Пути совершенствования производственно-сбытовой деятельности

(на примере животноводства).

Содержание раздела должно быть направлено, прежде всего, на устранение выявленных в ходе анализа недостатков и, на этой основе, повышение эффективности отрасли.

Основное внимание должно быть направлено на совершенствование вопросов организации производства, увеличении объема производства и продаж, снижение себестоимости за счет повышения продуктивности, производительности труда и ресурсосбережения, на основе применения внутрихозяйственного расчета.

Кроме того, важно предложить мероприятия по повышению средней цены реализации: качество продукции, выбор наиболее эффективных каналов реализации.

Основное внимание должно быть направлено на поиск внутренних резервов, которые можно решить на уровне предприятия (организации).

1. В качестве основного направления целесообразно рассматривать возможности увеличение объемов производства конкретного вида продукции на предприятии, прежде всего интенсивным путем, т.е. за счет роста продуктивности. При наличии дополнительных скотомест, кормовой базы и трудовых ресурсов возможно использование экстенсивного пути, т.е. увеличение поголовья.

При рассмотрении путей повышения продуктивности обратить внимание на следующие факторы: уровень обеспеченности кормами и их качество; племенная работа и воспроизводство стада; содержание и организация производства.

2. Обратить внимание на факторы, способствующие снижению себестоимости:

- Рост продуктивности, мероприятия по которой предложены в пункте 1.

- Использование современной техники и ресурсосберегающих технологий.

- Обеспечить рост производительности труда, причем опережающими темпами по сравнению с ростом зарплаты.

- Обеспечение заинтересованности работников в ресурсосбережении.

3. Предложить совершенствование внутрихозяйственных производственно-экономических отношений и прокомментировать сущность и основные положения внутрихозяйственного расчета.

4. Совершенствовать материальное стимулирование: увеличение уровня оплаты труда, структуры фонда оплаты, удельного веса премирования.

- Предложить один из вариантов оплаты труда от валового дохода.

5. Изложить вопросы совершенствования коммерческой деятельности предприятия (выявление спроса, исследование рынка, маркетинговые исследования, поиск наиболее целесообразных каналов реализации, переработка, ассортимент и т.д.)

Рассмотреть внешние факторы повышения экономической эффективности производства.

6. Обосновать и изложить основные макроэкономические мероприятия на уровне государства, оказывающие влияние на эффективность сельскохозяйственного производства (паритет цен, поддержка со стороны государства и т.д.). При этом можно использовать положения Приоритетного национального проекта «Развития АПК», Закона РФ «О развитии сельского хозяйства» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг» и «Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

При разработке исходят из конкретных условий предприятия. Вот некоторые из них:

- совершенствование внутрихозяйственной специализации на основе индексного метода (таблица 18);

- совершенствование технологии производства, направленной на повышение продуктивности скота, качества продукции и снижение себестоимости единицы продукции (кормление, содержание, воспроизводство стада и т.д.);

- совершенствование организации, нормирования труда; повышение заинтересованности работников подразделений в конечных результатах работы, применение рациональной оплаты и материального стимулирования;

- совершенствование внутрихозяйственных производственно-экономических отношений; другие мероприятия.

Таблица 18 – Определение перспектив внутрихозяйственной специализации

(индексный метод)

Наименование бригады Пого- ловье, гол. Продук- тивность Индекс Продуктив- ности Себесто- имость ед. продукции Индекс себестои-мости Общий индекс
Молочные фермы (бригады):            
Итого     1,0   1,0 1,0
Фермы по выращиванию молодняка            
Итого     1,0   1,0 1,0

· Примечание: расчет проводится при наличии нескольких бригад, обслуживающих один вид животных.

Индекс продуктивности

Пути совершенствования производственно-сбытовой деятельности - student2.ru Общий индекс =

Индекс себестоимости

чем выше индекс, тем эффективнее производство.

Каждое из выбранных и разработанных мероприятий должно подкрепляться расчетом его конечных результатов (продуктивность возрастает на … кг, затраты по таким-то статьям сократятся на … руб. и как следствие, себестоимость единицы продукции снизится и достигнет уровня … руб. и т.д.).

Проект коммерческой стратегии в животноводстве разрабатывается с учетом ранее предложенных мероприятий по совершенствованию организации производства, направленных на повышение объема продукции, пользующейся спросом, её качества и снижение себестоимости.

В укрупненном плане основные направления проекта можно представить следующим образом (выбор одного или обоих направлений зависит от конкретных условий и возможностей предприятия):

Переработка продукции (включая первичную), подготовка товара, совершенствование ассортимента, которая возможна в случаях:

- предприятие располагает необходимым оборудованием или имеет возможность приобрести его;

- объем продукции достаточен для обеспечения эффективности переработки;

- есть возможность организовать переработку на кооперативной основе;

- уровень производственной себестоимости позволяет обеспечить конкурентоспособность переработанной продукции.

При выборе этого направления составляется бизнес-план (по общепринятой методике) с указанием необходимого размера инвестиций, калькуляцией затрат на переработку, расчетом себестоимости переработанной продукции (стоимость сырья + затраты на переработку). Здесь же приводится прогнозируемая цена, возможная прибыль и срок окупаемости дополнительных капитальных вложений.

Совершенствование сбытовой деятельности. Это направление должно обязательно присутствовать в проекте и включать разработку следующих вопросов:

- организация и совершенствование деятельности группы (службы), занимающейся сбытом продукции;

- создание собственных торговых точек, с указанием их количества и местоположения; расчет затрат, связанных с их содержанием и т.д.;

- выбор рациональных каналов реализации продукции и разработки перспективной коммерческой стратегии, с учетом ценовой ситуации на рынке (таблица 19).

Таблица 19 – Ценовая ситуация на рынке в регионе (районе) деятельности предприятия

Продукция Каналы реализации Цена единицы продукции, руб.
Молоко     Другие виды продукции животноводства    

В заключение раздела приводятся расчеты, которые отражают не только перспективную коммерческую стратегию предприятия, но и позволяют судить об эффективности общего комплекса мероприятий по совершенствованию производства и сбыта продукции животноводства (таблица 20). При этом все фактические показатели проставляются за последний год (таблица 11). Исключение составляет лишь последняя графа.

Перспективные показатели определяются на основе всех разработанных в 3 разделе мероприятий, рыночной ситуации и стратегии развития вашего предприятия.

Результат (прибыль, убыток) по всем каналам реализации определяется так:

Результат (факт., перспектива) = (V х Ц) – (V х С), где

V – объем реализации (факт., перспектива),

Ц – цена реализации 1 ц (факт., перспектива),

С – полная себестоимость 1 ц (факт., перспектива).

На основе анализа приведенных в таблице показателей дается оценка разработанного на перспективу проекта.

Таблица 20 – Перспективная коммерческая стратегия предприятия и ее эффективность (на примере животноводства или отдельного вида продукции согласно темы)

Наименование продукции Каналы реализации Объем продаж, ц Полная себестоимость 1 ц, руб. Цена реализации 1 ц, руб. Результат, тыс. руб. прибыль (+), убыток (-)
факт. (посл. год) на перспективу факт. на перспективу факт. на перспективу факт. на перспективу
Молоко (сырое)                      
Итого по животновод- ству                  

Наши рекомендации