Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель

Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель

Ксенофонт – 5 – 4 века до н.э.

Он не был экон-м, был мыслителем.

Написал сочинение: «Экономика». Ввел слово экономика – искус ведения домаш хоз-ва. Он обнаружил связь между уровнем разделения труда и размерами рынка. Связь прямая.

Занимался проблемами денег (ф-ция денег): деньги, как ср-во обращения;

деньги, как ср-во накопл сокровищ;

деньги, как капитал.

Отношение к деньгам – негативное. Они портят человеческие природы. Идеал: хозяйство Спарты.

Платон – 5-4 в. до н. э. мыслитель.

Учение об идеальном гос-ве. Суть: лучшее, что может быть создано чел-ком на земле – сильное идеальное гос-во. Это гос-во, в котором чел-к заним делом, к которому он предназначен природой. Он выделил 3 типа людей:

Люди, у которых преоблад разумная душа (самые умные). Их функция: управлять, писать законы.

Люди, у которых преобл эмоцион душа. Это защитники, воины.

Люди чувственного типа, любят трудится. Это ремесленники.

Первые 2 группы людей не должны владеть собственностью . Должны владеть только те, кто ее производит (3 группа).

Аристотель 4 век до н. э.

Критиковал концепцию идеального гос-ва Платона. Его построение невозможно. Сильное – можно, но не нужно, т. к. может быть легко подавлена личность с ее правами.

Занимался проблемой рабства. Это важная проблема для античного общества, т. к. рабы – основная производительная сила.

Он смотрел на проблему рабства через призму природы человека. «Люди от природы, по своим свойствам, не равны. И если человек не может быть хозяином самому себе, не имеет достаточной силы воли, значит он обречен на то чтобы выполнять волю другого, т. е. Быть его рабом».

Он смотрит на проблему частной соб-ти. Частная соб-ть – категория вечная. Она коренится в его любви к самому себе. Высказывается о деньках. Оценивал роль денег с позиции нравственности, т. е.он признавал деньги в том случае, если они способствовали обмену товара на товар. Не признавал, если деньги выступают в роли торгового капитала (деньги – товар – деньги с приростом) и в виде ростовщического капитала (деньги – деньги). Он считал искусство делать деньги из денег неприличным противоестественным для человека. Называл – хремолистикоой.

Общая характеристика классической политической экономии

Эк.система класс.полит.экономии – первая научная система эк.теории.

Осн.этапы развития:

-возникновение классич.школы полит.экономии в Англии и Франции

-сист.клас.школы полит.экономии

Осн.черты:

-Исслед.капиталист.пр-ва

-исслед.сфер обращения и произ-ва

-защита интересов буржуазии

-критич.анализ проблем капитализма

Теоретические положения У. Петти о богатстве, деньгах и торговом капитале

Уильям Петти (1623—1687) — англ статистик и экономист; занимался торговлей, служил в королевском флоте, изучал мед науки, читал физику и анатомию в Оксфорде; в 1658 г. состоял членом парламента. В эконом своих воззрениях Петти явл одним из представителей движения против теории меркантилизма. Главные его работы по пол-кой экономии: Трактат о налогах и сборах (1662). Здесь он один из первых выставляет положение, что ценность предметов опред кол-вом затраченного на их производство труда. Деньги подлежат общему закону ценности; они ускоряют и облегчают обмен, но богатство страны не закл в одних деньгах; их излишек так же вреден для народного богатства, как и недостаток. Основываясь на этом, Петти отрицает теорию торгового баланса. Он высказывается против регулир высоты процентов и против чрезмерного гос вмешательства. Петти оказал услуги развитию статистики, именно так называемой политической арифметики. Петти делает стат вычисления и сопоставления на основании собранных им цифр, напр., о населении земного шара в разные периоды времени, о периодах удвоении населения, о сравнительном богатстве разных стран и т. п. Многие его расчеты основывались на предположительных и произвольных данных

Закон рынков» Ж.Б. Сэя

Сей формирует 4 основн. закона рынка: чем больше рынок, тем более экстенсивным является производство и тем более прибыльным он есть для производителя, поскольку цена возрастает с ростом предложения; каждый производитель заинтересован в успехе другого, так как успех одной отрасли способствует успеху остальных, стимулируя всеобщее развитие; импорт способствует развитию обмена, так как иностр. товары можно приобрести лишь после реализации своих; те слои общества, которые ничего не производят, не приумножают богатство экономики, но разоряют его

Теория капитала

На противоречиях капитализма, а равно и рыночных экономи­ческих отношений, К. Маркс акцентирует внимание и в теории ка­питала. Уже в определении категории «капитал» ее сущность срав­нивается им со «средством эксплуатации» рабочего и установления власти над рабочей силой.

Элементом новизны в теории капитала К. Маркса можно, по­жалуй, назвать введение понятия орга­нического строения капитала, которое составляет соотношение между постоянным и переменным капиталом. Именно через это понятие он переходит затем к еще более важной, на его взгляд, характеристи­ке – норме эксплуатации, определяемой как отношение между при­бавочной стоимостью и переменным капиталом. Подразделяя капи­тал на постоянный и переменный (а не как у Смита – Рикардо – на основной и оборотный), К. Маркс имеет в виду как специфику движения выделяемых им частей капитала, так и специфику влия­ния каждой из этих частей на массу прибавочной стоимости в стои­мости продукта. В частности, о движении капитала подробно гово­рится в главе 8 тома II «Капитала», где речь идет о кругообороте ка­питала, в соответствии с которым постоянный капитал свою цен­ность переносит на создаваемый продукт частями, а переменный – полностью, т. е. подлежит возмещению после каждого производст­венного цикла. Разница здесь в том, что основной в отличие от обо­ротного капитала может воплощаться либо в машинах и оборудова­нии, либо в необходимом для производства сырье и прибавочной стоимости не создает.

Теория воспроизводства

На основании многообразных проявлений закона тенденции нормы прибыли к понижению К. Маркс выдвигает теорию циклич­ности экономического развития при капитализме, т. е. явлений, характеризуемых им как «экономические кризисы». Центральная идея этой теории, направленной на выявление особенностей воспроиз­водственного процесса в условиях экономики свободной конкурен­ции, состоит в том, что достижению макроэкономического равно­весия и последовательному экономическому росту препятствуют внутренне присущие антагонистическому капиталистическому об­ществу противоречия. Как пишет В. Леонтьев, «выступая против рассуждений Жана Батиста Сэя (а также А. Смита) о сведе­нии в конечном счете валового продукта общества к доходам, Маркс... создал основополагающую схему, описывающую взаимо­связь между отраслями, выпускающими средства производства и предметы потребления». Однако значение его схемы, в которой экономика делится на два подразделения, сводится далеко не толь­ко к отображению различий между простым и расширенным типа­ми воспроизводства, но и к попытке окончательно убедить чита­теля в фатальном характере «основного противоречия капита­лизма» – производить не для потребления, а ради прибыли.

Концепция реформ Сисмонди

1.возрождение приоритетной роли крестьянских хозяйств на основе патриархальной собственности (вместо фермерской организации сел\хоз пр-ва);

2.возврат к условиям независимой деят ремесленни­ков, занятых во множестве отдельных самостоятельных мастерс­ких и цехов (вместо крупных фабрично-заводских структур, руко­водимых одним хозяином).

Для достиж реформаторских положений рекоменд напр деят-ть гос-ва на реализацию след законодат воз­званий:

-создать условия «городским» и «сель\хоз» рабо­чим для взаимодействия на принципах коалиции и свободной кооперации;

-не допускать снижения или фиксирования % ставки;

-запретить общественный труд в воскресные дни;

-ввести возрастной ценз и сократить продолжит раб дня взрослых рабочих;

-освободить от налогов «класс сель\хоз рабочих» и увеличить их размеры «праздным землевладельцам» и «крупным фермерам»;

-обязать нанимателей содержать рабочих на период их болезни, безработицы и старости;

-поощрять дробление наследств, а не их накопление и др.

Концепция реформ Прудона

О необход реформ для решения соц вопроса речь идет в большинстве сочинений П. Прудона. В них, считая своим долгом обосновать концепцию социальной справедливости, он решительно отвергает всякую мысль о революции.

Реформат идеи П. Прудона содержат немало общего, сближающего его с С. Сисмонди:

-сочувственное отношение к положению в обществе так назы­ваемых «третьих лиц», т. е. крестьян, ремесленников, кустарей;

-признание приоритетной роли в экономике «мелкой соб-ти и мелкого пр-ва»;

-приверженность принципу соц справедливости, пони­маемому как возможность «давать каждому равную часть благ…»;

-исключение из законодат принципа неравенства вознаграждения «под предлогом неравенства способностей»;

К числу же специфических реформ идей отн:

-ликвидация денег и введение вместо них бонов обращения (об­мена);

-уничтожение % посредством орг-ции кредита;

-организация Банка народа;

-отмена правительства как итог осущ реформ.

Эк.воззрения В.К.Дмитриева.

В. Дмитриев разработал методику исчисления затрат труда, исходя из параметров, не зависимых от цены. С этой целью он предложил рассчитывать цены по двум моделям: 1) определяя величину реальной заработной платы (в физических единицах) или 2) рассчитывая количество предметов потребления, приобретаемых рабочими. Дмитриев впервые предложил способ исчисления полных (прямых и косвенных) затрат на выпуск продукции.

Идеи и метод исчисления полных затрат, выдвинутые Дмитриевым, были положены в основу построения системы межотраслевых балансов, в частности метода «затраты–выпуск», осуществленного позже американским экономистом В. В. Леонтьевым.

Концепция реформ Т.Веблена.

Веблен – представитель социально-психологического институционализма. Институционализму Веблена присущ: 1) социальный подход к экономическим явлениям; 2) стремится вскрыть причины эволюции капитализма.

Теория Веблена носит буржуазно-реформаторский характер. Ему присущ идеалистический подход к изучению исторического развития общества, принципиально отличный от марксизма. Он не воспринял марксистских положений о труде, сущности капиталистической эксплуатации и исторической миссии рабочего класса. Веблен рассматривал экономические явления как установившиеся традиции - вкус к хорошо выполненной работе, чистую любознательность, стремление к знанию. Недооценивая роль сознательных действий человека, он объяснял поведение людей подсознательными мотивами, инстинктами, нравами, обычаями. Веблен отрицал пролетарскую направленность классовой борьбы. Особое место в теории Веблена занимает критика монополий, которая выражает, с одной стороны антимонополистические, демократические традиции общества, а с другой – широко распространенные буржуазные иллюзии о возможности трансформации капитализма и создания более совершенного общества индустриалов и технократов. Веблен был основоположником современных индустриалистско-технократических концепций. Особое внимание уделял миру индустрии, к которому относил всех участников производства, в первую очередь инженеров и рабочих. Мир идустрии имеет целью повышение производительности, улучшение процесса производства и повышение эффективности. У Веблена отсутствовало деление общества на классы. Изменить существовавший тогда строй он считал возможным путем передачи власти в руки технической интеллигенции, за счет всеобщей забастовки инженерно-технических работников, которая заставит предпринимателей идти на их условия.

Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель

Ксенофонт – 5 – 4 века до н.э.

Он не был экон-м, был мыслителем.

Написал сочинение: «Экономика». Ввел слово экономика – искус ведения домаш хоз-ва. Он обнаружил связь между уровнем разделения труда и размерами рынка. Связь прямая.

Занимался проблемами денег (ф-ция денег): деньги, как ср-во обращения;

деньги, как ср-во накопл сокровищ;

деньги, как капитал.

Отношение к деньгам – негативное. Они портят человеческие природы. Идеал: хозяйство Спарты.

Платон – 5-4 в. до н. э. мыслитель.

Учение об идеальном гос-ве. Суть: лучшее, что может быть создано чел-ком на земле – сильное идеальное гос-во. Это гос-во, в котором чел-к заним делом, к которому он предназначен природой. Он выделил 3 типа людей:

Люди, у которых преоблад разумная душа (самые умные). Их функция: управлять, писать законы.

Люди, у которых преобл эмоцион душа. Это защитники, воины.

Люди чувственного типа, любят трудится. Это ремесленники.

Первые 2 группы людей не должны владеть собственностью . Должны владеть только те, кто ее производит (3 группа).

Аристотель 4 век до н. э.

Критиковал концепцию идеального гос-ва Платона. Его построение невозможно. Сильное – можно, но не нужно, т. к. может быть легко подавлена личность с ее правами.

Занимался проблемой рабства. Это важная проблема для античного общества, т. к. рабы – основная производительная сила.

Он смотрел на проблему рабства через призму природы человека. «Люди от природы, по своим свойствам, не равны. И если человек не может быть хозяином самому себе, не имеет достаточной силы воли, значит он обречен на то чтобы выполнять волю другого, т. е. Быть его рабом».

Он смотрит на проблему частной соб-ти. Частная соб-ть – категория вечная. Она коренится в его любви к самому себе. Высказывается о деньках. Оценивал роль денег с позиции нравственности, т. е.он признавал деньги в том случае, если они способствовали обмену товара на товар. Не признавал, если деньги выступают в роли торгового капитала (деньги – товар – деньги с приростом) и в виде ростовщического капитала (деньги – деньги). Он считал искусство делать деньги из денег неприличным противоестественным для человека. Называл – хремолистикоой.

Наши рекомендации