Функционирования предприятия, качества
Продукции и работ
Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих степень ее пригодности удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Многообразие видов продукции, неодинаковое их значение и потребительские свойства требуют применения различных показателей качества:
1. Долговечность – срок службы изделия до первого капитального ремонта.
2. Надежность – время работы до первого отказа или среднее число отказов в единицу времени.
3. Коэффициент качества – сводная характеристика качества изделия, определяемая с учетом нескольких свойств изделия (Jк).
,
где Кi – относительный показатель качества; di – коэффициент весомости i-го параметра в системе показателей качества изделия.
.
Динамика качества продукции оценивается с помощью индекса качества профессора А.Я. Боярского (Jб) и индекса сортности продукции (Jc).
; ,
где iк – индивидуальные индексы качества ; рс - цена продукции по сортам; qc0,qc1 – количество продукции по сортам, соответственно в базисном и отчетном периодах; - средняя цена по сортам в базисном периоде .
Качество работы оценивается на основе показателей равномерности и ритмичности выпуска продукции.
Равномерность – выпуск продукции равными долями за одинаковые промежутки времени, оценивается через относительные величины удельного веса только для массового производства.
Ритмичность – выпуск и реализация продукции в точном соответствии с установленным планом-графиком. Показатели ритмичности определяются при серийном и единичном производствах с использованием показателей:
1) Коэффициент ритмичности (Кр)
,
где - фактически произведенная продукция в пределах не более планового задания за каждый отрезок времени изучаемого периода (смена, сутки) согласно графику заданий; - плановые задания.
2) Числа аритмичности: при перевыполнении плана рассчитывают положительные числа (+η), при невыполнении плана – отрицательные числа (-η).
; .
3) Индекс Новожилова (Jн) показывает степень ритмичности с учетом перевыполнения плана.
,
где .
Важнейшим обобщающим показателем деятельности предприятия, отражающим эффективность производства, является себестоимость продукции.
Под себестоимостью продукции понимаются совокупные затраты предприятий и организаций в денежной форме, связанные с ее производством и реализацией.
Себестоимость продукции выполняет важную учетную функцию, регулируя систему налогообложения в РФ.
Действующим нормативным документом предусмотрено два варианта учета затрат для предприятий.
По первому, традиционному, или калькуляционному, затраты подразделяются на прямые и косвенные (накладные). При этом накладные затраты при калькулировании полной себестоимости продукции распределяются между объектами калькулирования пропорционально той или иной базе.
При втором варианте все затраты подразделяются на производственные (как прямые, так и косвенные), обусловленные процессом производства, и периодические, связанные с длительностью отчетного периода. В расчет себестоимости отдельных видов продукции берутся только производственные затраты, а периодическая списывается в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции. В результате калькулируется неполная ограниченная себестоимость по объектам калькулирования (Direct Costing Sistem).
Статистический анализ себестоимости включает:
1) Анализ затрат на производство продукции ( ) на основе агрегатных индексов: затрат производства ( ); себестоимость отдельных изделий (Jz) ; физического объема продукции (Jq).
; ; .
2) Анализ динамики средней себестоимости сравнимой продукции на основе индексов переменного состава (Jп.с.); фиксированного состава (Jф.с.) и структурных сдвигов (Jc.c.).
,
,
где dq1, dq0 – структура сравнимой продукции.
Обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на один рубль продукции, который может быть представлен формулой:
.
Величина этого показателя зависит от изменения:
а) себестоимости отдельных изделий (z); б) ассортимента (структуры) выпускаемой продукции (q); в) цен на продукцию (p).
Последовательность анализа затрат на 1 рубль продукции представлена на рис. 2.6.
Прибыль (П) и рентабельность выполняют роль обобщающих показателей эффективности функционирования предприятия.
Валовая прибыль – общая величина прибыли, полученная в результате всех видов экономической деятельности. Валовая прибыль включает в себя:
прибыль от реализации, определяемую как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и ее себестоимостью ( );
Рис. 2.6. Схема анализа затрат на 1 рубль продукции
прибыль от прочей реализации – прибыль от реализации основных фондов и иного имущества (определяется как разница между продажной ценой и остаточной стоимостью, увеличенной на индекс дефлятор);
внереализационная прибыль включает доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, и т.п.
Валовая прибыль является налогооблагаемой базой. За вычетом предусмотренных налогов и других платежей в бюджет остается чистая прибыль, поступающая в распоряжение предприятия.
На величину прибыли от реализации продукции оказывают влияние четыре фактора: цены, по которым реализуется продукция; себестоимость изделий; объем реализованных изделий (т.е. их количество) и ассортимент реализованной продукции.
При определении влияния указанных факторов используются формулы:
а) влияние цен на изменение прибыли от реализации ( ):
;
б) влиянии себестоимости отдельных изделий ( ):
;
в) влияние объема выпуска продукции ( ):
,
где - индекс объема производства ;
г) совместное влияние объема производства и ассортимента продукции ( ):
;
д) влияние ассортимента ( ):
;
е) общее изменение прибыли от реализации продукции ( ):
.
Рентабельность является относительной характеристикой прибыли (норма прибыли), используется для оценки эффективности потребляемых ресурсов.
Существует несколько направлений определения показателей рентабельности:
,
,
,
,
где - средняя годовая стоимость основных фондов; - средние остатки оборотных средств.
Любой показатель рентабельности, будучи относительной величиной, испытывает воздействие обоих ее элементов (и числителя – прямая связь, и знаменателя - обратная). Оценка раздельного влияния каждого элемента осуществляется по общей методике.
Показатели рентабельности могут быть увязаны с помощью мультипликативных индексных моделей, что позволяет проводить факторный индексный анализ рентабельности.
Чаще всего статистическому анализу подвергается общая рентабельность (рентабельность производства).
,
где - коэффициент изменения балансовой прибыли (определяется отношением балансовой прибыли и прибыли от реализации продукции); - рентабельность реализованной продукции (РП); - число оборотов оборотных средств (коэффициент оборачиваемости); - доля оборотного капитала в общей стоимости производственного капитала.
Факторный анализ общей рентабельности проводится по схеме:
1) влияние изменения коэффициента балансовой прибыли ( ):
;
2) влияние изменения рентабельности реализованной продукции ( ):
;
3) влияние изменения коэффициента оборачиваемости ( ):
;
4) влияние изменения доли оборотного капитала в общей стоимости производственного капитала ( ):
;
5) общее изменение рентабельности производства ( ):
.