению с традиционной) перерегистрации полезных моделей. Поскольку охрана промышленных образцов тесно связана с импортом товаров, Гаагское соглашение содействует развитию торгово-экономических связен между странами. С каждым годом число международных депонирований растет. Если в 1980 г. число международных депонирований составляло 2392, то в 1993 г. их было уже 5117. На конец 1993 г. в Международном реестре числилось около 23 000 регистрации. Среднее число стран, охватываемых каждым депонированием, - 10.

По состоянию на 1994 г. в Гаагском соглашении участвуют следующие 24 государства: Бельгия, Бенин, Кот-д'Ивуар, КНДР, Египет, Франция, Германия, Ватикан, Венгрия, Индонезия, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Марокко, Нидерланды, Молдавия, Румыния, Сенегал, Испания, Суринам, Швейцария, Тунис, Югославия. В настоящее время изучается возможность присоединения Российской Федерации к Гаагскому соглашению.


Наши рекомендации