Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (ОС и ИЛ)
Орган по сертификации -это официально признанная путем аккредитации на компетентность и независимость организация, которая имеет право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации.
Аккредитация– официальное признание того, что испытательная лаборатория (орган по сертификации) правомочна осуществлять конкретные испытания. Основные цели аккредитации:
- подтверждения компетентности ОС и ИЛ, выполняющих работы по подтверждению соответствия;
- обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности ОС и аккредитованных ИЛ;
- создания условий для признания результатов деятельности ОС и ИЛ.
Аккредитация ОС и ИЛ, выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов: добровольности; открытости и доступности правил аккредитации; компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию; недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий; обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия; недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.
Область аккредитации устанавливается в соответствии с номенклатурой сертифицируемой продукции и нормативными документами, применяемыми при сертификации. Если орган относится к системе обязательной сертификации, то аккредитацию организует Госстандарт РФ или другой федеральный орган управления.
Процедура аккредитации. Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа. Рекомендации по аккредитации Р 50.4.001-96 предусматривают пять этапов. Каждый этап состоит из стандартных процедур:
1.Этап подачи заявки:
1. запрос ИЛ или ЛС о возможности аккредитации в данном органе, о требованиях и правилах ее проведения;
2. предварительное обсуждение вопросов аккредитации между органом и заявителем после ознакомления с информационными материалами;
3. заявку на аккредитацию по специальной форме, где заявитель указывает область аккредитации (виды продукции и услуг, сертификация которых планируется, или виды испытаний), обязательства по проведению процедуры аккредитации и ее оплаты независимо от результата;
4. регистрацию заявки в органе по аккредитации;
5. анализ полноты данных заявки и приложений к ней;
6. заключение договора между органом по аккредитации и заявителем, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон.
2. Этап проведения экспертизы:
1. назначения экспертов для аккредитации по согласованию с заявителем;
2. распределения обязанностей при аккредитации между членами экспертной комиссии, которые проводит главный эксперт;
3. анализа заявочных документов экспертами по специальным вопросам в органе по аккредитации;
4. проведения экспертизы непосредственно в ИЛ или ОС по общим и специальным критериям;
5. составления отчета по экспертизе членами экспертной комиссии.
3. Этап решения по аккредитации:
1. проверку результатов экспертизы по отчету экспертной комиссии. Утверждение или отклонение решения экспертной комиссии проводит комиссия по аккредитации, в состав которой входят руководитель органа и члены секторных комитетов;
2. оформление аттестата аккредитации при положительном решении. Срок действия аттестата, в котором указывается область сертификации или испытаний, максимально составляет 5 лет;
3. занесение в реестр аккредитованных органов по сертификации или испытательных лабораторий.
4. Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредитации следит за выполнением требований аккредитации в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании договора. Внеплановые инспекционные проверки проводят по решению аккредитующего органа в случаях, поступления отрицательных сведений о деятельности органа по сертификации.
Как правило, при инспекционном контроле проверяются: соблюдение обязанностей и выполнение функций; своевременность актуализации фонда нормативных документов; квалификация штатных сотрудников, соблюдение правил приема и рассмотрение заявок и апелляций; правильность организации и проведения испытаний и др.
Повторная аккредитация проводится не реже, чем в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает аккредитующий орган по результатам инспекционного контроля.
Доаккредитация - это аккредитация в дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается аккредитованная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности.
Содержание и основные этапы инновационных процессов
Инновационный процесс (новшество, нововведение) – процесс создания и освоения выпуска новой продукции и технологии.
Инновация – новое техническое, технологическое, организационное или иное новое решение, планируемое предприятием к внедрению и использованию. По содержания инновации бывают: технические, организационные, социальные, информационные и экономические.
Технические инновации –разработка и внедрение в производство новых видов продукции с освоением новых технологических процессов. Результатом технических инноваций является конструкторско - технологическая документация, опытные образцы продукции, новое технологическое оборудование и оснастка.
Организационные инновации – внедрение новых методов планирования, управления и обеспечения производства (новые условия договоров, новые подходы к обеспечению производства).
Информационные инновации – разработка и внедрение новых информационных технологий в производство (базы данных, системы автоматизированного проектирования и управления и т.д.)
Социальные инновации– разработка и внедрение новых подходов к экологии производства, новых методов оплаты труда рабочих и улучшение условий на рабочих местах.
Экономические инновации – внедрение новых методов, взаиморасчётов между производственными подразделениями предприятия, а также поставщиками и потребителями продукции.
Для осуществления инноваций на предприятиях создаются соответствующие отделы и службы: конструкторский отдел, отдел главного технолога и т.д.
3 этапа инновационных процессов:
1. Создание инноваций – выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР), создание опытных образцов. Приобретается необходимое технологическое оборудование и оснастка. Данный этап требует значительных инвестиций.
2. Освоение инноваций – выпуск продукции небольшими партиями. Производство дооснощается технологическим оборудованием и оснасткой. Однако объем инвестиций значительно падает.
3. Эффективность инноваций – осуществляется массовый выпуск новой продукции. Существенно возрастает объем производства, предприятие начинает получать прибыль от выпуска новой продукции. Наиболее протяженный этап: от 3 до десятков лет.
Эти три этапа – жизненный цикл инноваций. Уместно будет привести жизненный цикл продукции
| |||
Этапы 1-3 ЖЦПсовпадают по содержанию с этапом I инновационного процесса, так как их задача -— выполнение всех работ по подготовке производства новой продукции. Длительность этих этапов, качество выполненных работ влияют на результативность инновационных процессов, конкурентоспособность продукции предприятия: сокращение продолжительности этапов 1—3 позволяет увеличить длительность этапа коммерциализации инноваций, получить больший объем прибыли.
При постановке новой продукции всегда надо стремиться к сокращению времени выполнения первых трех этапов ЖЦП. Для этого можно использовать следующие мероприятия:
Сокращение времени выполнения этапов 1—3 обеспечивается организационно-техническими мерами, среди которых:
• автоматизация процессов разработки конструкторско-технологической документации;
• объединение процессов разработки конструкторско-технологической документации и изготовления опытных образцов в единую интегрированную систему;
• комплексный анализ технологичности машиностроительной продукции на всех этапах ее разработки;
• унификация конструкторско-технологических решений, типизация технологических процессов;
• использование эффективных методов планирования и управления инновационными процессами, например методов сетевого планирования и управления (СПУ);
• кооперирование с отечественными и иностранными инженерно-исследовательскими организациями, фирмами;
• заключение лицензионных договоров на использование запатентованных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау.