Пути совершенствования производственно-сбытовой деятельности
(на примере животноводства).
Содержание раздела должно быть направлено, прежде всего, на устранение выявленных в ходе анализа недостатков и, на этой основе, повышение эффективности отрасли.
Основное внимание должно быть направлено на совершенствование вопросов организации производства, увеличении объема производства и продаж, снижение себестоимости за счет повышения продуктивности, производительности труда и ресурсосбережения, на основе применения внутрихозяйственного расчета.
Кроме того, важно предложить мероприятия по повышению средней цены реализации: качество продукции, выбор наиболее эффективных каналов реализации.
Основное внимание должно быть направлено на поиск внутренних резервов, которые можно решить на уровне предприятия (организации).
1. В качестве основного направления целесообразно рассматривать возможности увеличение объемов производства конкретного вида продукции на предприятии, прежде всего интенсивным путем, т.е. за счет роста продуктивности. При наличии дополнительных скотомест, кормовой базы и трудовых ресурсов возможно использование экстенсивного пути, т.е. увеличение поголовья.
При рассмотрении путей повышения продуктивности обратить внимание на следующие факторы: уровень обеспеченности кормами и их качество; племенная работа и воспроизводство стада; содержание и организация производства.
2. Обратить внимание на факторы, способствующие снижению себестоимости:
- Рост продуктивности, мероприятия по которой предложены в пункте 1.
- Использование современной техники и ресурсосберегающих технологий.
- Обеспечить рост производительности труда, причем опережающими темпами по сравнению с ростом зарплаты.
- Обеспечение заинтересованности работников в ресурсосбережении.
3. Предложить совершенствование внутрихозяйственных производственно-экономических отношений и прокомментировать сущность и основные положения внутрихозяйственного расчета.
4. Совершенствовать материальное стимулирование: увеличение уровня оплаты труда, структуры фонда оплаты, удельного веса премирования.
- Предложить один из вариантов оплаты труда от валового дохода.
5. Изложить вопросы совершенствования коммерческой деятельности предприятия (выявление спроса, исследование рынка, маркетинговые исследования, поиск наиболее целесообразных каналов реализации, переработка, ассортимент и т.д.)
Рассмотреть внешние факторы повышения экономической эффективности производства.
6. Обосновать и изложить основные макроэкономические мероприятия на уровне государства, оказывающие влияние на эффективность сельскохозяйственного производства (паритет цен, поддержка со стороны государства и т.д.). При этом можно использовать положения Приоритетного национального проекта «Развития АПК», Закона РФ «О развитии сельского хозяйства» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг» и «Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
При разработке исходят из конкретных условий предприятия. Вот некоторые из них:
- совершенствование внутрихозяйственной специализации на основе индексного метода (таблица 18);
- совершенствование технологии производства, направленной на повышение продуктивности скота, качества продукции и снижение себестоимости единицы продукции (кормление, содержание, воспроизводство стада и т.д.);
- совершенствование организации, нормирования труда; повышение заинтересованности работников подразделений в конечных результатах работы, применение рациональной оплаты и материального стимулирования;
- совершенствование внутрихозяйственных производственно-экономических отношений; другие мероприятия.
Таблица 18 – Определение перспектив внутрихозяйственной специализации
(индексный метод)
Наименование бригады | Пого- ловье, гол. | Продук- тивность | Индекс Продуктив- ности | Себесто- имость ед. продукции | Индекс себестои-мости | Общий индекс |
Молочные фермы (бригады): | ||||||
Итого | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |||
Фермы по выращиванию молодняка | ||||||
Итого | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
· Примечание: расчет проводится при наличии нескольких бригад, обслуживающих один вид животных.
Индекс продуктивности
Общий индекс =
Индекс себестоимости
чем выше индекс, тем эффективнее производство.
Каждое из выбранных и разработанных мероприятий должно подкрепляться расчетом его конечных результатов (продуктивность возрастает на … кг, затраты по таким-то статьям сократятся на … руб. и как следствие, себестоимость единицы продукции снизится и достигнет уровня … руб. и т.д.).
Проект коммерческой стратегии в животноводстве разрабатывается с учетом ранее предложенных мероприятий по совершенствованию организации производства, направленных на повышение объема продукции, пользующейся спросом, её качества и снижение себестоимости.
В укрупненном плане основные направления проекта можно представить следующим образом (выбор одного или обоих направлений зависит от конкретных условий и возможностей предприятия):
Переработка продукции (включая первичную), подготовка товара, совершенствование ассортимента, которая возможна в случаях:
- предприятие располагает необходимым оборудованием или имеет возможность приобрести его;
- объем продукции достаточен для обеспечения эффективности переработки;
- есть возможность организовать переработку на кооперативной основе;
- уровень производственной себестоимости позволяет обеспечить конкурентоспособность переработанной продукции.
При выборе этого направления составляется бизнес-план (по общепринятой методике) с указанием необходимого размера инвестиций, калькуляцией затрат на переработку, расчетом себестоимости переработанной продукции (стоимость сырья + затраты на переработку). Здесь же приводится прогнозируемая цена, возможная прибыль и срок окупаемости дополнительных капитальных вложений.
Совершенствование сбытовой деятельности. Это направление должно обязательно присутствовать в проекте и включать разработку следующих вопросов:
- организация и совершенствование деятельности группы (службы), занимающейся сбытом продукции;
- создание собственных торговых точек, с указанием их количества и местоположения; расчет затрат, связанных с их содержанием и т.д.;
- выбор рациональных каналов реализации продукции и разработки перспективной коммерческой стратегии, с учетом ценовой ситуации на рынке (таблица 19).
Таблица 19 – Ценовая ситуация на рынке в регионе (районе) деятельности предприятия
Продукция | Каналы реализации | Цена единицы продукции, руб. |
Молоко Другие виды продукции животноводства |
В заключение раздела приводятся расчеты, которые отражают не только перспективную коммерческую стратегию предприятия, но и позволяют судить об эффективности общего комплекса мероприятий по совершенствованию производства и сбыта продукции животноводства (таблица 20). При этом все фактические показатели проставляются за последний год (таблица 11). Исключение составляет лишь последняя графа.
Перспективные показатели определяются на основе всех разработанных в 3 разделе мероприятий, рыночной ситуации и стратегии развития вашего предприятия.
Результат (прибыль, убыток) по всем каналам реализации определяется так:
Результат (факт., перспектива) = (V х Ц) – (V х С), где
V – объем реализации (факт., перспектива),
Ц – цена реализации 1 ц (факт., перспектива),
С – полная себестоимость 1 ц (факт., перспектива).
На основе анализа приведенных в таблице показателей дается оценка разработанного на перспективу проекта.
Таблица 20 – Перспективная коммерческая стратегия предприятия и ее эффективность (на примере животноводства или отдельного вида продукции согласно темы)
Наименование продукции | Каналы реализации | Объем продаж, ц | Полная себестоимость 1 ц, руб. | Цена реализации 1 ц, руб. | Результат, тыс. руб. прибыль (+), убыток (-) | ||||
факт. (посл. год) | на перспективу | факт. | на перспективу | факт. | на перспективу | факт. | на перспективу | ||
Молоко (сырое) | |||||||||
Итого по животновод- ству |