Недостатки функционального подхода к управлению деятельности компании
Функциональная структура управления сменила линейную структуру управления в экономике еще в конце Х1Х века. За прошедшее время она выдержала натиск дивизионной, линейно- штабной, матричной и других структур управления. Но, видно, этой структуре уже не справиться с мощным напором процессно-ориентированных систем управления. Так последняя версия стандартов ИСО 9000:2000 также не видит альтернативы процессному подходу.
Сама работа стала настолько сложной, что каждый рабочий, чтобы повысить производительность труда, был вынужден специализироваться на выполнение каких-то отдельных операций. Стало логично организовывать отделы, состоящие из работников родственных специальностей. Такие отделы стали называть функциональными, а сама структура управления – функциональной (или линейно-функциональной).
Такая система давала определенные преимущества:
- сотрудники получили возможность специализироваться в избранной ими профессии и, таким образом, выработать профессиональные навыки высочайшего уровня,
- вследствие централизации разных функций затраты организации снизились,
- труд стал более безопасным, так как каждый теперь знал свое рабочее место, а также ту работу, которую он должен выполнять,
- стало легче формировать организационную структуру компании и т. д.
Со временем увеличение специализации привело к обособлению функциональных подразделений и ограничению межфункциональных связей. Каждое функциональное подразделение стало оптимизировать деятельность в области своей ответственности, что, в конечном счете, сказалось в подмене стратегической цели компании целевыми функциями подразделений и стало тормозить их развитие.
Недостатки функционального подхода привели, по мнению автора, к переориентации компаний с функционального управления на процессный подход к управлению организации. А вот и аргументы этого решения:
- создание ценности по отношению к конечной продукции сосредоточено в процессах,
- определение границ процесса, а также поставщиков и потребителей, позволит обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить,
- при управлении целостным процессом, который проходит сквозь множество отделов, снижается риск субоптимизации,
- при назначении владельцев процесса удастся избежать распределения ответственности по фрагментам, что часто бывает на специализированных предприятиях и т. д.
В работе [Голосков] функциональная структура управления также оказывается неэффективной по следующим причинам:
- функционально-ориентированная организация не стимулирует заинтересованность работающих в конечном результате, поскольку плоды их деятельности оторваны от результатов работы предприятия в целом. Они не ориентированы на целевые задачи предприятия, так как их видение происходящего чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают. Монопольное положение каждой службы внутри предприятия приводит к тому, что работники этих служб считают себя незаменимыми в организации, из-за чего возникает неоправданная и часто разрушительная конкуренция между функциональными отделами и службами предприятия,
- при функциональном подходе главным потребителем результатов труда работников является их вышестоящий начальник. Это означает, что каждый сознательно или подсознательно старается угодить начальнику, а не коллеге из соседнего подразделения, и тем более клиенту,
- большая часть реальных рабочих процессов предприятия включает множество функций, т. е. выходит за рамки отдельных подразделений. Однако в функционально-ориентированном предприятии чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями,
- иерархическая функциональная структура неизбежно обладает еще одним пороком – искажение информационной энтропии. Управленческая информация передается с помощью естественного языка, который обладает информационной избыточностью. Информационная избыточность служит причиной искажения сути сообщения и т.д.
Выделим и обобщим отмеченные недостатки функционального подхода:
- обособленность функциональных подразделений друг от друга, приводящая к монополизации решений,
- возрастающая конкуренция функциональных подразделений внутри организации вместо сотрудничества,
- высокая специализация работников по узкому кругу производственных вопросов, не позволяющая им видеть всю проблему в целом,
- подмена целевых ориентиров организации на функциональные целевые ориентиры, приводящая к оптимизации функциональных решений вместо оптимизации результатов деятельности предприятия,
- критерием результативности функционального подразделения является мнение его начальника, а не результаты делового процесса,
- увеличение информационной энтропии с усложнением иерархии руководства,
- отсутствие ориентации на внешнего потребителя,
- неэффективность информационной поддержки процессов жизненного цикла и др.