Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий

Согласно определению, данному в ФЗ «О техническом регулировании», аккредитация - это «официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определен­ной области оценки соответствия».

Законом установлены следующие принципы аккредитации:

- добровольность;

- открытость и доступность правил аккредитации;

- компетентность и независимость органов, осуществляющих аккре­дитацию;

- недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

- обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

- недопустимость совмещения полномочий по аккредитации и подтверждению соответствия;

- недопустимость установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

В дополнение к перечисленным, закон "Об аккредитации в Российской Федерации в области оценки соответствия" устанавливает следующие принципы аккредитации:

- единой системы и правил аккредитации;

- независимости органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей.

Заявитель аккредитации и аккредитованная организация должны отвечать следующим общим критериям:

- обладать компетентностью, позволяющей объективно и достоверно проводить работы по оценке соответствия в заявленной или установленной области аккредитации;

- иметь необходимые для выполнения работ по оценке соответствия помещения, оборудование и иные материальные ресурсы, соответствующее установленным требованиям;

- иметь работников, соответствующих установленным квалификационным требованиям и требованиям по численности;

- иметь систему учета и документирования результатов оценки соответствия.

- иметь документально оформленную и соответствующую установленным требованиям систему управления.

Заявителем аккредитации может стать любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, филиал иностранного юридического лица или индивидуальный предприниматель, претендующие на аккредитацию.

Заявителем аккредитации также может быть аккредитованный орган по оценке соответствия, претендующий на расширение области аккредитации.

Заявитель аккредитации представляет в орган по аккредитации следующие документы и сведения:

1) заявление об аккредитации с указанием:

а) наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, данных документа, подтверждающего внесение сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица;

б) фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, и документа, подтверждающего внесение сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

в) конкретных видов работ по оценке соответствия, выполнение которых намерен осуществлять заявитель аккредитации (с указанием форм и объектов оценки соответствия);

2) копию документа:

а) о государственной регистрации юридического лица (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для юридического лица;

б) о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для индивидуального предпринимателя;

3) Документы, подтверждающие наличие системы управления у заявителя аккредитации;

4) Сведения о помещениях, технической оснащенности и квалификации работников заявителя аккредитации.

Кроме указанных документов может быть предусмотрено представление иных документов и сведений, необходимость наличия которых установлена соответствующими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, положениями технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций.

Все документы и сведения, представленные заявителем аккредитации в орган по аккредитации, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю аккредитации с отметкой о дате приема документов и сведений органом по аккредитации.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений заявитель аккредитации несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После приема заявления, документов и сведений, представленных заявителем аккредитации, орган по аккредитации обязан:

- проверить полноту и правильность оформления заявления и документов и сведений, представленных заявителем аккредитации;

- выставить заявителю аккредитации счет с указанием суммы и срока оплаты работ по аккредитации.

В целях подтверждения компетентности заявителя аккредитации выполнять работы по оценке соответствия орган по аккредитации проводит экспертизу представленных документов и сведений, а также проверку соответствия заявителя аккредитации установленным критериям, в том числе на местах выполнения работ по оценке соответствия.

Для проведения экспертизы и проверки соответствия заявителя аккредитации установленным критериям аккредитации, распоряжением (приказом) органа по аккредитации создается комиссия по аккредитации из состава экспертов по аккредитации, внесенных в соответствующий реестр экспертов по аккредитации.

Состав комиссии по аккредитации и сроки проведения проверки до их утверждения должны быть представлены органом по аккредитации заявителю аккредитации.

Комиссия по аккредитации проводит проверку соответствия заявителя аккредитации установленным критериям аккредитации, в соответствии с программой проверки, утвержденной органом по аккредитации. Программа проверки не менее чем за три рабочих дня до начала проведения проверки представляется заявителю аккредитации.

Продолжительность проверки заявителя аккредитации не должна превышать один месяц. Результаты экспертизы документов и сведений, представленных заявителем аккредитации, оформляются экспертным заключением. По результатам проверки заявителя аккредитации на соответствие установленным критериям комиссия по аккредитации составляет акт в двух экземплярах.

Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации заявителя аккредитации принимается органом по аккредитации по согласованию с советом органа по аккредитации на основании результатов экспертного заключения и акта проверки заявителя аккредитации.

Орган по аккредитации обязан в указанный срок уведомить заявителя аккредитации о принятии решения об аккредитации или об отказе в аккредитации.

Основанием отказа в аккредитации является:

- наличие в документах и сведениях, представленных заявителем аккредитации, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие заявителя аккредитации установленным критериям аккредитации.

Уведомление об аккредитации направляется (вручается) заявителю аккредитации в письменной форме и выдается аттестат аккредитации.

Уведомление об отказе в аккредитации направляется (вручается) заявителю аккредитации в письменной форме с указанием причин отказа, реквизитов экспертного заключения и акта проверки соответствия заявителя аккредитации установленным критериям аккредитации, если причиной отказа в аккредитации является его несоответствие установленным критериям аккредитации.

Заявитель аккредитации имеет право обжаловать решение органа по аккредитации об отказе в аккредитации или его бездействие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сертификация услуг

Сертификацию проводят аккредитованные органы по сертификации услуг в пределах их области аккредитации.

При сертификации проверяются характеристики услуг и используются методы проверок, позволяющие:

- провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке в соответствии с нормативными и техническими документами;

- полно и достоверно подтвердить соответствие услуги требованиям, направленным на обеспечение ее качества и безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, окружающей среды, установленным в нормативных документах, регламентирующих эту услугу.

Сертификация услуг включает:

- подачу заявки на сертификацию;

- рассмотрение и принятие решения по заявке;

- оценку соответствия услуг установленным требованиям;

- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;

- выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

- инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

Для проведения сертификации услуг заявитель (исполнитель услуги) направляет в аккредитованный орган по сертификации заявку на проведение работ по сертификации с приложением документов, необходимых для проведения ее экспертизы в части установления возможности проведения сертификации и принятия решения по заявке (данная информация может быть представлена в виде анкеты-вопросника). Форма заявки должна соответствовать правилам по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе».

При отсутствии у заявителя информации об аккредитованном органе заявка направляется в вышестоящий орган, для принятия решения о проведении сертификации.

При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них.

Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации.

По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке и сообщает заявителю в письменном виде о принятом решении с указанием:

- в случае положительного решения - наименования и кодов услуг, по которым будет проведена сертификация; нормативных документов, схемы сертификации;

- в случае отрицательного решения - причин отказа. Срок рассмотрения и принятия решения по заявке о проведении или отказе в проведении сертификации не должен превышать 15 дней (с момента регистрации заявки).

Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить одну из схем сертификации, предусмотренную Правилами.

Критерии и условия выбора схем учитывают особенности оказания конкретных видов услуг, требуемый уровень доказательности возможные затраты исполнителя услуг (заявителя) на проведение работ по сертификации.

В случае выявления в ходе экспертизы заявки несоответствия организационно-технических возможностей заявителя условиям применения и требованиям выбранной им схемы, орган по сертификации должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование нецелесообразности, проведения сертификации по данной схеме и предложить иную схему сертификации.

Процедуры оценки соответствия услуг проводятся в соответствии со схемами сертификации.

Наши рекомендации