Основные принципы тотального менеджмента качества (TQM)
Всеобщее управление качеством – это концепция, предусматривающая всестороннее и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Эффективность всеобщего управления качества зависит от трех ключевых условий:- руководитель возглавляет работу по непрерывному совершенствованию качества, - инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей, - орг. структуры создаются специально под систему всеобщего управления качества.
Всеобщее управление качеством – это технология руководства процессами повышения качества. TQM состоит из трех частей:
- коренная система – это методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля и могут использоваться повсеместно;
- система технического обеспечения – это приемы и программы, позволяющие обучать персонал владению этими средствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальными традициями и культурой.
- система непрерывного развития самих принципов и содержания TQM. Она еще более специфична. В ней отражаются экономические порядки в стране, действующее законодательство.
Таким образом, с начала 80-х годов сущность и понятие управления качеством в виде «тотального контроля качества (TQC)» стали постепенно изменяться к сущности и понятию «тотального менеджмента качества (TQM)».
С учетом изложенного выше выделим основные черты TQM :
1. интеграция усилий и участие работников всех иерархических уровней предприятия в задачах обеспечения качества продукции,
2. планирование и обеспечение качества на всех этапах жизненного цикла изделия,
3. постоянное повышение квалификации и переподготовка всех работников,
4. понимание того, что основой качества является качество труда,
5. структурирование деятельности, то есть разбивка ее на взаимосвязанные процессы,
6. рассматривание каждого последующего звена в технологической цепочке как потребителя,
7. осознание всеми работниками того, что целью процессов является выполнение требований потребителя,
8. закрепление пожеланий потребителя как меры качества,
9. постоянное улучшение всех без исключения процессов,
10. стремление к постоянному применению всеми работниками новых технологий и методов обеспечения качества,
11. инжиниринг качества, то есть организация разработки продукции на основе учета требований потребителей,
12. тщательный учет и анализ затрат на дефектную продукцию,
13. основной упор в работе - на предотвращение дефектов,
14. внедрение работы командой,
15. лидерство первых лиц в области качества,
16. сосредоточение усилий высшего руководства предприятия на создание стратегии предпринимательства и корпоративной культуры.
Не позволяют простого копирования системы менеджмента качества одного предприятия у другого!
Принципы TQM
Принцип 1. «Ориентация на потребителя. Организация зависит от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания». Система менеджмента качества (СМК) должна во всех своих процессах концентрировать внимание на требованиях заказчика. Примерами таких процессов являются анализ контрактов, проектирование новой продукции, корректирующие действия. СМК также предусматривает сбор и анализ рекламаций заказчика.
+ Рост прибыли производителей и их доля на рынке за счет гибкости и быстрой реакции на желание потребителей; повышение престижа орг.
Принцип 2. «Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации». Для любого направления деятельности в рамках СМК должно быть обеспечено такое руководство, которое гарантирует построение и осуществление внутренних и внешних процессов таким образом, чтобы получить наибольшую эффективность деятельности.
+ Определение целей и планирование; Выделение приоритетных целей и задач; Повышение ответ рук за результаты деятельности; Ориентация мотивация персонала на выполнение единых целей
Принцип 3. «Вовлечение работников.Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности». СМК должна гарантировать, что персонал, привлекаемый для выполнения работ, квалифицирован и способен осуществить деятельность, для которой предназначен.
+ Стремление персонала к участию в пост улучшении деят орг; Повышение ответ персонала за результат; Рост заинтересованности в успехе орг
Принцип 4. «Процессный подход.Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом». Новая модель процессов, направленная на осуществление работы в управляемых условиях, должна быть более легкой в применении по сравнению со старой, так как описывает деятельность предприятия в виде серии взаимосвязанных «входов» и «выходов», как это происходит в действительности.
+ Приоритет направление развития орг; Дост быстро спланировать и описать любую деят-ть; Прогнозировать рез деят-ти; Оценивать возм улучшения; Более эффективно исп ресурсы. снижать затарты на производство и сокращать время.
Принцип 5. «Системный подход к менеджменту. Выполнение, понимание и менеджмент системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, повышают результативность и эффективность организации». При разработке СМК это принцип означает, что предприятие стремится к объединению процессов создания продукции с процессами, позволяющими проверить соответствие продукции потребностям заказчика.
+ Устнаовление взаимосвязей м/д процессами и системой; Выявление процессов кот наилучшим образом приводят к достижению желаемых рез; Концентрирование усилий на наиболее важных процессах; Непрерывное улушение процесса посредством оценок и послед модернизации
Принцип 6. «Постоянное улучшение.Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель». Предприятие нацелено на эффективное удовлетворение будущих потребностей заказчика и достижение результатов деятельности посредством СМК.
+ Повышение конкурентоспособности; Быстро реагировать на появление прогрессивных разработок методов технологий; Повышать профессионализм персонала, обучая его методам и средствам пост улучшения.
Принцип 7. «Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации». Источниками информации служат результаты анализа итогов аудита, корректирующих действий, функционирования процессов, претензий заказчика, а также другие источники.
+ Возможность получать дост данные; Принятие решений осн на дост инф; Обеспечние доступности инф; Подготовка персонала способного анализировать факты
Принцип 8. «Взаимовыгодные отношения с поставщиками.Организация и ее поставщики взаимозависимы. Взаимовыгодные отношения между ними повышают способность обеих сторон создавать ценности». Этот принцип предполагает изменение стратегии организации в направлении сотрудничества и взаимовыгодных отношений с поставщиками.
+ Оптимизация ресурсов и затрат; Гибкость и быстрота совместных согласованных откликов на измен потреб рынка