Понятие и типы экономической системы. Краткая характеристика основных типов экономической системы

Понятие и типы экономической системы. Краткая характеристика основных типов экономической системы

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

1социально-экономические отношения;

2организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

3хозяйственный механизм;

4система стимулов и мотиваций участников;

5экономические связи между предприятиями и организациями.

Типы экономических систем
   
Традиционная     Командная
   
Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие ново­введений     Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства
     
Рыночная     Смешанная
 
Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания Преобладание частной собствен­ности Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства   Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и госу-дарственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ
Функции государства в смешанной экономике
                     
Перераспреде­ление доходов с помощью налоговой системы и фон­дов централизо­ванных средств   Поддерж­ка пред­приятий государ­ственного сектора экономики   Финансирова­ние сферы обра­зования, куль­туры, науки, обеспечение общественного порядка   Влияние на перерас­пределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения без­работицы и спадов производства

Переходные (постсоциалистические) экономики

Особенность стран с переходной экономикой заключается в том, что в ней сочетаются формы организации производства, присущие командной экономике, и формы организации производства, которые в большей или меньшей степени соответствуют рыночной экономике.

Задачи, стоящие перед постсоциалистическими государствами с переходной экономикой
       
Формирование частного сектора экономики; создание условий для свободного предпринимательства     Реформирование государственного сектора, аренда или приватизация государственного имущества
       
       
Способствование экономической обособленности товаропроизво­дителей на основе частной и сме­шанной форм собственности     Формирование рыночной инфра­структуры, призванной способ­ствовать эффективной организа­ции производства
       
       
Реформирование системы ценообразования на основе рыночных механизмов

Приватизация — процесс перехода государственных предприятий в частную форму собственности.

Приватизационный сертификат — ценная бумага, свидетельствующая о праве ее собственника на владение частью государственной собственно­сти, а также на участие в приватизации этой собственности.

Формы приватизации
         
Аукционная продажа имущества   Бесплатная передача каждо­му гражданину его доли в го­сударственном имуществе посредством выдачи привати­зационных сертификатов
Средние и малые предприятия сферы услуг Крупные предприятия на конкурсной основе    

Конец формы

Блага и их классификация

Благо - это предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

В экономической литературе есть и другие определения блага. А.Маршалл, например, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами.

Классификация благ отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.

1. С точки зрения ограниченности благ по отношению к потребностям блага делятся на экономические и неэкономические.

Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе "свободно", в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

2. С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время. Материальные блага включают:

- естественные дары природы (земля, воздух, климат);

- продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д. Нематериальные блага включают:

- внутренние блага - даны человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.);

- внешние блага - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи и т.д.).

3. В зависимости от длительности использования, блага делятся на долговременные и недолговременные.

Долговременные блага предполагают многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, оборудование и т.д.), недолговременные - исчезают в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, топливо, сырье и т.д.)

4. С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства.

Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям.

Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

5. В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага неделимы и принадлежат обществу, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.

6. Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага (субституты) - удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (мясо и рыба, масло и маргарин, чай и кофе, хозяйственное мыло и стиральный порошок и т.д.).

Взаимодополняемые блага (комплементы) - дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль и бензин, стол и стул, ручка и бумага).

7. Экономические блага делятся на нормальные и низшие.

К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).

Благом также является услуга. Услуга – это целесообразная деятельность человека, результатом которой является полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но она представляет собой полезный эффект деятельности, живого труда, услугу нельзя накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства.

Стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, а также зависит от их редкости, интенсивности их потребления, количества благ. При этом предполагают, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей.

Амортизация?

Амортизация — перенесение по частям стоимости ОФ на производимый продукт или услугу.

В мировой практике используются различные подходы к начислению износа (сумм амортизационных списаний, начислений) и определению остаточной балансовой стоимости.

В качестве базы, с которой связывается износ оборудования, чаще всего принимают предполагаемое время эксплуатации оборудования (полезный срок его жизни), реже — ожидаемый объем работы.

По степени равномерности списания стоимости оборудования различают равномерную (линейную) и неравномерную (нелинейную) амортизацию. Последняя может быть реализована различными способами. Например, суммы списания могут изменяться согласно некоторому принципу или по специальному график.

Важным с экономической точки зрения при определении амортизационных сумм является учет принципа неравноценности денег во времени. Некоторые методы исходят из этого принципа, другие не учитывают его, таким образом, существуют методы, предусматривающие начисление процентов на амортизационные суммы и не предусматривающие его.

Естественно, что разные методы определения сумм амортизации приводят к различным результатам. Отсюда очевидна некоторая условность получаемых результатов. Вместе с тем возможность выбора метода, если таковая имеется, создает определенную гибкость, позволяет учитывать особенности производственных условий.

К оборотным фондам относятся предметы труда — металл, руда, шерсть, топливо и т. д. Оборотные средства необходимы для производства готовой продукции.

Основные фонды участвуют в производстве в течение многих лет и переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию по частям. Например, ткацкий станок служит много лет и за это время с его помощью можно соткать миллионы метров ткани. В стоимость каждого метра включается приходящаяся на его долю часть стоимости станка. Восстановление изнашивающихся основных фондов осуществляется за счет амортизационных отчислений (амортизация — возмещение износа основных фондов, постепенное перенесение их стоимости на единицу продукции).

Оборотные фонды в каждом производственном, процессе (цикле производства) расходуются целиком; поэтому вся их стоимость полностью включается в затраты на изготовление готовой продукции. Например, в стоимость одного метра ткани будет полностью включена стоимость израсходованной на его изготовление пряжи.

Рыночное равновесие.

Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.

Часть экономического пространства, в которой находятся интересы продавцов и покупателей, называется экономической областью. В привычной жизни купля-продажа товаров может проходить совершенно по разным ценам, ограниченным верхним пределом цены спроса и нижним пределом цены предложения. Цена такой реальной сделки обуславливается рядом факторов: соотношением сил (монополия или монопсония); нерациональностью поведения из-за отсутствия опыта или плохой информированности участников сделок.

На этом экономическом пространстве существует устойчивая точка (или рыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке.

Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке - равновесным предложением.

Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.

Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.

На микроуровне выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие.

Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения.

Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг.

Рыночное равновесие считается устойчивым в том случае, когда отклонение от него влечет одновременное возвращение к первоначальному состоянию. В ином случае равновесие является неустойчивым.

Мгновенное равновесие характеризует ситуацию, когда предложение на рынке не меняется.

На состояние рынка оказывает прямое влияние проводимая государством налоговая политика. Влияние налогов на рыночное равновесие сводится к действию следующего механизма.

Налоги регулируют доходы социальных слоев населения. Дополнительные поступления влияют на покупательную способность сектора негосударственной экономики. При этом повышение налогов приводит к снижению доходов предприятий и домашних хозяйств и их возможностей потребления и сбережений. Снижение ставок налогов положительно влияет на доход домашних хозяйств и предприятий, что приводит к стимулированию спроса.

Налоги представляют собой издержки, которые приводят к увеличению цен на товары, они перекладываются на производителей, а затем и на потребителей.

Не важно, платит налог продавец или покупатель, в любом случае это влияет на состояние кривых спроса и предложения. Если платит покупатель, падает спрос; если продавец – снижается предложение.

Доход: понятие и виды

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени[1][2]. Данное определение даёт общее представление о доходе. В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения.

Доходы населения в рыночной экономике представляют собой со­вокупность поступлений денежных и натуральных средств за опре­деленный промежуток времени, используемых физическими лицами в целях потребления и накопления.

Различают денежные и натуральные доходы. Денежные доходы на­селения складываются из поступлений денег в форме оплаты труда, со­циальных трансфертов, доходов от собственности, предприниматель­ской деятельности, продажи продукции личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и др. — алиментов, гонораров, благотворительной помощи и т.д. Натуральные доходы включают продукцию ЛПХ, используемую на лич­ное потребление, а также трансферты в натуральной форме.

Показателем материальной обеспеченности населения являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, в него входят денеж­ные доходы, стоимость натуральных поступлений из ЛПХ и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального, регио­нального (республиканского, краевого) и местного (муниципального) бюджетов и социальных фондов предприятий. Структура совокупных доходов населения представлена на рис. 5.1.

Понятие и типы экономической системы. Краткая характеристика основных типов экономической системы - student2.ru

Денежные доходы населения подразделяются на первичные и рас­полагаемые (об этих доходах говорилось в гл. 2 применительно ко всей экономике, ко всем ее секторам). Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства. Располагаемые доходы населения — результат перераспределительных процессов. Они рассчитываются с помощью добав­ленных к первичным доходам социальных трансфертов и вычитания обязательных платежей и сборов. Полученной в результате суммой средств население, семьи и отдельные граждане располагают, т.е. могут использовать по собственному усмотрению.

Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных со­циальных трансфертов. Скорректированные располагаемые доходы на­селения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов.

К доходам населения относятся также средства, взятые в долг. В связи с этим выделяют конечные и общие доходы населения. Ко­нечные доходы населения — это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Среднедушевой денежный доход — сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предпри­ятиями на потребительские цели.

Спрос на труд ВОПРОС 25 Предложение труда
Платежеспособная потреб­ность работодателей в рабо­чей силе для организации и развития производства Совокупность экономически активного населения, предла­гающего свою рабочую силу на рынке труда
— производительность труда; — использование современных технологий; — состояние экономики и ее отдельных отраслей; — спрос на потребительские товары, необходимые обще­ству. — численность трудоспособного населения; — уровень квалификации; — уровень и структура зарплаты; — социальная и налоговая политика государства.

Рынок труда.

Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определен­ные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изго­тавливаемой продукции.

2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе­ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена ра­бочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

Особенности рынка труда

· На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги, а не сам индивид.

· Компенсация за труд представлена не только за­работной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового об­служивания и т. д.)

· Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность тру­да; работодатель вклады­вает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.

6. На рынке труда присутствует большое число струк­тур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разра­ботку «правил игры» на рынке труда.

7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «че­ловеческим капиталом».

Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.

Сегодня считается, что самыми эффективными явля­ются инвестиции именно в «человеческий капитал».

8. Рынки труда бывают конкурентными и неконку­рентными.

Характерные черты конкурентного рынка труда

1. Значительное число покупателей и продавцов ус­луг труда.

2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).

3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).

4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.

5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.

6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.

9. Заработная плата — форма материального воз­награждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наем­ным работникам предприятий и учреждений.

10. Факторы, влияющие на величину заработной платы

· Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроиз­водства рабочей силы

· Минимальный уровень оплаты труда работников, соответ­ствующий прожиточному минимуму

· Уровень квалификации работников

· Развитость экономических и социальных условий жизни населения

· Спрос и предложение на рынке труда

11. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назнача­ется работнику в виде определенной суммы де­нег

Реальная зарплата – сумма жизненных благ, ко­торые можно приобрести за номинальную плату при дан­ном уровне цен на товары и услуги

Факторы реальной зарплаты:

· Величина номи­нальной заработ­ной платы

· Уровень цен на предметы потреб­ления и услуги

· Размер налого­вого обложения

12. Формы зарплаты

· Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.

· Повременная — вознаграждение за труд в зави­симости от про­работанного времени.

· Сдельная — воз­награждение за труд в зависи­мости от коли­чества изготов­ленных изделий

· Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количе­ства отработанного работником време­ни, но и от финансо­вого положения пред­приятия, итогов ра­боты каждого работника и фирмы в целом.

12. Структура системы заработной платы

(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))

Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум, такой уровень до­ходов, который необходим работнику для приобрете­ния количества продуктов питания не ниже физиоло­гических норм, а также для удовлетворения его по­требностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.

Заработная плата и ее виды.

Заработная плата-это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а так же за периоды включаемые в рабочее время.

Виды заработной платы:

1)номинальная заработная плата представляет собой сумму денег, которая начисляется и выплачивается работнику за его труд на предприятии или в учреждении. Она подразделяется на повременную и сдельную заработную плату.

Повременная-зар.плата начисляется по фактически отработанному времени. Она делится на:1)простая повременная-зар.плата начисляется по тарифной ставке(окладу) за фактически отработанное время.2)повременно-премиальная-к зар.плате начисленной по тарифной ставке (окладу) прибавляется премия

Сдельная-труд работников оплачивается по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции. Она делится на :1) прямая сдельная-заработок начисляется по установленным расценкам за каждую единицу продукции.2)сдельно-премиальная- сверх заработка по сдельным расценкам выплачивается премия.3)сдельно-прогрессивная-в пределах установленной нормы труд оплачивается по основным расценкам, а сверх нормы-по повышенным расценкам.4)косвенно сдельная-размер зар.платы устанавливается для дополнительных работ в зависимости от результатов выполнения основной работы.5)аккордная-размер оплаты устанавливается не за каждую операцию в отдельности, а за весь комплекс работ.

2)Реальная заработная плата-это совокупность материальных благ и услуг, которые работник может купить на свою номинальную заработную плату. Ее величина зависит от размера номинальной заработной платы и уровня цен на товары и услуги. Динамика реальной заработной платы находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной- от уровня цен.

Рынок капитала.

В хозяйстве существует еще один рынок, функционирование которого мы не рассматривали, - это рынок капитала, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.

Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита (от лат. creditum - "ссуда"). Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.

На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.

На рынке капитала существуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество отданных напрокат денег.

Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот "ресурс" в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

Давайте определим, каким образом формируются спрос и предложение на рынке капитала.

Спрос на капитал

Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон (рис. 5.2.1), как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Давайте рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей.

1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.

Например, фирма в розничной торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить три новых магазина, при более высокой ставке процента она решит построить только два магазина, при еще более высокой - только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.

2. Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях.

Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в случае неурожая у земледельцев.

Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Предположим, что потребитель хочет купить рояль, который стоит 10 000 рублей. Для того чтобы собрать нужную сумму, потребителю нужно десять лет откладывать по 1000 рублей. Потребитель может не ждать десять лет, а взять в долг 10 000 рублей и купить рояль сразу, а потом в течение десяти лет выплачивать долг с процентами. В этом случае он начнет сразу получать полезность от рояля, но рояль ему обойдется дороже. Величина процентов, которые он заплатит, будет являться платой за возможность быстрее получить рояль.

Любой потребитель при заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя - более нетерпеливый потребитель, который желает побыстрее начать играть на рояле, скорее будет готов заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять это благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.

Изменение ставки процента меняет выбор потребителей - чем ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить благо сразу, а не "терпеть" до того момента, пока накопят нужную сумму сами.

Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.

Предложение капитала

Кривая предложения капитала имеет положительный наклон (рис. 5.2.2), который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

1. Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами. Каковы причины появления "лишних" денег?

Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Например, если фирма владеет каким-то оборудованием, которое стоит 1 млн рублей и изнашивается в течение 5 лет, ей нужно в течение 5 лет собрать необходимую сумму для приобретения нового блага взамен изношенного. Например, она может откладывать каждый год из выручки по 200 тысяч, чтобы по прошествии этих 5 лет получить необходимый миллион. Таким образом, каждый год у фирмы будут появляться 200 тысяч рублей, которые при этом оказываются временно "лишними" и могут быть отданы в долг на рынке капитала.

Другим источником тоже может быть собственный капитал фирмы - в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.

2. Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.

Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем - делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

Во-вторых, как мы уже говорили, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода. Например, отдать в долг на рынке капитала для получения прибыли в виде процентов.

В хозяйстве могут существовать владельцы денежных капиталов, которые используют их только для получения прибыли в виде процента и отдают деньги в долг, - таких людей называют рантье. Когда рантье возвращают его ссуды, он снова отдает деньги в долг и, таким образом, опять выступает в качестве кредитора. Рантье могут быть "вечными" продавцами или кредиторами на рынке капитала.

Таким образом, предложение заемных средств отчасти образуется за счет того, что у фирм и у потребителей обра<

Наши рекомендации