Понятие бизнес-процесса, основные виды бизнес-процессов, процессный подход в менеджменте
Вместе с тем компания - это не только технологический процесс и организационно-функциональная структура, но и экономический субъект, исповедующий принцип соотнесения результата и затрат при стремлении к превышению первого над вторым. Бизнес - это деятельность, осуществляемая с целью получения дохода, прибыли или другой выгоды.
Если компания рассматривается как экономическая структура, то представляется очевидным предположение, что всю ее деятельность можно разделить не только на технологические и функциональные части, единицы, но также и на экономические части, единицы. Что же считать такой экономической единицей, на основании которой можно строить структуру компании как экономической организации?
Известно, что любое экономическое отношение предполагает, по крайней мере, наличие двух субъектов - покупателя и продавца (производителя и потребителя) без которых экономические отношения не становятся именно экономическими, а продукт труда не принимает экономическую форму товара.
Таким образом, продукт, услуга должны иметь своего потребителя. Деятельность компании, ориентированная навыпуск продукции или оказание услуг конкретным потребителям может быть представлена в виде совокупности процессов.
Процесс [11]это логическая последовательность действий (набор операций), в ходе которых потребляются ресурсы (в широком смысле - как материальные, так и не материальные) и в результате которых производится определенная продукция или услуга в широком смысле. Процесс осуществляется с помощью определенного механизма (способа, технологии) и управляется конкретным исполнителем (группой) (рисунок 3.6.).
Таким образом, процесс ориентирован на потребителя, на удовлетворение его конкретной потребности, поэтому между потребителем и конкретным исполнителем должна быть установлена обратная связь.
Все это представляется очевидным, когда мы рассматриваем отношения между самостоятельными, независимыми, суверенными экономическими субъектами. Если перенести этот подход на внутреннюю среду организации (на внутрикорпоративную иерархию), то в данном случае компания становится организацией,
в которой существуют и производители, и потребители продуктов труда, услуг. Причем это распространяется на всю деятельность компании, на весь оборот капитала.
В этой связи становится непринципиальным вопрос: принимает или нет экономическую форму товара такая деятельность. Говоря о внутрикорпоративной иерархии, мы оставляем в стороне рыночную форму экономической организации.
Если же компания «перемещает» продукт труда или услугу за пределы организации, то возникают «нормальные» производители и потребители (продавцы и покупатели), которые могут действовать как в рамках рыночной экономической организации, так и в рамках контрактной системы (они имеют дело с товарами как экономической формой продукта труда, услуги).
Таким образом, хозяйственная деятельность компании может быть раздроблена на экономические единицы, за каждой из которой стоит конкретный потребитель как внутри компании, так и за ее пределами. При таком подходе, называемым процессным,для анализа компании как экономической системы (бизнес-системы) используется категория, которой является бизнес-процесс. Процессное управление отличается от функционального тем, что выделяется понятие бизнес-процесс как последовательность действий, нацеленная на достижение конечного, измеримого и конкретного результата.
Наряду с этим, важно подчеркнуть, что бизнес-процесс [12] – это процесс, направленный на производство продукции или выполнение услуги, обладающей потребительской ценностью (стоимостью) и получения корпораций дохода, прибыли или другой выгоды.
С учетом отмеченного, уточним определение бизнес-процесса. Бизнес-процесс это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один вид ресурса или более, а «на выходе» в результате этой деятельности создается продукт, представляющий ценность для потребителя (потребительскую ценность/полезность). Вместе с тем, бизнес-процесс внутренне предполагает необходимость соотнесения результата и затрат, становясь в силу этого именно экономической единицей организации. При этом для того, чтобы достичь цели бизнеса необходимо помнить, что бизнес-процесс осуществляется для клиента процесса, т.е. для того, кто потребляет результат процесса, поэтому целью бизнес-процесса является удовлетворение требований клиентов процесса. В противном случае продукция (услуга) не будет реализована и корпорация не достигнет цели своего бизнеса – не получит дохода, прибыли или другой выгоды.
Согласно процессной модели управления бизнес-процесс делится на элементы, каждый из которых также имеет конкретные измеряемые «входы» (ресурсы) и «выходы» (результаты). Руководитель контролирует их лишь на границах бизнес-процесса. Важно подчеркнуть, что контролируются не технология, а границы бизнес-процесса. Подчиненный (исполнитель) вправе сам выбирать технологии, необходимые для достижения результата. Таким образом, возрастает роль исполнителя, существенно возрастают требования к его квалификации. Руководитель в данном случае уже не является функциональным управленцем, специалистом – экспертом. Он – менеджер, заинтересованный в достижении конечного результата.
Рисунок 3.6.
Понимание целей организации, параметров эффективности и есть главное концептуальное отличие менеджера от функционального руководителя – эксперта или администратора.
Хрестоматийным примером бизнес-процесса является разработка нового продукта. В этом случае отсутствуют внешние по отношению к компании потребители данной деятельности. Потребитель разработки нового продукта - это производственное подразделение компании, которое будет его создавать,
маркетинговое подразделение фирмы, которое будет доводить до конечного потребителя этот новый продукт, сам менеджмент компании, который, разрабатывая стратегию, не может не принимать в расчет создание новых продуктов и т. д. Таким образом, все конечные потребители этой деятельности являются частями внутрикорпоративной иерархии (компании).
Выделение в рамках компании бизнес-процессов базируется на определенных требованиях к таким экономическим единицам организации:
1) Бизнес-процессы можно идентифицировать и провести соответствующие границы, т.е. определить что относится к бизнес-процессу, а что не относится.
2) У продукта (услуги), получаемой в результате деятельности в рамках бизнес-процесса должен быть конечный потребитель либо внутри компании, либо за ее пределами.
3) Границы бизнес-процесса не определяются технологическими или функциональными принципами, в их основе запрос потребителя-клиента.
4) Ключевыми и важнейшими фигурами в определении границ бизнес-процессов являются не инженеры и технологи, а менеджеры и экономисты.
На данной методологической базе может быть построена и другая, принципиально отличная от функциональной, структура управления фирмы. В этом случае компания предстанет перед нами не в виде бюрократической организации, построенной на основах технологических единиц, как в производительной, так и в функциональной сферах деятельности компании, а в виде совокупности бизнес-процессов, соотношение между которыми внутри компании не подчиняется принципам административно-бюрократической внутрифирменной иерархии.
Принципиальная схема управления по процессам (целям представлена на рисунке 3.7.
Структура компании, построенная на принципах выделения бизнес-процессов, не является вертикальной иерархией. Это, скорее всего, либо более горизонтальная структура, либо сетевая структура. Поэтому процесс увязывания различных бизнес-процессов в единую организацию - это процесс координации, согласования взаимных интересов, а не административного подчинения.
Главный критерий эффективности процессного управления – достижение целей группой, отделом, департаментом, предприятием.
Норма управляемости при процессной модели управления составляет 12±5 человек, т.е. практически в три раза выше по сравнению с функциональным управлением.
Приведем примеры бизнес- процессов. Выше в качестве такового был представлен процесс разработки нового продукта. Дополним возможный перечень бизнес-процессов. Ими могут быть и разработка стратегии, и, например, оплата счетов компании, и выдача кредита, и изучение рынка, и материально-техническое снабжение, и планирование, и поддержка клиентов, и выполнение заказов, и многое другое.
Вряд ли стоит утверждать, что имеются «типовые» виды бизнес-процессов. Все это, на самом деле, индивидуализировано для каждой компании. На выделение бизнес-процессов в конкретной компании оказывают влияние как объективные факторы (производственные мощности, производимые продукты, освоенный рыночный сегмент, утвержденная стратегия и прочие факторы внутренней и внешней среды организации), так и субъективные (пристрастия менеджеров к рискованным или малорискованным решениям, представления менеджеров о деятельности фирмы, ее стратегии, идеологии и т. д.).
Конструирование (выделение/инжениринг) бизнес-процессов их оптимизация (реинжениринг бизнес-процессов - Business Process Reengineering, BPR) в современной теории корпоративного управления становится новым и самостоятельным видом менеджерской деятельности, где правила, если они и действуют, касаются наиболее общих моментов и подходов. Эта деятельность выводит менеджерскую работу за узкие рамки рационального (по сути, инженерного) подхода, создавая широчайший простор творческой инициативе и выработке нестандартных управленческих решений.
В следующем разделе будут рассмотрены возможные способы перехода от структур организаций на основе технологических и функциональных единиц к структурам на основе бизнес-процессов.
Для описания компании как бизнес-системы используются следующие основные понятия.
Основной бизнес-процесс это выполнение услуги (создание конечного продукта), предназначенной для внешнего потребителя и получение дохода от ее реализации.
Вспомогательный бизнес-процесс это выполнение услуги или создание продукта, предназначенного для потребления основным бизнес-процессом.
Категорирование бизнес-процессов зависит, главным образом, от следующих факторов:
· возможности оказывать влияние на размеры доходов, получаемых от выполнения функций в рамках рассматриваемого бизнес-процесса;
· уровня доходов компании, связанных с данным видом бизнеса;
· степени влияния данного вида бизнеса на конечные финансовые результаты деятельности компании в целом (приоритетности данного бизнес-процесса).
Основными потребителями процессного подхода являются специалисты по:
• стратегическому менеджменту.
• реинженирингу бизнеса.
• менеджменту качества.
• оперативному управленческому учету и оперативному менеджменту.
• внедрению «бережливого производства».
Процессное управление (Business Process Management), ориентированное на общий результат, складывающийся из локальных достижений становится сегодня предпочтительным, так как оно:
• приводит к сокращению «этажей власти» за счет увеличения нормы управляемости;
• обеспечивает точное определение результатов деятельности как общих, так и личных;
• позволяет существенно сократить количество работающих за счет сокращения ненужных работ;
• придать деятельности компании целенаправленность;
• сформировать эффективную систему мотивации работы персонала.