БИЛЕТ 15. Ценовая эластичность предложения. Факторы ценовой эластичности предложения.Геометрическая интерпретация коэффициента ценовой эластичности предложения
Существует характеристика эластичности предложения. Ценовая эластичность предложения (ЦЭП) - интенсивность реагирования предложения на изменение цены. Измерить ЦЭП можно при помощи коэффициента эластичности.
Изменение объема предложения в %
Коэффициент ЦЭП = ----------------------------------------------
Изменение цены в %
Можно записать коэффициент ЦЭП иначе:
Рис. 4. Варианты эластичности предложения:
кривая А — единичная эластичность;
кривая В — эластичное предложение;
кривая С — неэластичное предложение
Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов изменится объем предложения, если цена изменяется на 1%. По значению коэффициента эластичности можно судить о степени эластичности предложения:
если Е ЦЭП >1, предложение является эластичным;
если Е ЦЭП <1, предложение является не эластичным;
если Е ЦЭП =0, предложение является абсолютно эластичным;
если Е ЦЭП =OO, предложение является абсолютно эластичным;
если Е ЦЭП =1, предложение характеризуется единичной эластичностью.
Фактором определяющим эластичность предложения является продолжительность периода изменения цены. Выделяют мгновенный, краткосрочны и долгосрочный периоды в деятельности фирмы. В мгновенный период фирма не в состоянии приспособиться к изменениям цены, поэтому Е ЦЭП =0. В краткосрочный период фирма в состоянии изменить часть используемых ресурсов, а, следовательно, и объем производства, поэтому коэффициент эластичности буде больше 0. В долгосрочный период фирма сможет изменить количество всех используемых факторов производства и выпуск продукции, поэтому коэффициент эластичности предложения будет больше 1.
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
· Способность к длительному хранению, стоимость хранения. Для товара, который не может храниться длительное время (например, свежая рыба) эластичность предложения низкая, тоже относится к продукции, хранение которой стоит дорого.
· Особенности производственного процесса. Если производитель товара может либо расширить его производства при росте цены, либо переключится на производство другого товара при снижении цены, то предложение эластично.
· Временной. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, т.к. требуется определенное время для найма дополнительных рабочих, закупок материалов, сырья при росте цен, и поступить противоположно при снижении цен.
·
ВОПРОС 16. Прикладное значение эластичности: эластичность спроса и выручка продавцов,распределение налогового бремени
Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.
Понятие эластичности спроса и вводится для того, чтобы различать эти три случая. Таким образом, первый случай слабой реакции Q пшеницы подпадает под категорию «неэластичного спроса», второй случай сильной реакции — под категорию «эластичного спроса», а третий, промежуточный, случай называется случаем «единичной эластичности спроса». Таковы экономические определения наших трех случаев.
Основным моментом, на который нужно обратить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Если потребители покупают 5 единиц товара по 3 долл. каждая, то чему в этом случае будет равна общая выручка? Ни Р, равное 3 долл., ни Q, равное 5 единицам, в отдельности ничего не скажут нам об этом. Согласно определению, общая выручка всегда равна цене, помноженной на количество, или произведению PxQ- Посредством арифметического умножения мы всегда можем вычислить общую выручку для каждой точки графика спроса или для соответствующей точки кривой спроса. Эластичность спроса важна в первую очередь в качестве показателя того, как изменяется общая выручка, когда падение Р вызывает движение Q вверх по кривой спроса.
Распределение налогового бремени - Воздействие налога на тех, кто несет его бремя, а не на тех, кто его уплачивает. Например, НДС платится продавцами, но вся его тяжесть в конце концов ложится на потребителей товаров и услуг. Если компания поднимает цены или сокращает заработную плату своих работников, чтобы компенсировать налог, можно говорить о том, что она переложила его бремя на других.
Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения
переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация
равновесия .
Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько?
Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму
налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось),
установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет
вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до
равновесного уровня.
В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя
налога ляжет в основном на него. Кроме того, производитель будет вынужден сократить
производство, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более
высокой цены на нее.
В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно
на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при
неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и
другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты,
алкогольные напитки и т.п.).
Тс-налоговое бремя, лежащее не потребителе
Тр-на продавце
Т=t*Q2=Tc+Tp
Tc= Q2(P2-P1)
Tp= Q2(P1-P2p)
1. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога ложится на плечи потребителя при условии что S – постоянно
2. Чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платят производители при условии что Dпостоянно