Эк. Тр. Типы и методы управления трудом. Формы управления трудом. Уровни управления трудом.

Власть в обществе, определяющая характер управления, может быть либо демократической, либо диктатурной. Это очень крупное деление отражает водораздел в типах общественных отношений в зависимости от того, насколько свободны в своих действия члены общества и их коллективы, организации. Демократический тип управления означает полноценную гражданскую субъектность многих, диктатурный тип, напротив, означает узурпирование прав субъектности немногими.

Тоталитарный тип управления трудом — предельно диктатурный. Его ан­типод — демократическое управление трудом, непременным и отличитель­ным признаком которого является в полной мере развитая и свободно реализуемая реальная много субъектность. Кроме предельно четких крайних типов существуют разнооб­разные промежуточные типы управления трудом.

Методами управления трудом называются принципиальные способы оказания управленческих воздействий на социально-трудовые процессы и их уча­стников. Труд управляется тремя основны­ми методами:

1) метод прямого (директивного) воздействия управляющего на управля­емых и через них на управляемый процесс;

2) метод косвенного (через интерес) воздействия управляющего на управляемых и через них на управляемый процесс;

3) метод самоуправления (когда участники процесса сами принимают и исполняют решения).

В порядке укрупненной классификации форм управления трудом можно выделить:

-государственные формы управления трудом;

-договорные формы управления трудом;

-формы общественной активности того или иного субъекта социально-трудовых отношений.

Государственные формы управления трудом. Государство как субъект управления трудом выступает в виде органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответственно этому формами управляющих воздействий государства в социально-трудовой сфере являются законы, нормативные указы распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, правосудие посредством судопроизводства.

Договорные формы управления трудом. В тех случаях, когда управленческие решения по социально-трудовым вопросам принимаются на основе совмест­ных действий и договоренностей нескольких равноправных субъектов, имеют место договорные формы управления трудом. В настоящее время в России освоены несколько видов договорных форм:

-генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;

-региональные и территориальные соглашения (по возможности трех­ сторонние) заключаются ныне в большинстве субъектов Российской Феде­рации. На уровне субъектов Российской Федерации в соглашениях участвуют региональные объединения профсоюзов, региональные объединения работодателей и правительства регионов;

-отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения между общероссийскими объединениями Профсоюзов, общерос­сийскими объединениями работодателей и Министерством труда и социального развития РФ;

-коллективные договора между представителями трудовых коллективов (работниками) и администрацией предприятий (работодателями);

- индивидуальные трудовые договоры (контракты) между работниками и работодателями.

Формы общественной активности субъектов управления трудом. К формам "правления трудом относятся и такие действия, которые можно назвать «односторонними» в том смысле, что действует лишь одна сторона, и притом решающим образом, а как инициатор взаимоотношений субъектов.

Уровни управления трудом — это уровни распределения компетенций в решении тех или иных социально-трудовых вопросов. В этом отношении управление трудом устроено точно так же, как и управление другими процесса­ми общественной и экономической жизни.

43). ЭК. Тр. Социально-защитная функция государства и ее реализация.Социальная защита – политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни: право на минимально достаточные средства на жизнь, на труд и отдых, на соц. обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей, на защиту от безработицы, охрану здоровья, образование, жилище и т.д. В нормально развивающейся экономике и тем более в переходный к ней период отношения государства с населением строится с 2 позиций. 1)население активный субъект отношений: владеет собственностью, трудится, создает ВВП и собственные доходы, платит налоги, покупает товары и услуги. 2)население яв-ся объектом той функции гос-ва, которую теперь принято обозначать термином социальная защита. Когда все хорошо преобладает 1 система взаимоотношений, в которой гос-во и население яв-ся по сути партнерами, то в кризисное время необычайно возрастает значение покровительственных действий гос-ва по отношению к населению. Под социальной защитой понимается политика государства по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человека независимо от места жительства, национальности, пола, возраста и др. обстоятельств. Иногда понятие соц-ой защиты ограничивают исключительно социальной помощью гос-ва в отношении нетрудоспособных категорий общества, однако дело не только в этом. Среди данной категории есть социальные факторы: потеря рабочего места, отсутствие возможности для получения требуемого образования и квалификации, глубокая дифференциация в распределении получаемых доходов и т.д. Поэтому задача соц-го гос-ва задействовать механизм смягчения указанных рисков и неблагоприятных последствий. В современной экономике сложилось 2 модели социальной защиты, которые различаются от в зависимости от степени вмешательства гос-ва в экономику: 1)модель социально-демократической ориентации с высокой ролью гос-ва в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления (шведская). 2)неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы (американская). В числе ресурсов соцзащиты можно назвать следующее: налоги, уплачиваемые в госбюджет, взносы на обязательное гос. соц.страх-е, частные средства. Соц. защита как любая действующая общественная система имеет правовые, организационные и финансово-экономические основы своей деятельности, позволяющие ей действенно работать на население и с населением. Наиболее фундаментальные права человека в области уровня жизни, треб-е соцзащиты, формулируются Конституцией и федеральным законом.



Наши рекомендации