Обоснование функционального подхода в 1930 —1940-е годы

На становление функционального подхода повлияла не только идеология психоанализа, идеи О. Ранка, но и развитие практики социальной работы со случаем.

В социальной истории клиента начинали все более выделять психологические аспекты социального поведения. Группа практиков, работающих в агентствах, определила развитие различных ее полей — от школьного до медицинского. Подходы, которые начинают складываться в конце 1920-х гг., отражали концепции интервенции, вмешательства, построенные не на моделях лечения, а на моделях помощи клиенту, приспособления его к общепринятым стандартам жизнедеятельности. Важнейшими в концепции интервенции были следующие процессы:

использование ресурсов;

использование в работе с клиентом феномена «самопонимания»;

помощь клиенту в разработке программы социальной самопомощи [18. - С. 27-29].

В 1930 г. В.Робинсон издает книгу «Психология изменения в социальной индивидуальной работе», она становится важнейшим этапом в практике социальной работы.

В центре внимания клиент и его ситуация. Важным моментом является определение жизненных ценностей клиента, его индивидуальный опыт, поведение и отношения с окружающими. Клиент в процессе взаимодействия с социальным работником выбирает из своего прошлого только то, что сам считает важным и необходимым для прояснения ситуации. Исходя из понимания, что клиент лучше знает самого себя, оценка и диагноз имеют в процессе взаимодействия социального работника и клиента не доминирующее значение, как это наблюдалось в концепциях лечения. Большое внимание уделяется отношениям, которые устанавливаются между социальным работником и клиентом, где они — равноправные партнеры. Процесс взаимодействия становится более важным компонентом в данном подходе, чем диагноз и ведущая роль терапевта [1; 18].

В 40-е гг., с практикой Дж.Тафт, функциональный подход получает свое дальнейшее развитие. В связи с тем, что в указанный период возникает интерес к таким понятиям, как структура и процесс, Дж. Тафт обосновывает научную базу функционального подхода. Отталкиваясь от таких базовых потребностей индивида, как зависимость/независимость клиента, автор предлагает выстраивать процесс помощи, исходя из данных доминант. Необходимо, с ее точки зрения, выстраивать такие отношения, которые бы позволили клиенту в полной мере раскрыться и осознать свое индивидуальное Я [1; 19].

Развитие функционального подхода в 1960—1970-е годы

После длительных дискуссий о приоритетах диагностического и функционального методов в практике социальной работы, функциональный подход стали рассматривать как метод социального обслуживания агентствами клиентов, с которыми выстраивали определенные отношения в целях улучшения их индивидуального и социального благосостояния. Функция агентств состояла в том, чтобы осуществлять процесс индивидуальной работы, предоставив доступный сервис клиенту.

В функциональной индивидуальной работе используют пять базовых принципов:

вовлечение клиентов в диагностическую ситуацию с целью обнаружения ошибок в социальном функционировании;

осознание и использование временных периодов (начало, середина и конец работы);

использование функций агентства для предложений клиентам ролей в решении их проблем;

ясное понимание структуры, формы процесса социальной работы;

в процессе социальной работы используются различные связи, чтобы помочь клиенту [18. — С. 78 — 80].

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Несмотря на то что функциональный подход следует традициям психоанализа, имеется ряд отличий в подходах к индивидуальности, методах, структуре работы.

Наши рекомендации