Платежеспособность и ликвидность

Одним из показателей, характеризующих финансовое положе­ние предприятия, является его платежеспособность, т.е. возмож­ность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, кото­рая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкас­сации данного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса— возможность субъекта хозяйствования обратить акти­вы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее, это степень покрытия долговых обязательств предпри­ятия его активами, срок превращения которых в денежную на­личность соответствует сроку погашения платежных обяза­тельств. Она зависит от степени соответствия величины имею­щихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Ликвидность предприятия— это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыс­кание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемные

средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвести­ционной привлекательности.

Понятия платежеспособности и ликвидности очень близ­кие, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса и предприятия зависит платежеспособность. В то же время ли­квидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем.

Первая группа(А1) включает в себя абсолютно ликвидные акти­вы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансо­вые вложения.

Ко второй группе (А2)относятся быстро реализуемые акти­вы: товары отгруженные, краткосрочная дебиторская задолжен­ность, НДС по приобретенным ценностям. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгруз­ки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продук­цию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупа­телей, форм расчетов и др.

К третьей группе (А3) относятся медленно реализуемые акти­вы (производственные запасы, животные на выращивании и от­корме, незавершенное производство, готовая продукция), поскольку для трансформации их в денежную наличность понадо­бится значительное время.

Четвертая группа (А4)— это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долго­срочные финансовые вложения, незавершенное строительство, долгосрочная дебиторская задолженность, расходы будущих пе­риодов, отложенные налоговые активы и т.д.

Соответственно на четыре группы разбиваются и обязатель­ства предприятия:

П1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задол­женность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили), которые должны быть выполнены в течение месяца;

П2 — среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка);

П3 — долгосрочные кредиты банка и займы со сроком пога­шения более одного года;

П4 — собственный (акционерный) капитал, находящийся по­стоянно в распоряжении предприятия.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если:

A1 > П1 А2 > П2, А3 > П3, А4 < П4.

Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за не­сколько периодов позволит установить тенденции изменения в структуре баланса и его ликвидности.

Наряду с абсолютными величинами для оценки ликвидности предприятия рассчитывают и анализируют следующие относи­тельные показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэф­фициент промежуточной (быстрой) ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ)(общий коэффициент покрытия долгов) — отношение всей суммы оборотных активов к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает сте­пень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пас­сивы:

Ктл = Оборотные активы — Расходы будущих периодов

Краткосрочные обязательства — Доходы будущих

периодов — Резервы предстоящих расходов

и платежей

Превышение оборотных активов над краткосрочными фи­нансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме на­личности. Чем больше величина этого запаса, тем больше уве­ренность кредиторов, что долги будут погашены. Другими слова­ми, коэффициент покрытия определяет границу безопасности для любого возможного снижения рыночной стоимости оборотных активов, вызванного непредвиденными обстоятельствами, спо­собными приостановить или сократить приток денежных средств. Удовлетворяет обычно коэффициент больше 2.

Коэффициент быстрой ликвидности— отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 ме­сяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно величина коэффициента 0,7—1,0. Однако оно может оказаться недостаточным, если боль­шую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких слу­чаях требуется соотношение большее. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.

Коэффициент абсолютной ликвидности(норма денежных ре­зервов) дополняет предыдущие показатели. Он определяется от­ношением денежных средств и краткосрочных финансовых вло­жений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия (раздел Vпассива баланса). Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасности потери стоимости в случае ликвидации предприя­тия и не существует никакого временного лага для превращения их в платежные средства.

16. Ценовая политика предприятия. Методы ценообразовани. Роль цены конечной продукции в управлении предприятием.

17. Понятие, функции и классификация цен на продукцию. Взаимосвязь затрат на производство продукции и цен на нее.

18.Внутренняя и внешняя среда предприятия. Влияние внутренних и внешних факторов на развитие организации.

19. Технико-экономические показатели производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Методы их расчёта.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли.Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода.Валовой доходпредприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, т.е. включающий в себя оплату труда и прибыль.

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы:Прибыль включает – прибыль от реализации продукции – основная прибыль, полученная от промышленной деятельности. Прибыль от реализации – выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акцизов и др. платежей) – себестоимость реализованной продукции.

К прибыли до налогообложения относят: Прибыль от продажи + операционные доходы – операционные расходы + внереализационные доходы – внереализационные расходы. К операционным доходам относят: доходы от участия в других организациях и прочие доходы.

К внереализационным доходам (расходам) относят: штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров, убытки по операциям с тарой, поступление и списание дебиторской и кредиторской задолженности, прибыль от долевого участия в СП, от сдачи имущества в аренду, от курсовой разницы валютных операций и др.

Эта прибыль до 2000 г. называлась балансовой прибылью. Т.о. балансовая прибыль включала: прибыль от реализации продукции плюс прибыль от прочей реализации плюс прибыль от внереализационных доходов и расходов. К прибыли от прочей реализации относится прибыль от непромышленной деятельности подсобного сельского хозяйства, капремонта зданий и сооружений.

Показатели рентабельностихарактеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и. т. д. Они более полно чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

• показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;

• показатели, характеризующие рентабельность продаж;

• показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности исчисляется путем отношения валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыл на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности:сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля продаж.

Рентабельность капитала исчисляется отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала, и, соответственно, показывает,сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля вложенного капитала.

Важнейшие показатели использования основных производственных фондов: фондоотдача и фондоемкость.

Фондоотдача определяется отношением стоимо­сти годового объема продукции к среднегодовой стоимости основных производ­ственных фондов.

Фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче.

При опре­делении фондоотдачи и фондоемкости объем продукции исчисляется в стоимо­стных, натуральных и условно-натуральных измерителях.

Производственная мощность предприятия — это максимально возможный выпуск продукции при достигнутом или намеченном уровне техники, технологии и организации производства; определяется по номенклатуре выпускаемой продукции.

Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы.

Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) продукции, рассчитываемые по следующим формулам:

В = q/Чсп,

Тр = Т/q,

где:

q - количество произведенной продукции или выполненной работы в натуральных или условно-натуральных единицах измерения;

Чсп - среднесписочная численность работающих, чел.

Т - время, затраченное на производство всей продукции, нормо-часы.

Показатели:

1. Производственная мощность, тонн

2. Коэффициент использования производственной мощности

3. Объем производства в натуральном выражении, тонн

4. Товарная продукция, тыс. руб.

5. Объем реализованной продукции, тыс. руб.

6. Численность промышленного производственного персонала, чел.

7. Выработка продукции на одного работающего ППП, тыс. руб.

8. Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

9. Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.

10. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

11. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.

12.Фондоотдача, руб.

13.Фондовооруженность, тыс. руб.

Производительность труда, тонн/чел

14.Рентабельность, %

Под производственной мощностью следует понимать максимальную возможность выпуска продукции или максимальное количество перерабатываемого сырья в единицу времени.

Мощность предприятия рассчитывается в натуральных показателях (тоннах, литрах, метрах, штуках и т.д.) по ведущему цеху, а в цехе – по ведущему оборудованию.

Факторами, определяющими величину производственной мощности, являются:

- техническая норма производительности ведущей машины;

- количество ведущих машин (т. е. машины, занимающие наибольший объем (площадь) здания; выполняющие наиболее ответственные технологически важные операции);

- фонд рабочего времени ведущей машины (максимально возможный);

- ассортимент выпускаемой продукции.

Суточная мощность предприятия рассчитывается по следующей формуле:

Мсут = Ппасп · nвед · Тсут ,

где Мсут – суточная мощность,

Ппасп – паспортная производительность ведущего оборудования;

Тсут – номинальный суточный фонд времени,

nвед – количество единиц ведущего оборудования.

Производственная программа предприятия включает показатели, характеризующие объем и состав продукции.

Общепринятыми на сегодня стоимостными показателями производственной программы являются товарная и реализованная продукция.

Товарная продукция (Sтп) – это объем продукции предприятия, произведенной в данном периоде и предназначенной к реализации на сторону, за пределы предприятия (т. е. она включает в себя все то, что произведено с целью продажи), исчисляется в текущих ценах. В сельскохозяйственном производстве рассчитывается показатель валовой продукции.

Реализованная продукция (Sрп) отличается от товарной на величину остатков готовой продукции на складе на начало и конец года товаров, отгруженных, но не оплаченных на начало и конец отчетного года, и также исчисляется в текущих ценах.

Прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным финансовым результатом. Вместе с тем она не только источник формирования финансовых средств предприятия, но и один из основных источников фондов федерального и местного бюджетов.

Различают следующие виды прибыли.

Прибыль от реализации (Пр) продукции представляет собой разность между выручкой от продажи продукции (дохода) и суммой затрат на производство и реализацию продукции (себестоимостью).

Прибыль отчетного года (балансовая прибыль) – это общая сумма прибыли предприятия, она определяется:

Прибыль прибыль от прочая прибыль внереализационные

отчетного года = реализации продукции + (от реализации имущества) + доходы (расходы)

Налогооблагавмая прибыль (облагаемая налогом) – часть прибыли предприятия, которая служит базой для расчета налога, подлежащего взносу в бюджет.

После исключения из прибыли части ее, не подлежащей налогообложению; прибыли, облагаемой по другим ставкам; выплаты сумм льгот по специальному расчету остается налогооблагаемая прибыль.

Результат умножения налогооблагаемой прибыли на ставку налога на прибыль и есть сумма налога. В настоящее время ставка налога на прибыль установлена 24%.

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Она является источником средств на расширение производства, удовлетворение социально-бытовых нужд работников, их материального стимулирования, формирования специальных фондов и резервов. Она распределяется на предприятии самостоятельно.

Рентабельность характеризует результативность деятельности любого предприятия. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы, и рассчитывается в %.

Общая (балансовая) рентабельность определяется как отношение суммы балансовой прибыли к средней за данный период стоимости основного и оборотного капитала производственного назначения.

Для характеристики эффективности текущих затрат используется показатель рентабельность реализованной продукции, определяемый как отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции в процентах.

Цена – это денежное выражение стоимости продукции. При этом складывающийся уровень издержек производства на продукцию зависит в значительной степени от усилий самого предприятия, а формирование уровня цены и объем продаж – от конъюнктуры рынка. Поэтому каждое предприятие проводит свою ценовую политику, учитывая при этом, что цена выполняет ряд функций.

На цену продукции влияют себестоимость количество производителей, привычки покупателей, ставки налогов и другие факторы. Нижним пределом устанавливаемого уровня цены является такой, ниже которого продажа продукции будет убыточна. Верхним пределом является рыночная цена, формирующаяся, с одной стороны, под воздействием спроса и предложения, а с другой – конкуренцией со стороны производителей аналогичных товаров.

Виды цен и механизм их образования в пищевой промышленности представляются следующим образом. Оптовая цена предприятия = издержки + прибыль. Отпускная цена = издержки + прибыль + НДС + акциз. Розничная цена = оптовая цена + издержки и наценки посредников + торговые наценки + НДС + акциз.

Экономическая эффективность производства выражается в соотношении между результатом (эффектом), достигнутым в процессе производства, и затратами общественного труда, связанными с достижением этих результатов и является величиной относительной. Улучшение этого соотношения означает лучшее использование всех ресурсов.

Экономический эффект – это полезней результат, получаемый от осуществления производственной деятельности, внедрения какого-либо мероприятия, обычно измеряется в абсолютном выражении (рублях). Количественно эффект выражается в объеме продаж, а качественно – в приросте прибыли. Другими словами, эффект – это разница между полученным результатом и затратами (абсолютная величина), а эффективность – это отношение полученного эффекта к затратам на его достижение, то есть относительный показатель.

Исходя из многообразия и сложности производственных условий, эффективность производства на уровне народного хозяйства в целом, промышленности (отрасли), предприятия характеризуется коэффициентами эффективности (Кн.х.), отражающими количественную сторону критерия. На уровне народного хозяйства (Кн.х.) определяется как отношение национального дохода (НД) к сумме всех затрат (материальные затраты, стоимость основных фондов, фонд оплаты труда, капитальные вложения).

На уровне промышленности или отрасли (Котр) определяется как отношение товарной продукции к сумме всех затрат в отрасли.

На уровне предприятия (объединений) коэффициент эффективности (Кпр) определяется отношением прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Обобщающие показатели эффективности – это те показатели, которые характеризуют в целом эффективность производственного процесса, конечный результат работы. Частные показатели характеризуют одну из составляющих (сторон) производственного процесса.

К обобщающим показателям на уровне отрасли, предприятия, как правило, относят: темпы роста производства товарной продукции; рентабельность производства и темпы роста прибыли отчетных периодов; качество продукции и др.

Частными показателями являются:

- показатели использования живого труда – рост производительности труда, экономия численности рабочих, относительная экономия фонда заработной платы;

- показатели эффективности использования основных производственных фондов – фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, коэффициенты использования мощности, коэффициент сменности;

- показатели использования оборотных средств – материалоемкость, материалоотдача, относительная экономия оборотных средств, коэффициент оборачиваемости и скорость оборота оборотных средств, выход готовой продукции из единицы сырья;

показатели эффективности капитальных вложений (инвестиций) – срок окупаемости, годовой экономический эффект, удельные капитальные вложения на единицу мощности;

финансовые показатели.

20. Инфраструктура и функции рынка экономической системы государства.

Под рыночной экономикой обычно понимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется, главным образом, через рынок. Существует множество определений рынка, но все они сводятся к тому, что он является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами. Основу этой системы составляют:

1) частная собственность на ресурсы;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции;

4) Наличие множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого продукта и товара

Для функционирования рынка требуются, прежде всего, наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, муниципальной, кооперативной, государственной и др.). Важным условием является создание рыночной инфраструктуры. Последняя включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования:

1) товарных бирж; 2) оптовой и розничной торговли; 3) маркетинговых служб.

Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу таких факторов производства как земля, труд, капитал. Под землей понимается не только непосредственно сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и добываемое из недр земли или же «снимаемое» с земли сырье, например хлопок. Труд трактуется как услуги всех работающих, включая услуги неквалифицированных рабочих, предпринимателей, управляющих и руководителей фирм. Такой фактор производства, как капитал, представляет собой средства производства, здания, сооружения, станки, оборудование, а также денежные средства, необходимые для приобретения средств производства. Предпринимательский талант, которым обладает человек, организующий производство товаров и услуг, принимающий решения, какие товары и услуги производить, а также владеющий особенным талантом - брать риск на себя, своевременно внедрять новую технику, технологию, инновационные методы организации производства, новые товары.

Финансовый рынок представляет собой форму движения денежных средств. Финансовый рынок - это сфера отношений между продавцами и покупателями денежных ресурсов и инвестиционных ценностей. Он включает в себя денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке происходит движение краткосрочных обязательств, а на рынке капиталов - среднесрочных и долгосрочных обязательств. Товарами на финансовом рынке выступают внутренняя, национальная валюта, ценные бумаги, кредиты банков, иностранная валюта, золото.

Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.

Эти основные три вида рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.);

2) по географическому положению (местный, национальный, мировой);

3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.);

4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.);

5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

Рынок - это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения. Рынок обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

• эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;

• гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

• оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии;

• свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей;

• способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рыночному механизму присуща и ограниченность, которая:

• не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

• не обеспечивает защиту окружающей среды.

• не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);

• не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспределения дохода, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;

• не ориентирована на производство социально-необходимых товаров;

Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.

Рынок- процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества (спроса и предложения).

Функции рынка:

1. Ценообразующая функцияНа рынок поступает много продуктов и услуг одинакового назначения, но содержащее разное количество затрат. Рынок признает только общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Т.о. формируется общественная связь между стоимостью и ценой, регулирующая на изменения в производство, в потребностях.

2. Информационная функцияЦена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

3. Регулирующая функция Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

4. Посредническая функцияРынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщику Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

5. Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых единиц, а более эффективным помогает развиваться. Т.о. непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Инфраструктура рынка- это институты, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка, что осуществляется с помощью бирж, банков, фондов, ярмарок, аукционов. Биржа- место, здание, в котором заключаются торги сделки о крупных продажах и текущих ценах на партии товаров.(товарные, фондовые, биржи труда)Банки- финансовые учреждения, которые концентрируют временно свободные денежные средства (вклады), предоставляют кредиты (займы, ссуды), осуществляют операции с ценными бумагами, взаимные платежи и расчеты между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами.( центральный, коммерческий, специализированный, депозитный, инвестиционный, ипотечный, сберегательный банки, страховые и пенсионные фонды) Фонды- это организации, не имеющие членства, создаваемые на основе добровольных взносов, имеющие специализированные назначения или преследующие специальные общественно- полезные цели, например для оказания материальной помощи. Комитеты- это государственный орган, для проведения мероприятий или руководства какой либо отраслью, коллегиально выбранный руководящий орган в политических партиях и общественных организациях. Налоговые инспекции- инструмент системы надзора и контроля за правильностью действий подведомственных органов и лиц. Ярмарки- межведомственные организации, создаваемые на непродолжительный срок для оптовой продажи товаров массового спроса и связи по их поставкам. Аукционы- способ продажи товаров с публичного торга покупателю, который предложит наивысшую цену.

Наши рекомендации