Сущность системы ПМ и его подсистемы (целевая, обеспечивающая)
Система ПМ- система научных подходов и методов менеджмента, способствующие принятию и реализации конкурентоспособных решений. СПМ предприятия охватывает все стороны производственно-хозяйственной, коммерческой и социальной деятельности, обеспечивает эффективное функционирование предприятия на основе планомерного выполнения комплекса организационных, научно-технических, экономических, социальных и идеологических мероприятий, регламентируемых директивными документами государственного и отраслевого управления, стандартами и т.д.
Целевая подсистема СПМ:
1. Повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг
2. Ресурсосбережение
3. Расширение рынка сбыта товара
4. Организационно-техническое развитие производства
5. Социальное развитие коллектива
6. Охрана окружающей среды
Обеспечивающая подсистема СПМ:
1. Методическое обеспечение
2. Ресурсное обеспечение
3. Информационное обеспечение
4. Правовое обеспечение
Сущность системы ПМ и его подсистемы(функциональная, управляющая)
Система ПМ- система научных подходов и методов менеджмента, способствующие принятию и реализации конкурентоспособных решений. СПМ предприятия охватывает все стороны производственно-хозяйственной, коммерческой и социальной деятельности, обеспечивает эффективное функционирование предприятия на основе планомерного выполнения комплекса организационных, научно-технических, экономических, социальных и идеологических мероприятий, регламентируемых директивными документами государственного и отраслевого управления, стандартами и т.д.
Функциональная подсистема СПМ:
1. Планирование деятельности организации
2. НИОКР
3. Организационно-технологическая подготовка производства
4. Организация производства
5. Тактический маркетинг
6. Сервис товаров у потребителей
7. Регулирование
Управляющая подсистема СПМ:
1. Управление персоналом
2. Социология и психология менеджмента
3. Разработка и реализация управленческих решений
4. Анализ в принятии решений
5. Прогнозирование в принятии решений
4.Управление как одна из функций ПМ - целенаправленное воздействие на все сферы деятельности предприятия (работников, коллективов), для достижения заранее намеченных результатов.
Система управления – действия направленные на сбор анализ и переработку информации для будущего развития субъектов хозяйствования любой формы собственности.
Выделяют следующие уровни управления: высший, средний и низший. Высший уровень представлен председателем совета директоров, президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывают политику фирмы.
Средний уровень обеспечивает реализацию политики, функционирование фирмы. Это руководители отделений. Низший уровень – мастера , бригадиры, администраторы, кот выполняют не только управленческие но и исполнительные функции.
Объект управления – отдельная фирма, на кот направлено управление.
Субъект – орган либо лицо, осуществляющее управление.
Научные подходы к ПМ
Системный подход– исследование объекта как системы;система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. В системе предприятия «вход» перерабатывается в «выход».
Комплексный подход–здесь должны учитываться технические, экологические, организационные, социальные, психологические, политические, демографические аспекты управления и их взаимосвязи.
Интеграционный подход – нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и компонентами; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, предприятие, его подразделения); между субъектами управления по горизонтали.
Виртуальный подход – заключается в применении сети Интернет, сотовой связи и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения потребностей при возможности действовать не только на местном уровне, а конкурировать в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами
Маркетинговый подход – предусматривает ориентацию на потребителя.
Структурный подход –определение значимости приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов.
Функциональный подход – потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта.
Деловой подход – сложный подход, так как у каждого руководителя свое понимание этого подхода, связанное с индивидуальным характером, его воспитанием и образованием.
К объективным факторам относятся: конкурентоспособность внешней среды; качество информационных связей; система учета, контроля и мотивации качественного решения; система ценностей, организационная культура и миссия организации и др.
К субъективным факторам относят: уровень культуры и национальные традиции; деловые качества работника; темперамент человека; характер человека; способности человека; целенаправленность личности; эмоциональность человека и др.
Интуитивный подход –данный подход зависит от интуиции работников управляющего звена.
Динамический подход– объект управления рассматривается в динамическом развитии.
Оптимизационный –переход от качественных оценок к количественным при помощи методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др.
Административный подход – регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, планы, программы, положения, методики и т. п.).
Воспроизводственно-эволюционный подход – постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими затратами на единицу полезного эффекта.
Процессный подход – процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию. В центре круга - координация работ.
Нормативный подход –заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам СПМ..
Стандартизационный подход – упорядочение деятельности в какой-либо сфере, формулирование и рациональная унификация (сокращение) понятий, типоразмеров, составных частей какого-либо объекта или его инфраструктуры.
Количественный подход – заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспериментальных оценок, системы баллов.
Ситуационный (вариантный) подход –пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время.
Эксклюзивный подход – приобретение субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или егоконкурентным преимуществом.
Логический подход – логика - наука о мышлении, основана на принципах диалектической и формальной логики. Принципы диалектической логики: принцип объективности рассмотрения, всесторонность рассмотрения, принцип историзма. Принципы формальной логики: принцип тождества, принцип непротиворечия, принцип достаточного обоснования.
Инновационный подход – ориентация развития экономики страны на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей, являющихся двигателями развития экономики.
Глобальный подход – при формулировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов точка обзора мысленно должна быть над глобальной системой, а не на уровне, где находится анализируемый объект.