Земельные (аграрные) отношения и формы сельскохозяйственного производства
Содержанием аграрных отношений является собственность на землю, определяющая формы (типы) сельскохозяйственных предприятий.
Земельные (аграрные) отношения представляют собой сложный механизм реализации собственности на землю через отношения землевладения и землепользования.
Землевладение означает признание права собственности на землю на исторически сложившихся основаниях.
Землепользование предполагает, что земля передается в пользование за плату (или без таковой) в соответствии с государственными законами и другими правовыми актами.
Характерными чертами земельных отношений, где господствует частная собственность (капиталистический способ производства) являются:
- монополия частной собственности на землю и капиталистическая аренда земли (с последней связана монополия на землю как на объект хозяйства);
- купля - продажа земли.
Земельные отношения в нашей стране (бывшем СССР) после Октябрьской социалистической революции 1917 г. формировались на основе национализации земли, то есть перехода ее в общенародную собственность, которой распоряжалось (и распоряжается) государство. Следовательно, субъектами земельных отношений стали государство и различные землепользователи.
Традиционными землепользователями стали колхозы, совхозы и личные подсобные хозяйства, которые не утратили свое значение и в настоящее время, хотя их форма несколько изменилась.
Колхозы получали землю в бесплатное и бессрочное пользование, вели хозяйство с использованием средств производства, принадлежащих коллективу работников. Колхозники получали землю для ведения приусадебного хозяйства, платили сельскохозяйственный налог (в натуральной и денежной форме), а колхозы реализовали продукцию в предусмотренных плановых объемах по установленным закупочным ценам.
В процессе постсоциалистических реформ была проведена перерегистрация имущества колхозов с оформлением имущественных и земельных паев членам колхозов с правом выхода из него для создания частных крестьянских хозяйств (часть колхозов сохранила при этом свою прежнюю форму). В 1992 г. при реорганизации колхозов на основе объединения земельных и имущественных паев бывших колхозников были образованы коллективно-долевые кооперативные предприятия (товарищества), при выходе из которых пай продается другим работникам кооператива или самому кооперативу.
Совхозы создавались как государственные сельскохозяйственные предприятия, некоторые из них сохранили этот статус, но значительная часть преобразована в акционерные предприятия.
Личные подсобные хозяйства рабочих и служащих малых городов, рабочих поселков и в сельской местности, а также садово-огородные товарищества городского населения носят подсобный характер, являются дополнительным источником самообеспечения семей картофелем, овощами, ягодами и т.д.
В последние годы в ходе реформирования образуются частные крестьянские и фермерские хозяйства:
- крестьянское хозяйство основано на земле и другом имуществе, полученных в виде пая при выходе из колхоза;
- фермерское хозяйство - на частной собственности на средства производства и долгосрочной аренде государственной земли с правом ее передачи по наследству.
Субъектами земельных (аграрных) отношений были и промышленные предприятия (ранее распространенные, а в 1995 г. их число составляло около 400[9]), использовавшие земли для производства сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи и т.п.).
Значительное место в системе аграрных отношений занимали крупные животноводческие комплексы по производству молока, мяса, пушнины (свинокомплексы, зверосовхозы и т.д.).
В известной степени используют землю специализированные научно-производственные объединения, сельскохозяйственные опытные станции и учебные заведения для исследовательских и учебных целей.
Спецификой сельского хозяйства является то, что наиболее эффективными могут быть небольшие по земельной площади, но высоко интенсивные хозяйства по размерам дохода, следовательно, и по количеству продукции, получаемой с единицы площади.
Чтобы преодолеть отставание сельского хозяйства и решить продовольственную проблему, необходимо государственное вмешательство в процесс воспроизводства в сельском хозяйстве.
В развитых странах государственное регулирование воспроизводства в сельском хозяйстве включает: стимулирование индустриализации, установление цен на некоторые виды продукции, финансирование государством увеличение или ограничение производства, создание стратегических резервов сельскохозяйственной продукции и т.д. Эти меры проводятся в интересах повышения эффективности производства и решения продовольственной проблемы.
В нашей стране нет пока обоснованной государственной аграрной политики, что обостряет продовольственное положение в стране, возникает необходимость закупки продовольствия на мировом рынке. В переходный период к рыночной экономике государство должно разработать жесткую систему экономических мер, регулирующих условия землепользования и землевладения и обеспечивающих сохранность и рост агро-экономического потенциала земельных ресурсов, а также научно обоснованных размеров земельного налога и арендной платы.
Экономическая безопасность страны (здесь имеется в виду прежде всего обеспечение населения товарами легкой промышленности и продовольствием) зависит от развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, образующих агропромышленный комплекс (АПК), который должен иметь соответствующую структуру и выполнять конкретные функции (вопрос о АПК не рассматривается из-за ограниченности объема учебного пособия). Поэтому лишь коротко дадим его характеристику. Прежде всего, это касается структуры АПК, отражающей совокупность экономических отношений между отраслями, входящими в его состав. Отраслевая структура АПК включает в себя четыре основные сферы:
1). Отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для легкой и пищевой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, микробиологическая промышленность, капитальное строительство в АПК).
2). Собственно сельское хозяйство (аграрное производство со всей его спецификой).
3). Отрасли, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции, хранение, транспортировку и реализацию.
4). производственная и социальная инфраструктура, обеспечивающие обслуживание непосредственно самого процесса производства во всех отраслях АПК (связь, дорожно-транспортное хозяйство, производственно-техническое обслуживание) и обеспечивающие общие условия жизнедеятельности людей (жилье, культурно-бытовое обслуживание).
Таким образом, основой АПК является агропромышленная интеграция, в рамках которой аграрный сектор выступает как подсистема рыночной экономики.
АПК призван выполнять ряд социально-экономических функций:
- сохранять экологическое равновесие в природохозяйственной среде;
- последовательно улучшать условия труда, быта и образа жизни работников (особенно занятых непосредственно в сельском хозяйстве);
- снижать трудоемкость сельскохозяйственного производства;
- снижать потери и повышать качество сельскохозяйственной продукции;
- объединить экономические интересы отраслей и сфер АПК с ориентацией на конечный результат и получаемый доход (последний должен гарантироваться договорными обязательствами и обеспечивать достаточную рентабельность всем участникам в производстве товаров и оказании услуг).