Понятие и задачи распределительной логистики
Распределение в логистике – эта фаза процесса воспроизводства. Материальные блага сначала производятся, затем распределяются, то есть выделяется доля каждого производителя в созданных благах. При этом распределяется право собственности на производственный продукт, а не сам продукт.
В логистике под распределением понимается вещественное содержание этого процесса. Главным предметом изучения в распределительной логистике является процесс физического распределения запасов материалов или изделий.
Распределительная логистика представляет собой науку о планировании, контроле, управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя.
Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных
процессов сбыта и продажи заключается в следующем:
-подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга,
-системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок,
-системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.
Объектом изучения распределительной логистики является материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю.
Процесс розничной торговли в логистике, как правило, не рассматривается. Его эффективность зависит от факторов, лежащих за пределами логистики. Рациональная организация товарных потоков в розничной торговле, конечно, имеет важное значение, но для этого необходимы знания в области организации торговли, психологии покупателей.
Таким образам, объектом распределительной логистики в торговле является материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю, предметом изучения – рационализация процесса физического продвижения товаров к потребителю.
Роль распределения товарного потока как важнейшей функции хозяйственной деятельности оптового торгового предприятия определилась сравнительно недавно. В 50-60 годы распределительные системы развивались в значительной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, количества и места расположения складов, закупки товаров, их подготовки к продаже, упаковке, транспортировке решались в слабой взаимосвязи друг с другом. Отдельные подфункции, определяющие суть распределения, рассматривались как самостоятельные функции управления. В конце 60-х начале 70 годов получил развитие интегрированный подход к пониманию функции распределения.
В торговле примером интеграции различных подфункций распределения может служить развитие специальных структур, например, распределительных складов, с которых осуществляется снабжение магазинов. В отечественной практике организация централизованной доставки товаров в магазины осуществляется экспедиторскими службами оптовых предприятий.
Состав задач распределительной логистики следует \ рассматриваться на макро- и микроуровнях.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:
1. Выбор схемы распределения товарного потока.
2. Определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории.
3. Определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории.
На микроуровне (на уровне предприятия) распределительная логистика ставит и решает следующие задачи:
1. Планирование процесса реализации.
2. Организация получения и обработки заказа.
3. Выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций предшествующих отгрузке.
4. Организация отгрузки товаров.
5. Организация доставки и контроля за процессом транспортировки.
6. Организация послереализационного обслуживания.
2.4.2. Выбор схемы распределения товарного потока. Определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории
Рассмотрим каналы распределения, по которым товары от производителя могут попасть к потребителю (рис.13).
|
| |||
| |||
1 6
2
3 7
| |||
| |||
4 5
Транзитный поток 9
Рис.13.Структурная схема каналов распределения товаров
На рис.13 представлены возможные варианты организации распределения товаров потребителям (оптовым или розничным предприятиям). Возможно организовать поставку товаров А и Б потребителю напрямую от производителей, транзитом минуя посредников (маршруты 8,9). Этот вариант целесообразен для крупных оптовых или розничных предприятий, т.к. закупка одного товара будет осуществляться большими партиями и необходимы большие площади для хранения этих товаров.
Далее возможны варианты с использованием распределительных центров. Так, товар А может попасть к потребителю следующими маршрутами 1-6, 4-5, 1-7-5. Маршрут 1-6 также целесообразен для крупных оптовых или розничных предприятий, т.к. распределительный центр №1 расположен в месте размещения производства и закупает и продает большие партии однотипного товара. Распределительный центр №2 находится в месте размещения потребления и поэтому является более удобным партнером, но по маршруту 1-7-5 увеличиваются расходы на доставку из-за роста звеньев распределения. Таким образом, канал 2-5 при возможности закупки и партий других товаров (маршрут 4-5) является наиболее целесообразным для средних и небольших оптовых, розничных предприятий.
Необходимым условием возможности выбора оптимального канала распределения является наличие на рынке большого числа посредников. Складская сеть, через которую осуществляется распределение товаров народного потребления, является важнейшим элементом логистической системы оптовой и розничной торговли. Количество складов в системе распределения оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, и поэтому на конечную стоимость реализуемого товара.
Рассмотрим несколько вариантов организации системы распределения товарного потока на определенной территории, где имеется большое количество потребителей определенных товаров. Для оптового или розничного предприятия могут рассматриваться различные варианты организации распределения: с помощью одного, двух или большего количества складов, например, четырех.
В первом случае транспортные расходы по доставке товаров потребителям значительно превысят экономический выигрыш, полученный от сокращения расходов по доставке товаров на склад. Поэтому предпочтительней могут быть второй и третий варианты, согласно которым район будет обслуживаться двумя или более складами.
Очевидно, при увеличении количества складов увеличиваются издержки на доставку товаров на склад, эксплутационные расходы и ряд других при уменьшении транспортных расходов по доставке товаров потребителям.
Поэтому решение задачи по поиску оптимального количества складов является важным. При графическом методе решения данной задачи рассматривается зависимость ряда издержек от количества складов. В качестве зависимых переменных могут рассматриваться следующие виды издержек:
1.Затраты на хранение запасов.
2.Эксплутационные затраты.
3.Затраты по доставке товаров на склад.
4.Затраты по управлению системой.
5.Затраты по доставке товаров потребителю.
После оценки характера зависимости каждого вида издержек отколичества складов определяются совокупные затраты на функционирование системы распределения. Для этого складываются по каждому количеству складов значения издержек и строится график зависимости. Абсцисса минимума кривой совокупных затрат определяет оптимальное значение количества складов в системе распределения.